Включение словацких территорий в Венгерское королевство в X—XI вв.
'Административно-территориальная
организация
На протяжении многих веков Словакия была лишь этнографическим понятием.
Словацкая этническая территория компактно располагалась в Северной
Венгрии и в Средние века называлась Верхней Венгрией. В основу ее
административно-территориальной организации было положено деление на
комитаты (отдельная область королевского домена), или жупы. Претерпев
определенные изменения, эта система просуществовала до 1922 г., причем
из 16 комитатов на рубеже XX в. только четыре имени словацкий
моноэтнический состав, а в шести словаки составляли большинство.
После распада Великой Моравии важнейшим фактором и истории словаков
стало постоянное усиление влияния венгров. К X в. они овладели частью
земель в Придунайской низменности, населенных словаками. Включение
словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, что в
долинах Южной Слоивакии славянское население было мадьяризировано или
же покинуло эти места. В X — начале XI в. западная и центральная части
территории Словакии неоднократно переходили к правителям соседних Чехии
и Польши. В XI в., особенно во времена правления королей Стефана I
(997—1038), а затем Ладислава I (1077 1096), значительная часть
словацких земель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват
северных областей Словакии в XII в. привел к завершению этого процесса.
Экономическое развитие Словакии. Социальная структура общества
Южные и западные словацкие земли были наиболее развитой частью
венгерского раннефеодального государства. Здесь преобладало оседлое
земледельческое население. Оно включало полусвободных крестьян, имевших
ограниченное право перехода, многочисленную прослойку лично-свободных
«замковых людей», живших в селах и управляемых жупаном. К свободным
относились и (328)
воины замка, в мирное время платившие денежный налог. Основную рабочую
силу в имениях короля и феодалов составляла челядь. В дальнейшем по
мере укрепления феодального землевладения в XIII в. дифференциация
населения уменьшается. Наиболее многочисленной категорией стало
крепостное крестьянство. Воины же послужили основой для формирования
низшего дворянства.
Словацкая церковь оказалась под юрисдикцией Эстергомского
архиепископства. В XI в. появляется целый ряд монастырей, ставших
крупными земельными собственниками.
В конце XI в. в Словакии возникает ремесленное производство. В конце
XII в. начинается процесс развития городов как торгово-ремесленных
центров, а в XIII в. ими были получены привилегии. Так, Трнава получила
привилегию в 1238 г., через несколько лет ее добились Зволен и Нитра, в
середине века — Банска-Бистрица и Тренчин и в 1291 г. — Братислава.
Центром Восточной Словакии становится Кошице. В городах действовало
немецкое право, за исключением процветавших за счет транзитной торговли
Спишских городов с центром в г. Левоче. Они руководствовались
собственным правом и подчинялись непосредственно королю. Богатство
природных ресурсов, наличие крупных месторождений полезных ископаемых,
в разработке которых были заинтересованы венгерские феодалы, вынудило
последних пойти на уступки горным городам.
Вхождение Словакии в состав Венгерского королевства предопределило
преобладание здесь венгерской политической культуры эпохи феодализма.
Словакия в
условиях феодальной раздробленности. Матуш Чак Тренчинский. Положение
городов в XIV в.
В условиях феодальной раздробленности в начале XIV в. территория
Словакии оказалась разделенной на две части. Могущественным правителем
ее западных земель стал Матуш Чак Тренчинский (1260—1321),
противостоящий центральной королевской власти. Разгром королем Карлом
II Робертом (1308—1342) феоодальной оппозиции привел к восстановлению
системы феодальной зависимости, укреплению крупных феодальных хозяйств,
развитию городов и торговли. К этому времени и в новых, и в старыx
городских центрах немецкий патрициат стремится взять в свои руки
городское управление.
В XIV в. были основаны многие нынешние крупные города Словакии. Они
добиваются автономии в управлении и судопроизводстве и становятся
центрами притяжения беднейших слоев населения. Преобладающую часть
словацкого общества составляли (349)
зависимые крестьяне, которые выполняли феодальную ренту, платили
церковную десятину и с XIV в. так называемую «девятину» — натуральный
налог с зерновых и вина в пользу государства.
