[Материалы для студентов-историков]
(2-ой вариант)
1) Социально-экономическая жизнь Японии в ХУП-ХУШ вв
При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь. Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою монету, в виду то, что всякие сделки на землю были категорически запрещены. Поэтому переход земли к купцам и ростовщикам осуществлялся при помощи различных уловок, типа долгосрочной аренды, дарения, потомственного откупа .
Торгово-ростовщический
капитал широко проникая в экономику Японии, подрывал основы феодального хозяйства, но в то же время не создавал нового способа производства, усугубляя разорение японской деревни. Средоточием торговли и ремесла являлись города. Крупнейшими городами были Эдо — столица Японии (нынешний г. Токио), Осака— главный торговый центр страны, Киото — местопребывание императора, портовые города Сакаи и Нагасаки. Величина призамковых городов зависела от размеров территории и населения княжества.Внутренняя политика Токугава. «Закрытие Японии» Основой токугавского режима, установленного первым сегуном Иэясу Токугава и получившего свое полное развитие при третьем сегуне Токугава Иемицу (в сер. XVII в.), было: насильственное сохранение существующего порядка, заключавшегося в угнетенном положении крестьянства, подчиненной роли городского населения и в неограниченном господстве дворянства. По правительственным переписям в 1726г. население Японии исчислялось в 29 млн. человек, в 1750 — 27 млн., в 1804 —26 млн. и в 1846 (т.е. за 22 года до падения токугавского режима) — 27 млн. А если принять во внимание некоторый рост городского населения, то налицо бесспорное сокращение сельского населения. Причина уменьшения населения крылась в огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е годы — на 1 млн., причем от голода не умер ни один самурай. В этих жесточайших условиях крестьяне широко практиковали детоубийство. Конец 80 годов XVIII в. был отмечен грозной для феодального режима волной крестьянских восстаний и выступ лений городской бедноты, занесенных в официальные хроники под названием «голодных бунтов». Никогда в истории феодальной Японии не было такого количества крестьянских восстаний, как в эпоху Токугава — 1163 только зарегистрированных. Самой распространенной формой крестьянских выступлений было коллективное требование отмены наиболее несправедливых поборов и повинностей. Феодальная раздробленность Японии препятствовала слиянию отдельных крестьянских восстаний в широкую народную войну против самого строя в целом. Но с другой стороны, именно разобщенность княжеств зачастую помогала крестьянам в их выступлениях против того или иного феодала, вынуждая его пойти на временные уступки. Был объявлен поход против роскоши и расточительства среди дворянства и торговой буржуазии. Характерно, что эти буржуазные элементы немедленно объединились в общих нападках на сёгунат с теми дворянскими кругами, по карману которых ударило сокращение доходов императорского двора. Итак, торговая буржуазия с течением времени все чаще и более резко выражала свое раздражение и недовольство экономической политикой сёгуната, грубым вмешательством чиновников в сферу их торговых интересов и, наконец, своим политическим бесправием. Японский феодализм и олицетворявший его токугавскийрежим все больше вступали в непримиримое противоречие с новыми формирующимися реалиями. Социально-экономические процессы, происходившие в Японии, свидетельствовали о крушении всей феодальной экономики, о размывании социальных устоев режима и неуклонном развитии товарно-денежных отношений. Процесс внутреннего расслоения убыстрялся по мере развития товарно-денежных Потребность в деньгах увеличивала зависимость крестьян от торгово-ростовщического капитала. Это были «гоно» — богатые крестьяне и «госи» — землевладельцы из рядовых самураев, сохранивших в своих руках землю. Однако, основными скупщиками земли были купцы иростовщики. Таким образом, под оболочкой внешне «незыблемых» феодальных отношений в токутавской деревне возникал новый класс фактических земельных собственников, в основном торгово-ростовщического происхождения. Эти полуфеодальные, полукапиталистические собственники были заинтересованы в скорейшем уничтожении крупного феодального, княжеского землевладения, в уничтожении токугавских «регламентации», стеснявших свободу их предпринимательской деятельности. Несомненно, что этот слой новых землевладельцев был в то же время глубоко враждебен крестьянским массам. . Важнейшим явлением, обозначившим существенные перемены в экономике сёгуната, было возникновение городской мануфактуры. Первые мануфактуры начали возникать в конце XVIII в., сначала в соеваренной и винокуренной промышленности. Следующим шагом в развитии промышленного производства явилось создание на грани ХУШ-Х1Х вв. в Киото
1 2) Младотурецкая революция 1908-1909 гг. (?
2. 1)Китай под маньчжурским владычеством в ХУП-ХУШ вв.
После захвата Пекина 6 июня 1644 г. и объявления города новой столицей государства Цин вместо Мукдена, 30 октября Шуньчжи повторно был провозглашен императором государства Цин. Во время захвата Пекина некоторые из уцелевших членов цинской императорской семьи приветствовали маньчжур, В течение 1648-1652 гг. на уже покоренных маньчжура- ми территориях вспыхнуло несколько восстаний. Порой восставшим удавалось отвоевывать у маньчжур до- статочно крупные города. Понимая, что без поддержки китайской элиты ситуацию под контролем не удержать, маньчжуры пошли им на неко- торые уступки, привлекли на свою сторону монгольские кон- ные отряды, перевооружили с помощью европейцев свои вой- ска и продолжили покорение Китая. Захватив долину р. Янцзы, маньчжуры двинулись на захват Южного Китая. В конце 1673 г., недовольный Цинами У Саньгуй, ставший при них князем, поднял восстание на подконтрольных зем- лях, отказавшись подчиняться центральным властям в Пе- кине и заявив о восстановлении там минских традиций. Он призвал китайцев подняться на борьбу с маньчжурами под его руководством. Тогда он принимает решение создать собственное государство на территории Юго- Западного Китая. В этом начинании его поддержали еще два княжества, поэтому начавшаяся война в историографии еще называется «войной трех князей-данников». На первых порах им сопутствовал успех и под контролем нового образования оказа- лось 6 из 15 китайских провинций. В марте 1678г. У Саньгуй был провозглашен императором под именем Чжоу Ди, но вско- ре скончался. Ему наследовал внук — У Шифань, оказавшийся менее удачливым в противостоянии с маньчжурами, чем его дед. В 1681 г. Цины сумели ликвидировать империю Чжоу. Таким образом, единственной китайской территорией, нахо- дившейся вне их контроля, оставалось государство Чжэнов на Тайване, которое было захвачено лишь в 1683 г. Маньчжурия — превратилась из сравнительно небольшого по территории и численности населения государства в самую привилегированную часть китайской империи, а его правителя — в первого императора-маньчжура на китайском престоле. С этого момента и вплоть до 1911 г. в Китае установилась власть иноземной маньчжурской династии Цин. Основная часть земельного фонда находилась в условном частном владении, за пользование которым владельцы выплачивали налоги. Для удобства их сбора в стране вводился жесткий контроль над населением. Государство осуществляло монополию на добычу соли, вводило дополнительные налоги на чай, крепкие спиртные напитки, на имущественные сделки и т.д. Большую часть собранного урожая крестьянин был вынужден отдавать собственнику земли и выполнять для него различные личные поручения. Некоторые историки считают, что в результате некоторой стабилизации в Китае начинает зарождаться капиталистичесий уклад, хотя все эти положительные изменения носили остаточно поверхностный и противоречивый характер.3. 1) Государственная организация Цинской империи. Феномен шэньши.
