[Материалы для студентов-историков]
1.1 Значение, предмет и задачи изучения истории первобытного общества.
1.2 Учение Н.И. Вавилова о первичных центрах культивации растений и доместикации животных.
Вавилов был парень хоть куда и вообще робот. Мужественно боролся с лысенковщиной, за что был репрессирован. Первый президент ВАСХНИЛ etc. Исследуя современную флору и фауну, а также ареалы ее распространения, устанавливал, в каком именно месте тот или иной вид был доместицирован/культивирован впервые. А это – основа для изучения древнего хозяйства. Выяснил, что в предгорьях, где была вода. По Вавилову – 7 центров доместикации мелкого рогатого скота (в порядке от старшего к младшего):
2.1 Палеоклиматическая периодизация и ее значение при исследовании истории первобытного общества.
Изменение климата – важнейший фактор развития. Кроме того – основа периодизации. Кроме того – причина миграций. По одной из версий именно климатеические колебания привели к выделению человека из среды животных: при каждой резкой смене климата (ледники) или при крупной катастрофе (голоценовая) часть популяции вымирает, а часть идет по новому пути приспособления и т.о. становится на новую ступень развития (интердикция – передача ненаследуемой генетически информации, определяющий признак человека).
2.2 Социальные отношения в первобытном обществе.
Социальному фактору в антропогенезе – решающее значение в трудовой теории Энгельса. Социальные отношения это:
3.1 Материнское право и критика гипотезы «матриархата» как этапа в истории первобытного общества.
Матриархат – период между промискуитетом и патриархатом, по мнению Кослена. По мнению Моргана, переход от матриархата к патриархату связан с появлением частной собственности. Морган и Энгельс приводили следующие доказательства в пользу существования матриархата:
- этнографии известны случаи перехода от матрилинейности к патрилинейности, но никогда наоборот
- данные приматологии
- находки рудиментов матриархата в патрилинейных обществах
- принималось положение о неупорядоченных половых связях => родство очевидно только по материнской линии
3.2 Возникновение пастушества. Характеристика хозяйства и социальных отношений.
1. Возникновение. Возникло скотоводство и земеледелие. Они взаимно развивали друг друга. В ходе первого этапа крупного общественного разделения труда скотоводы выделились из общей массы. Постепенно корма, даваемого земеледелием все разраставшемуся поголовью перестало хватать. Часть скотоводов ушла в степь совсем, переведя скот на подножный корм. А часть была более оседла и выпасала скот на близлежащих лугах.
2. Хозяйство. Отгонное скотоводство – это когда пастух уходит дня на три в микрокочевку. Стойловое скотоводство – это когда коровка попаслась днем, а на ночь – в стойло.
3. Социальные отношения. Пастухи живут обычно полиандрической семьей, так как основную хозяйственную функцию выполняют мужчины (все опять сводится к разделению труда). Некоторая часть женщин уничтожается при рождении, так как они – непроизводительная часть общества. Полиандрический брак заключается обычно договором с родителями невесты в ее (невесты) детском возрасте.
4.1 Первоначальные виды разделения труда.
4.2 Происхождение транспортных средств.
Неолитическая революция. Рост обмена. Необходимость совершенствования средств сообщения. Доместикация транспортных животных и появление транспортных средств. Военные походы, необходимость появления боевого транспорта (колесницы). Со 2 000 – лошадь как упряжное животное. Колесницы, весельные и парусные корабли.
5.1 Палеоантропы и их место в антропогенезе. Дискуссия о неандертальцах.
5.2 Тотемические верования.
По мнению Токарева – одно из верований, по мнению Маркова – одна грань общего комплекса магических верований. Обожествление животных, реже растений и др. Только дикие животные. (Домашние – civ). Род носит имя тотема. Поначалу тотем – не предмет поклонения, а покровитель; лишь позже ему начнут поклоняться. У каждого тотема – свой культовый центр, где хранятся тотемические реликвии и совершаяются соотв. обряды. Тотем бывает как родовой, так и половой, и даже личный. Осуществлял связь рода (человека) с природой. “Медвежий праздник” в Сибири. Ю.И. Семёнов: тотемизм свидетельствует о стабилизации общественной организации. Из поколения в поколение, чтоб наследовать принадлежность.