Введение новых повинностей, усиление барщины последовали вслед за
появлением османской угрозы. Так, в 1397 г. была ввведена специальная
антитурецкая дань. Заметное ухудшение жизни сельского населения в конце
XIV в. вызывает противодействие крестьян. Восстания, бегство в города и
горы приобретают массовый характер.
Словацкая культура
в X—XIV вв. Развитие образование Архитектура словацких городских центров
С начала XIV в. Словакия становится областью активной транзитной
торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности
более тесных контактов с развитыми регионами Европы. Быстрое развитие
городов, особенно со второй половины XIV в., приводит к тому, что они
становятся культурными центрами. Здесь начинает распространяться
светская образованность. По-прежнему сохранили свое значение и
капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише.
Для молодых дарований из Словакии становятся престижными Пражский,
Венский и Краковский университеты.
Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные
каменные храмы-крепости со стенами, украшенными фресками, в конце XIII
в. постепенно уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная
школа в Словакии в XIV , сложилась, местное зодчество отличается
заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера
возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее
известное сооружение — Собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство
(после пожара) продолжалось с конца XIV до середины XV в. Ратуши,
многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города.
Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных
аристократов.
Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в
настенной живописи, особенно в среднесловацких шахтерских центрах,
заметно воздействие итальянских мастером и словацкий «прекрасный стиль»
оказали влияние чешская, а с начала XV в. — венская живописная
традиции. Наиболее ярко в готике проявила себя Спишская область.
Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства.
На протяжении XIV столетия анонимные авторы совершенствуют свою
технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более
лирические и выразительные образы мадонны. (350)
СЛОВАКИЯ В XV-XVI вв.
Словакия в центре
борьбы за венгерскую корону. Деятельность братриков
В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы за
венгерскую корону между Габсбургами, польскими Ягелллонами
>венгерскими магнатами. Значительной частью ее территории овладел
чешский магнат католик Ян Искра из Брандыса. В месте с ним в Словакию
пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов, по-прежнему
исповедовавших гуситскую идеологию. Искра опирался на патрициат
городских центров добычи руды выплавки металла, использовал
антифеодальные настроения братриков («братиков») — словацких
последователей таборитского течения в гуситском движении. Он выступал
как представитель и защитник интересов вдовы Альбрехта II, а затем ее
малолетнего сына Ладислава. Ему удалось настолько укрепить свои
позиции, что венгерский правитель Янош Хуньяди вынужден был передать
ему в управление ряд словацких городов.
Под давлением венгерских магнатов в 1453 г. Искра оставил Венгерское
королевство, а его войско в большинстве своем перешло на сторону
братриков. Их укрепленные лагеря стали центрами антифеодального
движения словацкого крестьянства. Размах выступлений армии братриков,
организованной по образцу таборитов, был настолько широк, что для их
подавления венгерские магнаты были вынуждены обратиться за помощью к
Искре. Однако и после нескольких поражений (1458, 1467) братрики
сохраняли свою силу и во второй половине 50-х годов даже приняли
участие в династической борьбе.
Новую попытку укрепить королевскую власть предпринял Матьяш Хуньяди —
Матвей Корвин (1458—1490), которому удалось сломить сопротивление
крупных магнатов. Удачей завершились и переговоры с Яном Искрой,
получившим титул барона, крупное денежное вознаграждение и земельное
владение в Трансильвании.
После смерти Корвина в королевстве вновь пришли к власти магнаты, а все
земли, входившие в него, оказались в глубоком внутриполитическом и
экономическом кризисе. Упадок городов, ухудшение положения подданных,
опустошение ряда районов страны вызывали массовое недовольство
населения. В ответ законы, ограничивающие свободу передвижения
крестьян, были дополнены актом о преследовании за укрытие беглых.