Князья императорского дома делились на прямых потомков основателя династии, носивших в качестве знака отличия желтый пояс и потомков боковых ветвей, имевших пояс красного цвета. Другие родственники императора, в зависимости от степени родства, делились на 12 категорий, а чиновники, не являвшиеся родственниками императора — на 9. Вторым по важности социальным слоем в Цинском Китае являлись китайские аристократы, однако даже самые влиятельные из них не могли сравняться по юридическому статусу с маньчжурской знатью. Монопольное право занятия дол- жностей чиновников имели ученые шэньши (шэнь цзинъ). Они не подчинялись юрисдикции местных начальников, имели право откупа от телесных наказаний за совершенные право- нарушения, частично освобождались от уплаты налогов. Их статус не являлся наследственным. Шэньши мог стать лю- бой, кроме представителя сословия «низких». Привилегии шэньши распространялись на всех их родственников не толь- ко по прямой, но и по боковым линиям. Помимо получения должности в государственном аппарате путем сдачи специальных экзаменов, ее можно было попросту купить. Маньчжуры посчитали возможным сохранить эту систему, получившую название кунцьзюй, как положи- тельно зарекомендовавшую себя на протяжении длительного периода китайской истории, хотя на самом деле ее практическая значимость в выявлении талантливых администраторов была ничтожна. Сословие «простолюдинов» (лян минь) объединяло основ- ную массу жителей Китая. Оно состояло из земледельцев, ре- месленников и торговцев. К земледельцам относились все не принадлежавшие к знати землевладельцы. Внизу социальной лестницы находились «низшие», зани- мавшиеся «непрестижными» профессиями — актеры, стран- ствующие музыканты, монахи, слуги и рабы. В имуществен- ном отношении сюда входили люди с самым разным уровнем доходов — от богачей до неимущих бедняков. Представители других этнических групп, проживавших на территории Китая в то время, фактически не имели никаких прав и были обязаны выполнять те повинности, которые на них налагали представители господствующих слоев. Наиболее угнетаемыми являлись рабы, среди которых было много женщин. Они, в свою очередь, делились на госу- дарственных и частных. Рабство являлось вечным, лишь иногда, по Указу императора, они могли освобождаться. Дети рабов и рабынь также наследовали их статус. Каждая низшая социальная группа также имела свои вне- шние отличия, как в одежде, так и в манере поведения.
9. 1) .Движение тайпинов. Их социально-экономическая и политическая программа.Причины гибели тайпинского государства
Тайпинское
движение.Предпосылки зарождения движения тайпинов Поражение Китая в первой опиумной войне вызвало волну недовольства среди широких слоев китайского населения. Оно выражалось как в прямых действиях и выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурских властей. Тяжелое положение крестьянства постепенно приводило к складыванию предпосылок новой войны против правящего режима. В 40-е гг. XIX в. по всему Китаю вспыхнуло более 100 крестьянских восстаний. Широкую известность получило начавшееся в то время на Юге страны патриотическое антизападное движение, объединившее представителей самых разных со-
словий китайского общества, протестовавших против открытия для англичан порта Гуанчжоу.
В 1844 г. в провинции Гуандун сельским учителем, принявшим христианство, Хун Сюцюанем было создано «Общество небесного отца»» («Бай Шанди хуэй»), в основе идеологии которого лежала идея всеобщего братства и равенства людей, выраженная в форме создания на территории Китая Небесного государства великого благоденствия (Тайпин Тяньго). К Хун Сюцюаню примкнули другие крестьянские лидерыЗатем о своем желании вступить в организацию заявили и некоторые недовольные политикой Цинов представители более состоятельных слоев общества. К июню 1850 г. тайпины (так стали называть участников движения) уже представляли достаточно организованную силу, готовившуюся к выступлению против господства Цинов и установлению в Китае «общества справедливости». Начальный этап тайпинского движения (1850-1856) С конца 1850 г. начинаются первые выступления тайпинов против властей в провинции Гуанси, а уже в январе следующего года в деревне Цзинтянь было провозглашено создание государства Тайпин Тяньго, лидеры которого объявили о походе
на Север с целью захвата столицы цинского Китая — Пекина. После захвата г. Юньань (на севере провинции Гуанси) Хун Сюцюаня провозглашают Тянь ваном (небесным князем). Его ближайшие сподвижники были удостоены титулов ванов. Хун Сюцюань, в духе китайских традиций, номинально стал считаться повелителем не только Китая, но и всех других государств и народов, а его ваны — руководителями отдельных частей света — Севера, Юга, Востока и Запада. Европейцев тайпины считали братьями по христианской вере, охотно шли
с ними на дружественные контакты. И на первых порах иностранцы относились к тайпинам достаточно позитивно, надеясь разыграть эту карту в своих отношениях с Цинами. Вскоре цинские войска осадили Юнъань и вплоть до апреля 1852 г. продолжалась его оборона. Но затем тайпины вынуждены были оставить этот город и начать партизанские действия. Повстанцам удалось выйти в конце 1852г. к р.Янцзы и в январе 1853г. захватить г. Учан, затем г. Айцин и к началу весны того же года овладеть крупнейшим центром на р. Янцзы — г. Нанкин. Этот город был провозглашен тайпинской Небесной столицей. Армия повстанцев в этот период численно росла и пользовалась большой поддержкой местного населения. Затем тайпины продолжили свой поход на север. К этому времени стала проявляться одна из значительных военных ошибок тайпинов. Они практически не закрепляли за собой завоеванные ранее территории. Помимо тайпинов, в это время в различных районах Китая действовали и другие антиманьчжурские организации. Одна из них — общество «Малых мечей», сумела в сентябре 1853 г. поднять восстание в Шанхае, захватить город и продержаться в нем до февраля 1855 г., пока повстанцев на выбили оттуда цинские войска при поддержке французов, находившихся в городе. К 1856 г. наблюдался кризис движения тайпинов, выразившийся, прежде всего, в разногласиях между его лидерами. Главным документом, на основе которого тайпинские вожди пытались проводить преобразования на контролируемых территориях, стало «Земельное уложение Небесной династии». В нем предусматривалось, в духе утопических идей китайского «крестьянского коммунизма», уравнительное перераспределение земельных владений. Тайпины хотели отменить товарно-денежные отношения и уравнять потребности людей. Трудовая повинность объявлялась обязательной для всех жителей. Они нетерпимо относились к традиционным китайским религиям. Были определены принципы нового государственного устройства. Основной административной и одновременно военной единицей на местном уровне становилась община-взвод,в которой состояло 25 семей. Высшей организационной структурой являлась армия, в которую входило 13156 семей. Каждая семья была обязана выделить одного человека в армию. Несмотря на ярко выраженный военизированный характер этой системы, в ней имелись демократические начала, например, все командиры взводов и выше избирались на основе народного волеизъявления. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, в том числе и на военной службе. Многие из провозглашенных тайпинами в своих программных документах преобразований так и остались декларативными в силу саботажа на местах или из-за весьма непродолжительного контроля над теми или иными отвоеванными у Цинов территориями. Так, например, на их территориях во многих местах сохранялась помещичья собственность, помещики и шэныпи находились даже в местных органах власти, осуществляя там лишь те меры, которые были им на тот момент выгодны. В период второй «опиумной войны» и после ее окончания продолжался кризис в лагере тайпинов. Все более увеличивался разрыв в интересах верхушки движения, превратившейся в новый господствующий класс на подвластных территориях, и его рядовыми участниками.