6.1 Археоантропы и их место в антропогенезе.
Археоантроп (1 млн. л.н.) – потомок Homo Habilis (он же – австралопитек; Дарт, Кенигсвальд и Лики, Африка, 3 млн. л.н.) и, по одной из версий, предок Палеоантропа (неандертальца, 250 тыс. л.н.). Археоантроп включает в себя два вида: Питекантропа (Homo erectus, 1 млн. л.н., о. Ява, Дюбуа) и Синантропа (более прогрессивен; Блэк, Вайденрайх, в пещере Джоукоуянь). Существование питекантропа было предсказано Геккелем, который развивал идеи Дарвина. Археоантроп олицетворяет наиболее ранний этап антропогенеза.
6.2 Шаманизм.
Шаманизм. По мнению Токарева – одно из верований, по мнению Маркова – одна грань общего комплекса магических верований. Тип магии. Древний, со временем усложняется. Верования перестают быть делом каждого. Общение с духами верхнего и нижнего миров выделяется в отдельную специальность. «Шаман» (тунгус. язык) = жрец. Приводит себя в состояние экстаза и непосредственно общается с духами. Комлание – шаманский сеанс. Часто врачевали, учили, рисовали (монополия). Иногда главным шаманом становился вождь, иногда – отдельная структура. Его наряд – скорее женский, с бусами etc. 2 его прибора: бубен и колотушка. Колотушка часто в виде коня – транспорт в другой мир. Известен алтайский шаманизм.
7.1 Инициации и их социальные функции.
Инициация – переход из категории подростков в категорию взрослых, сопровождающийся испытаниями и тайными обрядами (крокодил). То есть превращение подростков в полноправных членов общины, приобщение их к хоз-венной, идеологической и общественной жизни. Особую роль инициация играет в обществах с формализованными половозрастными группами. По завершении инициации – праздник. Провалившему инициацию позор и кара, начиная от повторной инициации, заканчивая изгнанием из общины. Женские инициации гораздо менее распространены, чем мужские. Обрезание и дефлорация.
7.2 История керамического производства.
Время возникновения пока не установлено.
Причины. Предполагают, что начало производства связано с господством растительной пищи. (Камнем с кожей или деревом тут не обойдёшься). Папуасский способ приготовления пищи: в глиняной яме жгут уголь и камни, потом заливают водой и тушат мясо, в результате – некий керамический обжиг. Возможно, отсюда и керамика.
Техника. Если в глину добавить кварцитовый песок или куски оргалита, то сосуды при обжиге ломаться не будут. Уже к civ очень продвинулись. Последняя стадия – изобретение фарфора. Первый этап – изобретение круглой подставки (вращалась), потом – гончарный круг (традиционно связывают с civ). С самого начала, понятно, лепили руками. Последний этап – ножной гончарный круг. Ангоб изобретён в древности (тонкий слой очень качественных и жирных глин на низкокачественный сосуд). Чёрный сосуд (грузинский) – за счёт зелёной листвы, которая добавляется в огонь (дым впитывается в глину). Иногда сосуд перед обжигом смазывали животным жиром, становился более водонепроницаемым. Орнаментация – все степные культуры – рельефная орнаментация.
8.1 Теория эволюционизма и ее подход к истории первобытного общества
Основана Чарльзом Дарвином (1859). Главный деятель – Тайлор («Антропология», «Первобытная культура»). Материалистический позитивизм. Представление о последовательном развитии человека из более низкоразвитого организма. Представление о четкой смене формаций. Прогресс от простого к сложному. Дает особый простор этнологическим методам исследования ПО, т.к. можно переносить наблюдения над современными отсталыми народами на древность любого другого. Понятие пережитка. Слишком просто, чтобы быть правдой. Критика эволюционизма в статье Маркова. Представление о прямолинейности эволюции по восходящей, хотя на самом деле она имеет много направлений и даже тупиковые ветви.