В 1514 г. в королевстве вспыхнуло восстание Дожи, поражение которого
позволило законным путем лишить крестьян личной свободы. Восстание
горняков Банска-Бистрицы и присоединившихся (351)
к ней других шахтерских центров в 1525—1526 и себе как о последователях
идей плебейской реформации, по своему размаху и организованности было
самым мощным социальным выступлением в этом регионе после гуситского
движения.
Словакия в системе монархии Габсбургом
Вступление Фердинанда I на венгерский простим начало образованию в 1526
г. многонациональной монархии Габсбургов, включавшей Хорватию,
Славонию, задунайскую часть Венгрии и Словакию. При этом территория
Словакии стала местом постоянных военных сражений с Османской империей,
прочно утвердившейся в центральной части Венгерского королевства.
Расширение хозяйств венгерских феодалов и как следствие положения
словацкого крестьянства, упадок городов, кризис словацких центров
добычи и выплавки металлов сопровождались попытками реализовать
абсолютистские настроения Габсбургов.
Лишь в последней трети XV в. Банска-Бистрица становится самым крупным в
Венгерском королевстве центром по добычи руды и выплавке серебра и
меди. Благодаря хорошей организации, механизации производственного
процесса и венгерским и немецким инвестициям в конце XV в. Словакия
превращается в один из главных производителей меди в Европе. Оживление
хозяйственной деятельности городов ведет к увеличению числа словацких
рабочих, ремесленников и торговцев.
После захвата османами южных районов Словакии начинают интенсивно
осваиваться ее центральная и северная части. По мере распространения
товарных отношений растет производство продукции на рынок. Королевским
городам Словакии удалось сохранить свои привилегии до начала XVII в.
Заметно выросло политическое значение городского сословия в сейме.
Широкий отклик в Словакии получило лютеранство. Борьба за сословные
привилегии, свободу вероисповедания создавала благоприятную почву для
распространения реформационных идей.
Гуманистическое
направление в культуре Словакии в XV-XVI вв.
Во второй половине XV в. в Словакию начинают проникать гуманистические
веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи.
Распространение в Словакии идей гуманизма, рост городских центров,
укрепление роли бюргерства в социальной структуре(352)
общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни
словаков. Заметное воздействие на развитие культуры оказывают гуситское
движение и Реформация. В словацкую среду гуситские идеи привносили
участники гуситских походов, а также возвращавшиеся из Пражского
университета студенты. Одним из них был каноник в Нитре Ян Вавринец из
Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.
Вхождение Словакии и чешских земель в состав одного государственного
образования, которым правили представители династий Люксембургов,
Ягеллонов и Габсбургов, этническая и языковая близость усиливали
влияние чешской культуры, чешского языка и чешской книжности на
территории Словакии. Помимо монастырей книжная культура
распространялась в городах. Чешский язык наряду с широко
использовавшейся латынью стал языком литературных сочинений. Язык
Кралицкой библии, «библитчина», постепенно утверждался как язык
письменности словаков, на нем издавались и официальные распоряжения
короля. Однако общий уровень образования даже среди духовенства
оставался невысоким.
Гуманистические и ренессансные веяния затронули и сферу образования. В
период правления Матвея Корвина в 1467 г. был основан университет в
Братиславе — Академия Истрополитана. Он стал одним из центров
деятельности итальянских гуманистов, ученых и архитекторов, которых
специально приглашал король в Венгерское королевство. Появились новые
городские и церковные школы, первые типографии, распространялась
книжная продукция. Но второй половине XV — начале XVI в. королевскими
городами велось активное строительство храмов, ратуш, оборонительных
стен и башен. Патрициатом возводились особняки по примеру замков в
магнатских усадьбах.
В архитектуре, изобразительном искусстве преобладала поздняя готика.
Международную известность имела кошицкая архитектурная и скульптурная
мастерская.
Строительство храмов стало инспирирующим началом для других направлений
искусства. Расцвет станковой готической живописи приходится на
последнюю треть XV — начало XVI в. Наиболее значительным памятником
этого времени является алтарь св. Екатерины в г. Банска-Штьявница,
близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.