2) Османская империя накануне и в период первой мировой войны.10. 1) Англо-французское соперничество в Юго-Восточной Азии во 2й половине XVIII - начале XIX в. 2) Новые османы и конституционное движение в Османской империи.
11. 1) Европейские Ост-Индские компании и отличительные черты их деятельности.
2) Империалистический раздел Африки.
4. 2) Особенности становления капиталистических отношений в Индии во второй половине 19 века.
Развитию капитического уклада в экономике Индии способствовали представители английской буржуазии С середины Х1Х, Индия становится сферой приложения анг- лийского капитала. Первым крупным объектом английских капиталовложенй Индии были железные дороги. Освоение Индии как истока сырья и рынка сбыта потребовало современных сред ств.связи и сообщения. В 1860—1890-е годы протяженность железнодорожных линии возросла с 1300 до 25 600 км. англичан в Индии. Железнодорожное строительство было подчинено целям эксплуатации английским капиталом. Это особенно ярко проявилось в установлении тарифов на грузовые перевозки. независимо от фактических расходов. Расточительство английских подрядчиков оплачивалось кровью за счет индийских налогоплательщиков.
Вторым важнейшим объектом
английских капиталовложений было ирригационное строительство.
Ирригационные сооружения строились в тех районах, где выращивались экспортные
культуры (например, в Синде и
Панджабе, где была со:,
Важнейшей сферой приложения частного капитала с середины XIX в.
становится плантационное хозяйство. Английское колониальное государство
в Индии поддерживало развитие плантаций чая, кофе, каучука, продавая
пригодные для возделывания этих культур земли в полную собственность или
сдавая их в аренду плантаторам на льготных условиях. Британские капиталы
стали также вкладываться в строительство предприятий фабрично-заводской
и горнодобывающей промышленности. В Калькутте действовал принадлежащий
англичанам небольшой металлургический завод; уголь, сжигавшийся в топках
паровозов, стал добываться в самой Индии. Эксплуатация открытых
железнодорожных линий потребовала создания ремонтных мастерских и
небольших чугунолитейных и механических предприятий. Английские колониальные власти
ис-
пользовали все методы эксплуатации региона —
налоги, ввоз
промышленных товаров, вывоз сырья, экспорт капитала.
По-
явление в стране крупных капиталистических
предприятий (фабрики, железные дороги, плантации и пр.) стимулировало
развитие национального капитализма. Расширение сферы
дея-тельности торговцев и ростовщиков способствовало накоплениюденежных
капиталов в стране. Крупные денежные накопления были сделаны индийским
купечеством в посреднической (компрадорской) торговле.
В этот же период начал складываться и рынок рабочей
силы. Разорявшиеся ремесленники и
паупеоизировавшиеся крестьяне стали источником пополнения первых
отрядов рабочего класса (на плантациях, строительстве, первых фабричных
и мануфактурных предприятиях). Таким образом, во второй половине XIX в.
в Индии имели место два главных условия для развития капиталистическо го
уклада: появились «свободные» от средств производства работники и было
произведено первоначальное накопление капитала(индийскими
купцами-компрадорами).Развитие капитализма в Индии шло двумя
параллельными путями. На базе ремесленного производства стала
развиваться капиталистическая мануфактура.
Наряду с ручным производством в середине
XIX в. возникли первые фабрично-заводские предприятия. Важнейшим
центром индийской фабрично-заводской
промышленности
стал Бомбей. У бомбейских купцов-компрадоров (главным
об-
К концу XIX в. в крупном производстве
(фабрично-завод-
ские предприятия и плантации) 2/3 всего акционерного
ка-
питала принадлежало англичанам и только 1/3 —
индийцам,
что свидетельствует о господстве англичан в
крупнокапита-
листическом предпринимательстве в Индии. Развитие капитализма
в стране положило начало формированию наемного труда. Неравномерное
развитие крупной промышленности определило концентрацию основной ее
части в наиболее развитых провинциях страны: Бомбее и
Бенгалии.
Сверхэксплуатация индийских рабочих была основой
конкурентноспособности индийских фабрикантов в их борьбе за рынок с
английскими
промышленниками. Значительно выше, чем в Англии, была также оплата
инженерно-технического персонала. Источником для покрытияэтих
дополнительных затрат была сверхэксплуатация индий-ских рабочих,
которые, таким образом, подвергались двойному гнету — со стороны своей и
иностранной буржуазии. Английская буржуазия, используя свое политическое
господство в Индии, всемерно тормозила самостоятельное экономическое
развитие страны. В 1879 г. фабриканты Ланкашира добились отмены пошлин
на импортные хлопчатобумажные ткани в Индии, что ставило в неравное
положение молодую индийскую и самую мощную
в мире английскую текстильную промышленность. В 1882 г. отменены пошлины
и на другие товары. В 1894 г. по фискальным
соображениям пошлина на ввозимые ткани была восстановлена, но
одновременно введен акцизный сбор на
индийские фабричные ткани.