8.2 Анимистические верования.
По мнению Токарева – одно из верований, по мнению Маркова – одна грань общего комплекса магических верований. Термин «анимизм» придуман Тайлором («Первобытная культура»). Это – вид магии, вера в духов и душу (духи внтури вещей). Анимизм связан с одушевлением природы. Уже в раннепервобытной общине. Пример: человеческий сон – уход души из тела и её путешествия за ночь. Это отразилось в табуации. Многое нельзя трогать, потому что у «этого» есть душа. Ещё пример – андоманцы при юго-восточных ветрах (бурных) многое не делают. Нельзя добывать мёд или есть некоторых насекомых.
9.1 Понятия «Брак» и «Семья»
Брак. Институт, регулирующий отношения между полами. Возник в связи с дуальной экзогамией, х-терной для рода. Для предотвращения половых связей людей, не принадлежащих к кругу потенциальных мужей и жен – обычай избегания. 3 основы для семьи: биологическая (размножение вида социально упорядоченно), экономическая (пока ещё не «ячейка»), социальная (социализация совместных детей). Брак – юридическая санкция общества на создание семьи. На протяжении ранне- и позднепервобытной общин господствует парная семья.
В раннепервобытной общине унилокальное брачное поселение сначала было матрилокальным, затем – патрилокальным (в условиях бродячего мезолитического хоз-ва увеличилась роль мужчины-охотника, отсюда и патрилокальность). Иногда оно могло быть дуолокальным.
В позднепервобытной общине чаще встречалась матрилокальность. Матрилокальные общества более стабильны и имеют традиционную экономику, патрилокальные – престижную. Противоборство парной семьи и родовой общины.
В эпоху классообразования стал превалировать патриархат и, соотв., патрилокальность. Всяческое угнетение женщины. Покупной брак. Брак похищением. Ортокузенный брак.
i. дуально-родовая (фратриальная) экзогамия.
ii. кросскузенный брак («круговой» или «обменный» - мои термины (Мацнев)); в позднепервобытной общине исчез и был заменен брачным выкупом, в связи с чем началось развтие свадебной обрядности.
iii. полигиния или полиандрия (сороратная и левирантная).
iv. гетеризм (искупительный и гостеприимный)
i. Парный (баланс охоты и собирательства, брак по случаю)
ii. Полигинный (господствует собирательство, или женщина составляет предмет престижа, брак покупкой) – в осн. в общинах с ранним производящим хоз-вом
iii. Полиандрический (господствуют охота или пастушество, брак по договору с детства, люлечному или утробному)
9.2 Магические верования и их формы.
Шаманизм, Тотемизм, Анимизм и др. Все верования основаны на представлении о возможности достижения нек. целей сверхъестеств. путем. А это и есть магия. Магия - символическое действие или бездействие, направленные на достижение определенной цели сверхъестественным путем (Марков). Магические верования лежат в основе любых, в т.ч. и мировых религий.
10.1 Причины и пути разложения первобытного общества
Неолитическая революция.
Социум. Конфликт семьи и родовой общины и разложение последней. Моногамная семья. Патриархат.
Экономика. Новые технологии позволяют человеку прокормиться в одиночку и даже получить прибавочный продукт => нет нужды в общинном хозяйстве, наоборот, есть стремление к индивидуализации => победа частной собственности над общинной. Переход общинной собственности к главе общины. Развитие производящего хозяйства. Переход от палочно-мотыжного земледелия к пашенному. Роль доместикации хозяйственных животных. Возникновение и роль металлургии. Военные конфликты, производство оружия, использование труда военнопленных для получения прибавочного продукта. Накопление и необходимость эквивалента. Дальнейшее крупное общественное разделение труда, возникновение ремесел (связь с металлургией). Дифференциация ХКТ из-за этого разделения труда вкупе с появлением в результате металлургии протомонеты и понятия об эквиваленте вызвали развитие обмена. Теперь он - не только между общинами, но и внутри общины. Рост избыточного продукта и превращение его в прибавочный. Эксплуатация. Имущественная и социальная дифференциация. Возникновение государства. Публичная власть с карательным аппаратом и аппратом принуждения. Упорядоченное налогообложении вместо добровольных форм перераспределения прибавочного продукта. Разделение населеняи не по родоплеменному, а по территориальному признаку. Право и традиция. Классообразование. Патриархальное рабство. Кабала. Военный грабеж.