Выдающимся резчиком по дереву был мастер Павол из Левочи. Своеобразны и
чрезвычайно живы созданные им скульптурные композиции главного алтаря в
церкви св. Иакова (Якуба) в Левоче. По своей художественной ценности,
масштабности и выразительности этот памятник признан одним из
крупнейших во всей позднеготической пластике Центральной Европы. (353)
Ренессансные городские постройки, у которых вся верхняя часть стены
украшена многофигурными композициями, замки с характерными для этого
времени мощными угловыми башнями и внутренними аркадными двориками
типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этом столетии в Словакии
получила развитие светская и духовная поэзия на латинском языке. В
исторических песнях, любовной лирике звучала тема борьбы против османов.
СЛОВАКИЯ XVII-XVIII вв.
Словакия — арена борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами
На протяжении полутора столетий Словакия вынуждена была противостоять
давлению османов. После захвата в 1562 г. южной части Словакии,
поскольку границы османских завоеваний постоянно отодвигались на север,
словацкие территории стали центром политической жизни Венгерского
королевства. Противостояние венгерских феодалов абсолютистским и
централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепить позиции
католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний.
Большинство из них произошло на территории Словакии. Концентрация
венгерской шляхты, покинувшей родовые поместья, захваченные османами,
необходимость содержания многочисленной армии для защиты границ
монархии Габсбургов имели весьма противоречивые последствия. Они не
только способствовали интенсификации сельского хозяйства, но и
усиливали давление правительства, дворянства, местных чиновников на
словацкое крестьянство. Все это вело к тому, что крестьяне покидали
земли феодалов и уходили или в пограничные районы, или в горы, где
объединялись в многочисленные вооруженные отряды и становились ударной
силой большинства сословных восстаний XVII - начала XVIII в.
Бурные события Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. также затронули
Словакию. Большую часть словацких земель заняли войска трансильванского
князя Дьёрдя Ракоци, противостоявшего Габсбургам и объединившегося с
армией шведов во время осады Брно в 1645 г. Согласно Линдскому миру ряд
словацких комитатов был передан Ракоци в пожизненное владение. В ходе
австро-турецких войн 1660—1664 и 1683—1699 гг. часть Словакии
находилась под временной властью султана.
В 1678 г. на территории Словакии венгерские магнаты, опиравшиеся на
поддержку Османской империи, подняли одно из крупнейших сословных
выступлений против Габсбургов. Поражение (354)
турок в 1683 г. усугубило положение восставших и ускорило их разгром.
Во время османской оккупации имущество шляхты было конфисковано, тысячи
жителей Словакии оказались в рабстве, экономика была разрушена.
На возвращенных из-под власти Порты по Карловацкому миру
территориях Габсбурги начали проводить политику Контрреформации. В ее
рамках изымались земли у магнатов-протестантов для передачи во владения
иностранному дворянству.
Политическое положение словацких территорий в XVIII в.
В 1703 г. магнаты во главе с Ференци II Ракоци подняли новое восстание,
вылившееся в антигабсбургскую войну. Оно охватило Словакию,
Трансильванию и собственно Венгрию. После нескольких поражений
правительственных войск Габсбурги были низложены. Только в 1711 г.
согласно заключенному мирному договору династию Габсбургов признали в
Венгерском королевстве навечно. Одновременно распустили повстанческое
войско.
После заключения Сатмарского мира Словакия перестала быть центром
политической, общественной и культурной жизни Венгерского королевства.
Постепенно она превращается в политическую периферию, которую покидали
магнаты и подданные-венгры. Подобный отток привел к усилению словацкого
элемента в этом регионе. Вместе с тем восстания, войны с османами,
эпидемия холеры способствовали тому, что многие районы Словакии
обезлюдели. Опустошение земель усугубляло экономический кризис. В
крайне тяжелом положении находилось крестьянство, в полной мере
испытывавшее на себе самые жесткие методы эксплуатации, выполнявшее
практически нерегламентированную барщину и другие многочисленные
повинности. Пытаясь ослабить недовольство сельского населения, Мария
Терезия в 1767 г. издала Земельный акт — урбарий, распространявшийся на
все Венгерское королевство. По этому акту повинности крестьян
определялись исходя из их имущественного положения. Крестьянство видело
выход из крайне трудного состояния в переселении в малонаселенные
районы, покинутые османами.