Серьезным тормозом было также отсутствие организованного
капиталистического кредита. Английские банки в Индии кредитовали лишь
колониальный аппарат, английские торговые и промышленные предприятия и
занималисьглавным образом внешнеторговыми операциями. В этих ус-
ловиях индийские фабриканты попадали в зависимость от
так
называемых управляющих агентств — дочерних
компаний
крупных английских монополий.
Господство в сельском хозяйстве феодальных
пережитков,
преобладание в деревне и
мелком промышленном производ-
стве торгово-ростовщического
капитала весьма ограничива-
ли возможности капиталистического развития страны.
Молодая индийская,
буржуазия с самого начала своего фор-
мирования как класса столкнулась с экономическим и
поли-
тическим гнетом англичан. Однако в наибольшей степени
этот
Усиление колониальной эксплуатации, сопровождавшееся
утяжелением феодального и ростовщического гнета,
развитие
капитализма в стране, вызванное формированием
буржуазно-
го общества, привели к обострению социальных
противоречий
внутри страны, к столкновениям с
английсьсими колониальными властями.
17. 1) Русско-китайские отношения в 17-18 вв.
13. 2) Борьба империалистических государств за раздел
Китая на рубеже 19-20 вв.
15. 2) Сунь Ятсен и его роль в истории Китая конца 19
– нач. 20 в. 12. 1)
В начале XIX в. Цины продолжают проводить политику самоизоляции от остального мира. Однако такое положение уже не могло устраивать многие европейские державы, к этому времени находившиеся в стадии бурного экономического роста и нуждавшиеся в новых рынках сбыта своих товаров, в дешевых источниках сырья и рабочей силы.
Особую активность проявляли представители английской Ост-Индской компании, видевшие в Китае вторую Индию. Главным успехом англичан стало увеличение ввоза в Китай из соседней Индии опиума. С 1800 по 1838 гг. его количество на китайском рынке увеличилось с 2 тысяч до 40 тысяч ящиков, что приносило его продавцам баснословные прибыли.
Первая «опиумная» война (1839-1842 гг.)Стремясь воспрепятствовать ввозу опиума в Китай, в 1839 г. Цины назначили губернатором Кантона патриотически настроенного чиновника Линь Цзэсюя, сыгравшего выдающуюся роль не только в качестве администратора, но и как представитель прогрессивно мыслящей части китайской элиты.Линь Цзэсюй. Еще в 1833 г. подал на имя императора доклад с предложением запрета торговли опиумом.
23 марта 1839 г. он приказал всему китайскому персоналу покинуть порт, прекратить поставки воды и продуктов питания находившимся там иностранным подданным до тех пор, пока они не сдадут властям весь уже завезенный опиум.
Летом 1839 г. в Пекине были выработаны новые запретительные правила, предусматривавшие суровые наказания как для китайских, так и для иностранных опиумоторговцев. Это событие стало предлогом к началу войны с Великобританией, получившей в историографии название «опиумная». 4 сентября 1939 г. англичане обстреляли со своих кораблей у полуострова Цзянлун китайские военные суда. В ноябре того же года они начали боевые действия у берегов Китая В июне 1840 г., в нарушение установлен-ного Линь Цзэсюем запрета, англичане прибыли к берегам южного Китая, блокировали Кантон, Амой, Нинбо,. После этого Китаю были предъявлены требования, среди которых фигурировали передача о. Гонконг под власть британской короны, денежная компенсация за уничтоженную в Кантоне партию опиума и возобновление двусторонней торговли. 11 августа корабли англичан прибыли к фортам Дагу близ Пекина. Такое развитие событий привело к полной растерянности в лагере Цинов. Китайские власти отстранили от должности Линь Цзэсюя, заменив его на Ци Шаня, который начал переговоры с англичанами, приняв, предварительно, все их условия. Такой капитулянтский шаг вызвал волну недовольства в среде китайской элиты. в тот период еще питавшей иллюзии относительно истинного места их страны в окружающем мире. В результате богдыхан не утвердил это соглашение, а Ци Шаня арестовали как изменника. После этих событий английское правительство направило в Китай дополнительные подкрепления. Весной
1842 г. пала крепость Усун близ Шанхая, а в середине июня был захвачен и сам город. Таким образом, англичане получили возможность контроля над одним из наиболее стратегически важных районов Китая.
Военные действия показали военную и экономическую слабость Китая, его неспособность противостоять натиску европейских держав.
29 августа 1842 г. был подписан первый неравноправный договор между Великобританией и Китаем, получившим название по месту его подписания — Нанкинский. Китайские власти обязывались открыть для английских торговцев порты Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Китай должен был выплатить 21 млн. лян серебра в качестве контрибуции, Английские товары облагались лишь пятипроцентной пошлиной (от их стоимости), о. Гонконг переходил под контроль Великобритании.Вторая «опиумная война» (1856-1860)В первый период движения тайпинов западные державы неоднократно делали заявления относительно своего нейтралитета, но после шанхайских событий 1853 г. стало ясно, что они все больше склоняются в сторону поддержки Цинов. Тем не менее в своем стремлении проводить политику «разделяй и властвуй», англичане не исключали возможности раздела Китая на два государства. и даже направили в Нанкин официальную полномочную делегацию с целью получения права на судоходство по р. Янцзы и торговых привилегий на землях, контролировавшихся тайпинами. Руководители тайпинов дали на это свое согласие, но в качестве ответного шага со стороны англичан потребовали запрета торговли опиумом и уважения законов. В 1856 г. ситуация коренным образом изменяется. Начинается кризис в тайпинском лагере, приведший к его ослаб-лению Поводом к началу войны послужили события, связанные с торговым судном«Эрроу», находившимся в Гуанчжоу. В конце октября 1856 г. английская эскадра начала обстрел города. Китайское население организовало отпор значительно более сильный, чем в период 1839-1842 гг. Тогда к англичанам присоединилась Франция. В декабре 1857 г. Великобритания предъявила Китаю требования пересмотра прежних договоров, которые были тут же отвергнуты. Тогда объединенные англо-французские войска заняли Гуанчжоу, взяв в плен местного губернатора. В начале 1858 г. военные действия развернулись в устье р. Бэйхэ на севере Китая. Под угрозой оказался Пекин. Понимая, что одновременно вести борьбу на два фронта с тайпинами и иностранными войсками — не удастся, Цины капитулировали перед последними, подписав в июне 1858 г. договоры с Англией и Францией, по которым эти две державы получали право открытия своих дипломатических миссий в Пекине свободу передвижения по территории Китая для своих подданных, всех христианских миссионеров, а также свободу судоходтва по р.Янцзы. Было открыто еще пять китайских портов для торговли с иностранцами, в том числе и опиумом. Сложившейся ситуацией воспользовались также США и Россия, заключившие в тот период неравноправные договоры с Китаем. США добились расширения своих прав в стране, в частности, они получили уступки в таможенных вопросах, американские корабли теперь могли плавать по внутренним рекам Китая, а их граждане получили свободу передвижения.