10.2 Культ предков и мертвых.
11.1 Место антропоидов (человекообразных обезьян) в антропогенезе и проблема прародины человечества
Антропоиды. То бишь всякие дриопитеки и рамапитеки, все, что до австралопитеков. Непосредственные предки человека. От них – основные формы семьи, первобытные верования и др.
Прародина. Есть три версии (в порядке возрастания правдоподобности): Европа, Азия, Африка. Очень вероятно также, что на месте нынешнего Индийского океана между Африкой, Австралией и Индонезией существовала обширная суша, на которой и возник Homo Sapiens (в пользу этой т.з. – равномерность расселения Sapiens’a по континентам).
11.2 Общественная организация в первобытном обществе (первобытный коллектив, локальная группа, род, племя, союз племен).
Чаще всего развитие шло на основе браков. Дуальная экзогамия.
Первобытный коллектив. Очень мало данных. От антропогенеза до ранепервобытной общины (поздний палеолит). Небольшой коллектив: достаточно много, чтобы совладать с природой, и достаточно мало, чтобы прокормиться собирательством и загонной охотой. 20-30 чел. Уже оседлая жисть. Естественные жилища. Охота заставляла сплачиваться => образование общины.
Локальная группа – население определённой территории. Не постоянна по составу. Составная часть рода. Если хороши условия – можно объединяться дальше. Например – встреча раз в год в одном месте многих групп. Развлеклись и переженились => род.
Род. Возникает как результат сплочения первобытного коллектива на почве совместной охоты и становится основой ранне- и позднеобщинного строя. Начиная с родов уже есть столкновения (при лок. группах этого не было). Уже есть конкуренция и борьба. Но Маркс и Морган категорически не правы, говоря, что род – первый вид общности. Археологические признаки рода – длинный дом со множеством очагов. Признаки рода: однолинейный отсчет родства, экзогамия.
Племена. Объединение родов. Нечто более прочное. Устойчивая территория обитания, общее управление. Совет из взрослых женатых воинов (иногда + многодетные женщины). Для племени обязательна эндогамия. Запрет на браки за пределами племени. Причина – поддержание стабильности внутреннего состава племени.
Перерастали в союз племён. Добровольное (если выгодно) или принудительное (сильный слабого) объединение. Тогда уже зачатки производящего хозяйства и прямой дорогой к государству.
с. 136 учебника
12.1 Гипотезы о причинах и путях очеловечивания. Роль Труда.
· Климат и катастрофы. При каждой резкой смене климата (ледники) или при крупной катастрофе (голоценовая) часть популяции вымирает, а часть идет по новому пути приспособления и т.о. становится на новую ступень развития (интердикция – передача ненаследуемой генетически информации путем подражания).
· Мичуринская. Наследование благоприобретенных признаков => полностью ошибочна.
· Единовременное создание (Библия). В середине XIX века происходит развенчание этой теории в связи с находками каменных орудий и древних людей, которые были сделаны Буше, Шмерлингом и Мак-Инери.
· Инопланетная теория. Мыши-рокеры с Марса. Зеленые человечки.
· Трудовая теория. Энгельс в «Роли труда в процессе превращения обезьяны в человека». Орудия => многообразие форм взаимодействия с окружающей средой => совместная охота и ваще труд => необходимость «что-то сказать друг другу».
Вот эта самая трудовая теория. Труд сделал из обезьяны человека. Но не всякий труд, а только труд с умыслом, сознательный. Идеологически обусловленная теория. По мнению Житенева, о выделении человека из среды животных можно говорить со времени появления серийных изделий. Т.е. далеко не любой труд свидетельствует о человеке (трудиться может и обезьяна). К тому же определяющим признаком человека является интердикция, а не какой бы то ни было труд.