Экономическое
развитие Словакии в XVIII в.
Крайне медленно проходило экономическое обновление Словакии. Нахождение
словацких земель в центре военных действий предопределяло ориентацию
ремесленного производства на (355)
военные нужды. Постепенно в условиях восстановившегося мира оживляется
торговля, появляются первые мануфактуры. Наиболее известными стали
созданные мужем Марии Терезии преприятия по производству ситца и
майолики.
Сорокалетнее правление Марии Терезии (1740-1780) явилось эпохой
централизации монархии Габсбургов. Однако Венгерскому королевству
удалось отстоять свои автономные права до 1764 г. Вместе с тем путем
проведения ряда таможенных и торговых акций началось превращение этой
части государства в сырьевую базу. Так, в 1771 г. в Словакии, как и во
всем королевстве было запрещено открытие новых мануфактур.
Важнейшее значение для возрождения экономики Словакии имела добыча
драгоценных металлов. Применение новой технологии, предложенное
словацкими мастерами из г. Банска-Штьявница, вывело словацкое
производство на европейский уровень. Технические достижения
использовались на всех рудниках Центральной и Восточной Словакии. Не
случайно этот период в развитии горнодобывающей отрасли получил
название «золотой век».
Курс на реформы, которые начала Мария Терезия, был продолжен ее сыном
Иосифом II. Важнейшим для Венгерского королевства стал Патент 1785 г.,
которым закреплялись отмена личной крепостной зависимости и право
крестьян на свободный выход из поместий. Другой знаменательный акт
просвещенного абсолютизма — Патент о веротерпимости (1781),
предоставивший всем верующим право свободного отправления культа, -
привел к улучшению положения словацких протестантов.
ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В XVII-XVIII вв.
Словацкое
Просвещение. Матей Бел
В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XV и особенно XVIII в.
усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма
противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков
лютеранство и противостояние всей политике Габсбургов венгерского
магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за
вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в
Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в
1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около
полутора веков.
Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно
отразилось на барочном искусстве. Господство (356)
монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых
построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых
городских кварталов.
Большим разнообразием отличается искусство XVII—XVIII вв. Особенностью
его развития в Словакии является то, что значительная часть работ — это
произведения анонимных живописцев. резчиков по дереву и скульпторов. Их
произведения возникли ним как реакция на различные художественные
веяния, проникавшие на территорию Словакии. В портретной живописи,
оформлении алтарей, изделиях мастеров золотых дел, весьма популярном
жанре того времени — эпитафиях происходит синтез новых идей с местными
традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках
одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших
на чешском языке и на латыни.
Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и
венгерской культуры Матея Бела (1684—1749). Получив образование в
Галле, Бел стал священником. Сначала он директором евангелической школы
в Банска-Бистрице, а затем с 1714 г. — ректором лицея в Братиславе.
Бел, писавший латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был
признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся
членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых
других научных обществ. В своем главном труде «Исторические и
географические сведения о современной Венгрии», вышедшем в 1735—1742
гг. в четырех томах, ученый принял попытку критического анализа
источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населявших
Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтонности
словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств
словацкого языка, сыграли заметную роль в становлении словацкого
национального самосознания.
Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек
Коллар (1718—1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене,
советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке
школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и
истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов,
автор книги « О начале и постоянном использовании законодательной
власти» (1764), Коллар приобрел широкую известность тем, что выступил
против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его
деятельность способствовала формированию словацкой патриотической
традиции. (357)
Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом
своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в.
наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими
реформами. Упразднение ордена иезуитов (1773) и вытеснение их из сферы
контроля над культурными процессами, школьная реформа, ориентированная
на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии
Габсбургов, реформа университетов и другие мероприятия создают условия
для развития культуры эпохи национального Возрождения. (358)