Россия в 1858 г. заключила с Китаем два договора — Ай-\гунский, по которому к ней отходили левобережье Амура от р. Аргуни до устья. Уссурийский край оставался в общей собственности до момента определения между двумя странами государственных границ. Второй договор получил название Тяньцзиньский, был подписан в середине июня 1858 г. и по нему Россия имела право ведения торговли в открытых портах, право консульской юрисдикции и т.д. Англия и Франция не желали довольствоваться достигнутым в ходе боевых действий 1856-1858 гг. и ждали только повода к возобновлению наступления на Китай. В июне 1860 г. объединенные англо-французские войска начали боевые действия на территории Ляодунского полуострова и Северного Китая. 25 августа ими был захвачен Тяньцзинь. В конце сентября пал Пекин, император и его окружение были вынуждены бежать. Оставшийся в столице князь Гун подписал новый договор с Англией и Францией, по которому Китай обязывался выплатить восьмимиллионную контрибуцию, открывал для иностранной торговли Тяньцзинь, к англичанам отходила южная часть Коулунского полуострова близ Гонконга и др. Через некоторое время, в ноябре 1860г., с Китаем новый договор, получивший название Пекинский, подписала Россия. По нему закреплялись права России на Уссурийский край.
12. 2) Африка к началу европейского проникновения.
В Африке южнее Сахары' существовало несколько центров политического и культурного развития. К каждому из таких центров тяготел ряд периферийных обществ. Большого разви- тия достигли страны Западного и Центрального Судана (биля- ди .)<• Судан «земля черных»), а также Эфиопия. В Западном Судане на протяжении IV- -XVII вв. сменяли друг друга в каче- стве гегемона в политической и культурной жизни государства Гана, Мали и Сонгай. На пространствах Центрального Судана существовали государства хауса и фульбе. Канем и Борну. Ареалом цивилизационных образований было побережье Гвинейского залива. Здесь находились Конфедерация ашан- ти, государства-«империи» Ойо и Бенин. В бассейне реки Кон- го • - государства Конго, Лунда, Куба и Луба.В области Великих озер Восточной Африки, или Межозерья, сложились государства Китара, Буньоро и Буганда. На восточном побережье континента сформировались суахилии ския и отдельно малагасийская цивилизации, как и на юге Африки цивилизация Мономотана. Проникновение европейцев в регионы побережья Африки южнее Сахары приходится на вторую четверть XV в. Между 1434 и 1482 гг. португальцы первыми освоили для себя всю прибрежную линию от мыса Бахадор до устья реки Конго. С обнаружением в 1475 г. страны в зоне Гвинейского залива, где в изобилии добывалось золото и велась торговля с север- ными областями Западного Судана, Португалия стала здесь основательно закрепляться. Она построила крупный форт- факторию Сан-Хорхе да Мина (Эль-Мина — «золотой руд- ник»). До этого Португалия уже имела в своем владении несколько укрепленных пунктов-факторий на побережье За- падной Африки, через которые она вела торговлю с населе^ нием прибрежных районов и осуществляла вывоз слоновой кости, камеди, шкур, древесины, перца, золотого песка. В течение целого столетия на прибрежных землях Запад- ной Африки португальцы занимали монопольное положение, право на которое неоднократно подтверждалось Ватиканом. Португалия была не только первооткрывателем береговой линии Тропической и Южной Африки, но стала страной, по- ложившей начало превращению континента в «заповедное поле охоты ни чернокожих». С открытием островов Вест-Ин- дии и Америки здесь стали устанавливать свое господство Ис- пания, Португалия (в унии с Испанией в 1578—1640 гг.), за ними следовали Голландия, Франция, Англия. На континен- те были открыты золотые, серебряные рудники и алмазные копи. Начало создаваться плантационное хозяйство. По- началу в их эксплуатации использовалась рабочая сила коренного населения. Но вскоре индейцы Америки и Вест- Индии либо были перебиты, либо заживо погребены в рудни- ках. На Гаити, например, в 1508 г. насчитывалось около 60 тыс. чел. местного населения, а в 1548 г. осталось только 500 человек. В Перу в 1575 г. было 1,5 млн чел., а в 1793 г. — всего 600. На Кубе к 1548 г. индейское население исчезло пол- ностью. Возникла острая потребность в привозной рабочей силе, основную массу которой составили африканские не- вольники. Европейская работорговля осуществлялась с середины XV в. и до 70-х годов XIX в. В ходе ее развития сложилась система так называемой «треугольной» торговли. Суть ее заключалась в том, что товары из Европы, направляемые в Африку: огне- стрельное и холодное оружие, спиртные напитки, ткани, ме- таллоизделия, посуда и т. п. обменивались на рабов. 13. 1) Реформы Мохаммеда Али в Египте и его внешняя политика. '; ^, 2}. Борьба империалистических держав за раздел Китая на рубеже XIX - XX вв. 14. 1) Земельно-налоговые реформы Ост-Индской компании в Индии в конце XVIII - 1- й половине XIX в. I \2)'Революция Мэйдзи. Исторический смысл, ход событий, её значение. 15. 1) Иран в 1й половине XIX в. Бабидские восстания. I (^ 1^2.) Сунь Ятсен и его роль в истории Китая конца XIX - начала XX в. , 16. 1) Превращение Индонезии в голландскую колонию в ХУП-ХУШ вв. I» Население островов Индонезийского архипелага насчитывало в XVI в. около трех миллионов человек. Народы, населявшие архипелаг, находились на различных стадиях развития: некоторые даже с элементами матриархата. В других же районах уже существовали государственные образования, особенно на островах Ява и Суматра. Там было установлено прямое португальское колониальное правление, и Португалия превратилась, таким образом, в сильного конкурента для индонезийских княжеств, а также англичан и испанцев, имевших в этом районе собственные интересы. Португальцы вывозили оттуда пряности. Английская Ост-Индская компания ограничилась созданием факторий на Молукках, Сулавеси, Яве, Суматре и Сиаме.В 1619г. голландский флот одержал ряд побед над английским флотом в Сиамском и Зондском проливах, а в 20-е гг. вытеснил их и с Молукк. После этого англичане сосредоточили свое главное внимание на Индии. В начале XVII в. голландцы предложили местным правителям продавать им пряности по более высоким ценам, чем португальцам или испанцам. Затем они, наоборот, стремились сделать эти цены максимально низкими. Связи между островами могли поддерживаться лишь голландскими судами или судами, имевшими специальное разрешение от них. На Мо- лукки могли приезжать лишь голландцы. В середине XVII в. наиболее крупным и влиятельным на Яве являлся султанат Матарам, занимавший ее центральную и восточную части. Во главе этого государства находился сусухунан («тот, которому все подчиняются»), стремившийся распространить собственное влияние и на западную часть острова, где в то время располагался султанат Бантам. Его расцвет был в первую очередь связан с проходившими через него важными торговыми путями. В середине XVII в. на севере острова Суматра располагалось княжество Аче, на востоке — Тидор и Тернате, попавшие в зависимость от европейских колонизаторов. На Целебесе было расположено княжество Гова. Противоречия между этими государственными образованиями тонко использовались голландцами в собственных интересах. В 1667 г. голландцам удалось подчинить своей власти Гову, султан которой Хасан уд-Дин выплатил им большую контрибуцию. В 1652 г. голландская Ост-Индская компания подписала договор с княжеством Матарам, по которому его правитель признавал право голландцев на земельные владения на Яве. Власть голландского колониального у правления Индонезией, просуществовавшая вплоть до окончания деятельности ее Ост-Индской компании.Установив свою монополию на приобретение местных товаров и их последующую перепродажу на рынках других государств, голландские купцы получали возможность извлечения значительных прибылей. Они строго следили за вывозом6. 1) Левантийская торговля и ее роль в развитии внешнеэкономических связей Восточного средиземноморья с Европой в 16-17 вв.
В период османского господства Левант (Восточное Зредиземноморье, втом числе и Сирия) становятся объектом растущего экономического проникновения европейских купцов. С конца 16 в. по мере ослабления позиций Венеции и Генуи в торговле с Османской империей на первые позиции выходят французские купцы. За ними следуют англичане и голландцы. Система так называемых капитуляционных соглашений (от латинского слова «капитул» —статья, параграф) давала подданным ряда европейских стран особые привилегии во владениях османских султанов. Первое такое соглашение было заключено в 1569 г., когда султан даровал французским купцам право свободной торговли на территории Османской империи. Французские купцы и вообще любые французские подданные пользовались во владениях султана правами экстерриториальности. Они не могли быть арестованы местными властями, а их имущество не подлежало конфискации. Позднее аналогичные права получили англичане (они действовали под эгидой британской Левантийской торговой компании), голландцы и представители ряда других европейских государств. Нахо-дясь на территории Османской империи, подданные европейских государств, получивших соответствующие привилегии по воле султана, находились под юрисдикцией особых торгово-дипломатических представителей — консулов. В османской Сирии главным центром левантийской торговли становится Халеб (Алеппо). Этот город издавна был важнейшим перекрестком путей караванной и морской торговли. В XVI—XVIII вв. европейские купцы, обосновавшиеся в Халебе, преимущественно закупали местные и привозные восточные товары (шерсть, хлопок, кожи, пряности, благовония, кофе,ювелирные изделия и т. д.), вывозя их через близлежащие морские порты. На службе у европейских консулов числились многие местные купцы (в основном христиане и иудеи). Они получали от консула соответствующую грамоту (берат) и пользовались такими же привилегиями, как и сами европейцы. Наряду с французскими купцами в XVII в. в Сирии активизировали свою деятельность и католические французские миссионеры, преимущественно иезуиты. Они вели успешную религиозную пропаганду и интриги среди духовенства местных восточных церквей (православной, сиро-яковитской и других). В результате в XVII в. часть местного духовенства вышла из подчинения своих патриархов и заявила о принятии католических догматов. В результате в Сирии возник ряд новых униатских церквей (греко-католическая, сиро-католическая и др.). Духовенство этих церквей находилось под протекцией французских консулов. Фактический религиозный раскол среди восточных церквей и рост числа униатов стали результатом деятельности католических миссионеров, действовавших при поддержке Франции и папского престола.2) Роль индийского Национального конгресса в национально-демократическом движении в Индии в конце XIX - начале XX в.
Образованию антиколониальных политических организаций в Индии предшествовала, своеобразная «революция идей». Очагами распространения новых веяний становились религиозно-реформаторские центры в наиболее развитых провин-циях Индостана. Наибольшую известность в качестве распространителей идей национального обновления в Индии и за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами Вивекананда. Важнейшим положением моральной проповеди Парамахаса был не уход от мира, а моральное обновление через разумное самоограничение жизненных потребностей, участие в общественной жизни. В своих «беседах» он осуждал власть англичан над Индией, критиковал деятельность слуг чужеземцев индийцев, пособников англичан, тех, кто подражал колонизаторам и предавал национальные традиции. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда был одним из основателей современного национального движения в Индии. Развитие буржуазно-демократического, политического движения современного типа в Индии во многом было обусловлено социальной политикой британского колониального правительства в этой стране на протяжении XIX в. С середины XIX в. формируется англизированное сословие интеллигенции и чиновничества. Однако британская корона не получила в полной мере того, что хотела. В новой социальной среде под влиянием британского либерализма и прагматизма, идейного заимствования других западных систем политической философии начинает развиваться идеология и политическая организация индийского национально-освободительного движения, В 70—80-е годы XIX в. в Индии начинается движение по возрождению древних индийских этических и духовных ценностей на основе синтеза культур Востока и Запада. В 80-е годы XIX в. социально-политическая обстановка в Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880—1884) поддержал б этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках. По доброму согласию индийской и британской сторон в декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту; ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах.. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Основатели Конгресса были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской деятельности, личные связи. В 1892 г, британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расищрявший права индийцев на участиеввыборах накуриальной основе. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса. Несмотря на определенные успехи Национального конгресса в конце XIX очевидной недостаточность одного только политического диалога партии с британской политической системой для дальнейшего продвижения по пути конституционных реформ Индии. В такой ситуации в конгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание. На политической арене Индии появляется группировка радикалов, которых современники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др. Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методов политической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться на массовое движение индийского народа. Активизировать и политизировать крестьян и жителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальной религиозно-этической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинству древние методы «ненасильственной борьбы^»против власти. Выдвигались лозунги «свараджа (самоуправление), ^свадеши» (собственное производство)\ и бойкот иностранных товаров населением, главным образом английских.Бойкот британских товаров осуществляли только на территории Бенгалии. В дальнейшем идейно-политический конфликт между двумя фракциями достиг фазы острого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г'. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии. Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессии против патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политических интересах индусско-мусульманскпе противоречия. В 1906 1907 гг. была образована легальная партия. После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции.
20. 1) «Открытие» Кореи и её превращение в японскую колонию.
Во второй трети XIX в. еще более обострился кризис всех структур корейского общества. Ослабленная нарастающими внутриполитическими противоречиями монархия Ли клонилась к все большему упадку. Между тем над страной нависла грозная опасность со стороны капиталистических держав, стремившихся к «открытию» Кореи и превращению ее в колонию.Нажим на Корею выразился на первых порах в активизации деятельности европейских миссионеров. В 1831 г. папаГригорий XVI объявил об учреждении Корейского епископства и о назначении туда епископа. В 1832 г. появившееся у береов Кореи английское судно пыталось от имени Британии навязать Корее торговые отношения, но получило отказ. Между тем посланцы Ватикана тайно проникали в Корею и вели здесь свою деятельность. Это были главным образом французские миссионеры. В 1837 г. уже насчитывалось 9 тыс. обращенных в христианство корейцев. В 1839 г. корейские власти обрушили новые репрессии на христиан. Были казнены 150 корейцев и три французских миссионера, скрывавшихся под вымышленными именами. Казнь миссионеров стала предлогом для двукратной посылки (в 1846 г. и 1847 г.) в Корею французских военных кораблей. Под угрозой применения военной силы, в компенсацию за казнь миссионеров, французы добивались открытия корейских портов для французской торговли. Но экспедиция (1847 г.) потерпела неудачу — два корабля сели на мель у берегов Кореи. Насильственной «открытие» Китая и капитуляция маньчжуров перед западными державами произвели огромное впечатление на господствующий класс Кореи. Сеульское правительство встало на путь еще более строгой и еще более полной изоляции страны от внешнего мира. На этой почве возникло новое религиозное учение, носившее корейский национальный оттенок, оппозиционное западному христианству и в то же время в известной мере отражающее антифеодальный протест широких народных масс крестьян и ремесленников. Это учение в 1859 г. стал проповедовать некий Цой Чже У, и оно получило название «тонхак» (восточное учение). В нем сочетались различные догмы конфуцианства, буддизма и даосизма. Это была попытка осуществления религиозной реформации в условиях углубляющегося кризиса корейского феодализма и крушения официальной конфуцианской идеологии. На сторонников этого учения в 1866 г. обрушились репрессии. Цой Чже У был казнен, но тонхак продолжал существовать как одно из сектантских религиозных учений. Внутреннее положение Кореи в середине XIX в. характеризовалось нарастанием народного возмущения. Один из миссионеров указывал в своем донесении, что «маленькая искорка способна зажечь такой пожар, последствия которого даже невозможно учесть». Неурожаи и голод в начале 60-х годов еще более накалили атмосферу. " Далеко зашедший внутренний кризис и внешняя опасность со стороны Запада побудили Тэвонгуна стать на путь укрепления ослабевшей монархии. должностей. В целом мероприятия Тэвонгуна не укрепили государственный строй в Корее, но, наоборот, усилили хозяйственную разруху и увеличили недовольство в стране. Между тем капиталистические державы усиливали давление на Корею. Систематический характер приняли экспедиции военных эскадр, целью которых было «открытие» корейского рынка. В частности, в 1866 г. семь французских военных кораблей высадили десант на острове Канхва. Оттуда они потребовали от корейского правительства заключения неравноправных торговых соглашений. Но на этот раз присланные Тэвонгуном отряды корейских стрелков сумели выбить французов с острова. В эти же годы началась американская агрессия в Корее.
В 1866 г. в район Пхеньяна проникла американская шхуна «Генерал Шерман». Команда грабила древние курганы с богатыми захоронениями, что было воспринято местным населением как святотатство. В конечном итоге команда была перебита, а шхуна сожжена. Эти успехи только подтвердили правильность курса правительства Тэвонгуна на «закрытие» страны. Решающий удар по вековой закрытости Кореи нанесла Япония. Послав свои военные корабли в территориальные воды Кореи, японцы спровоцировали столкновение с береговой охраной и разрушили два корейских форта (1875 г.). В начале 1876 г. с требованием «удовлетворения» за инцидент, вызванный самими же японцами, в Корею прибыло японская посольство во главе с Курода в качестве представителя императора. По сути это было не посольство, а настоящая военно-морская экспедиция. Курода сопровождали два военных корабля и три транспорта с солдатами. Угрожая пушками, японцы предлагали заключить договор «о дружбе». Правящая в Сеуле клика Мин приняла требования Курода.
26 февраля 1876 г. на острове Канхва был подписан первый в серии неравноправных договоров Кореи. Он содержал ряд односторонних обязательств Кореи по отношению к Японии. Для японской торговли открывался Пусанский порт и давалось обязательство в течение 20 месяцев открыть еще две порта. В открытых портах японцы получили свободу торгово-промышленной деятельности, не подвергаясь «ни ограничениям, ни запрещению». Там же располагались японские консулы и устанавливалась экстерриториальность. Вместе гарантиями свободного плавания в корейских водах японцы получили право обследовать и картографировать корейскское побережье. Торговое соглашение, подписанное в августе 1876 г. освобождало японские товары от ввозных пошли, а японские деньги были допущены к свободному обращению на корейском рынке. Канхваский договор, открывший страну для широкой экономической и политической экспансии Японии, знаменовал начало превращения Кореи в полуколонию. Что же касается формального признания в договоре зависимости Кореи, то этим Япония хотела лишь устранила влияние Китая, считавшегося сюзереном Кореи. Богатства Кореи, особенно ее недра, прельщали и других колонизаторов, особенно американцев. В 1880 г. правительство США вновь обратилось с требованием об открытии корейских портов. Затем последовали аналогичные требования Англии, Франции, России и Италии. Действовавшие вместе с японцами США, силой навязали Корее второй неравноправный договор. Согласно этому договору (от 22 мая 1882 г.) в открытых портах Пусан, Вонсан,Ингон американцам предоставлялось право беспрепятственной торговли, право приобретать землю и другую собственность, основывать промышленные предприятия. Им также редоставлялась экстерриториальность, неподсудность корейскому правительству. Аналогичные договоры с Кореей в1883-1884 гг. подписали Англия, Германия, Италия и Россия, а впоследствии Франция и другие капиталистические страны.
Таким образом, в течение 1882-1884 гг. под угрозой иностранных пушек Корея полностью покончила со своей изоляцией от внешнего мира. Но именно с этих пор Корея стал превращаться в полуколонию иностранных капиталистичесих стран.
5. 1) Индия в период колониальных завоеваний (2-ая половина 17-18 вв.)
Основой экономики Могольской империи, было сельское хозяйство Многие районы были заселены племенами, сохранявшими первобытный образ жизни. Религиозный фактор играл, разумеется, важную, но не единственно определяющую роль.Антимогольские движения, с которыми приходилось стал-киваться Акбару, представляли собой, главным образом, либо Могольская империя была конгломератом народов, находившихся на разных стадиях социально-экономического, политического и этнокультурного развития. В этих условиях, разумеется, не могло быть и речи о едином центре антимогольской борьбы, хотя лидеры различных движений. Махараштра — регион, где процесс этнической консолидации проявился, пожалуй, с наибольшей силой в доколониальной Индии. Страна маратхов на протяжении всего XVI в., а затем и XVII в. была ареной кровопролитных войн. Войска Моголов непрестанно сталкивались здесь, сея смерть и опустошение. Ос-вободительная война против Моголов осознавалась как противостояние не только завоеванию, но и всей политике Аурангзеба, которая несла обнищание, разорение и оскорбление религиозных святынь, причем не только для маратхов или индусов в целом..
Джай Сингх возглавлял армию, втрое превосходящую силы маратхов; к тому же, он привлек на свою сторону недовольных усилением Шиваджи маратхских феодалов. В 1665 г. Шивад- жи был вынужден подписать с Джай Сингхом унизительный Пурандхарский договор, по которому маратхское государство теряло около 80% территории, сын Шиваджи Самбхаджи по- ступал на службу Моголам, а сам Шиваджи обязался выставить в Агру. Но здесь его подвергли пуо.личному унижению, а когда он заявил протест, то по приказу Аурангзеба маратхский вождь был арестован и вместе с сыном заключен под стражу. Оттуда Шиваджи с сыном осуществили дерзкий побег и, несмотря на погоню, вернулись в Махараштру. Через три года Шиваджи возобновил войну и отнял у Мо- голов земли, захваченные ими по Пурандхарскому договору. Он вновь ограбил Сурат, и город уже никогда не оправился от разорения. Война продолжалась с переменным успехом, Ши-' --——-""—— от маратхского набега). В 1674 г. Шиваджи торжественно короновался по всем предписанным древними обычаями це- ремониям как правитель независимого маратхского госу- дарства. После коронации он продолжал завоевания, распро- странившие государство Шиваджи за пределы Махараштры, 18.2) Становление японского империализма. На рубеже 19-20 вв. японский капитализм вступил в стадию империализма. Особенности японского империализма. Он сложился как военно-феодальный империализм, в котором господство монополистического капитала сочеталось с полуфеодальными пережитками и значительной политической ролью класса помещиков. Государственной формой японского империализма являлась формально конституционная, а фактически абсолютная монархия, олицетворявшая диктатуру буржуазии и помещиков. Близость слабых в экономическом и военном отношениях стран (Китай, Корея) усиливали агрессивность японского империализма.
6. 2) Рабочее и социалистическое движение в Японии до первой мировой войны.
Увеличение численности рабочего класса, рост его политической сознательности привели к значительному подъему рабочего движения. В 1897 г. по инициативе Сэна Катаяма было создано общество содейсвия организации профсоюзов. В 1898 г. было создано общество по изучению социализма. В мае 1901 г. была создана на базе этого общества социал-демократическая партия, сразу же запрещенная правительством.
5. 2)Синьхайская революция 1911-1912 гг. и ее значение.
Изменения в экономическрй и классовой структуре общества, полуколониальное положение страны вели к усилению политической борьбы в Китае. В стран возникли новые революционные организации. Большое влияние оказала революция 1905-1907 гг. в России.
Численность крестьянских восстаний в 1910 г. превысило их количество за предшествующие годы. В Сычуани развернулось движение против передачи строительства железной дороги иностранцам. Эти события послужили толчком к восстанию 10 октября 1911 г. в г. Учан, провинция Хубэй, положившему начало Синьхайской революции. Революция охватывала одну провинцию за дургой. Власть в большинстве провинций оказалась в руках военных руководителей провинций и либеральных буржуазно-помещичьих кругов.
Цинское правительство облекло всей полнотой власти Юань Ши-кая .Правительственные войска развернули военные действия против революционного юга. В декабре 1911 г. в Китай возвратился Сунь Ятсен. Он был избран временным президентом Китайской республики. Либералы Юга обратились к ЮаньШи-каю с предложением избрать его президентом республики, если Цины будут низложены. Сунь Ятсен пошел на соглашение с Юань Ши-каем. В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола. В августе 1912 г. сторонниками Сунь Ятсена была создана партия гоминьдана. Главное внимание эта партия обращала на завоевание большинства в будущем парламенте. Юань Ши-кай, опираясь на помещиков Севера, реакционную буржуазию, игнорируя парламент, получил заем от иностранных держав, распустил революционную армию. Синьхайская революция свергла власть Циноской монархии,провозгласила республиканский строй, но не решила антифеодальных и антитимпериалистическх задач.
2) Революция 1905-1911 гг. в Иране.
В последней трети 19 века – нач. 20 в. Иран превратился в полуколонию империалистических держав. С конца 19 в. растет национальное самосознание, зарождаются идеи буржуазного национализма. Возникают различные антиправительственные тайные общества, выдвигавшие буржуазные требования. Усиление империалистического гнета и обострение социальных противоречий подготовили почву для антифеодальной и антиимпериалистической Иранской революции., в ходе которой был провозглашена конституция, созван меджлис, проведены некоторые преобразования. В ряде районов развернулосьантифеодальное крестьянское движение, проходили забастовки рабочих и служащих. Наиболее высокого уровня демократические движения достигли во время Тебризского восстания 1908-1909 гг.
Персия находилась под двойным гнетом России и Британии, из-под которого она отчаянно пыталась вырваться, призывая в советники и помощники представителей других западных государств — Бельгии, по образцу которого должна была строиться персидская конституция, США и после 1914 г. Германии — которые никоим образом не были в состоянии обеспечить реальный противовес.
На практике, соглашение 1907 г. о мирном разделе Персии между Британией и Россией предоставило персидской политике небольшой шанс. Де-факто пер вый революционный период закончился в 1911 г., хотя Персия номинально оставалась под действием своего рода конституции 1906—1907 г. вплоть до революции 1979 г.