12.2 Хозяйственно-культурные типы производящего хозяйства.
Последняя, четвертая группа по типологии Маркова. Производящее хоз-во – часть первобытнообщинной ОЭФ наряду с присваивающим:
13.1 Гипотезы о возникновении первобытных верований и религий.
а) Аристотель и Давид Юм. Человек создает верования «по своему подобию».
б) Демокрит и Спиноза. Из страха перед грозными явлениями природы.
в) Средние века. Божественное откровение.
г) Томас Гоббс. Верования и религия – выдумки, допущенные государством.
д) Рационализм. Религия: проявление заложенного свыше, или обман?
е) Гегель. У разных неконтактных народов – одинаковые верования. Почему? Либо из-за одинаковости чел. психики, либо из-за одинаковости окружающей среды.
ж) Шварц и др. Мифологическая теория. Верования – продукт обожествления сил природы.
з) Тейлор. Анимизм. Одушевление человеком сил природы.
и) Фрезер и др. Преданимизм.
к) Шмидт. Первобытный монотеизм. Опять откровение.
л) Марксизм. Религия – извращенная форма общественного сознания.
м) Марков Г.Е. Верования – социализированный результат установления мнимых причинно-следственных связей между каким-то действием человека и последствиями в природе (ср. если не мыть голову перед экзаменом, он будет сдан хорошо). Желание достигнуть сверхъестественным путем желаемого или избегнуть нежелаемого естественно для любого человека – отсюда относительное единство верований. Их вариации объясняются господствующим на данной территории ХКТ. Из верований же – возникновение искусства (нарисовали шерстистого носорога, значит убьем его на охоте).
13.2 История металлургии.
Очередной уровень разделения труда. Традиционно считается, что первый освоенный металл – медь (энеолит – медно-каменный век). Но многие считают, что медного века никогда не было, так как:
1. Самородная медь - большая редкость.
2. Для плавки нужна большая t*.
3. Медь очень мягкая, удобно делать украшения, а не орудия.
4. В руде с медью обычно соседствуют другие металлы и минералы, при первых же выплавках получили «неклассическую» бронзу, то бишь случайную. Она прочнее и температура для неё нужна поменьше. При раскопках в Малой Азии нашли бронзу 7-8 тыс. до. Сейчас ещё удревнилось. Дальнейший переход от «неклассической» бронзы не прост, так что никакой революции она не принесла.
Сначала – холодная ковка, потом – горячая, затем – литье.
Так до 2 тыс. до. Уже возможный более высокие t*. В спец. печах уже чистая медь, в результате её смешения с оловом и др. получали уже классическую бронзу. Температура плавления бронзы меньше, а качества – лучше. Открыли латунь. Всё более совершенствовали бронзу. Тогда могли придавать бронзе удивительную прочность особой закалкой (наклеп; сейчас этого не умеют). Превосходит камень.
В 1 тыс. до – открыли железо. Оно более распространено, но обрабатывать сложнее. Изобретение связано с сыродутной печью. Слоями кладут железную руду, известь и древесный уголь. Поджигали это. То, что получили (крица) опять, закаляли и обковывали. Потом появилась закалка (изделие опускают в холодную воду и снова нагревали). Получило повсеместное распространение. Уже позже – доменные печи и чугун.
Металлургия сложна => требует квалификации => способствует выделению ремесел. Она позволяет делать прочные доспехи => способствует войнам за накопленное богатство и позволяет его защищать. Металлургия поставляет новые орудия обработки земли => способствует накоплению и в этой сфере. Металлургия стимулирует появление монеты => интенсификацию обмена.
14.1 Этапы крупного общественного разделения труда.
1. Значение. Разделение труда – основа периодизации. Каждый раз – в результате роста производительнсти труда. Процесс универсален. Идет в эпоху металла.
2. Первый этап. Выделение скотоводов из общей массы земледельцев. Номады и пастухи.
3. Второй этап. Выделение ремесел в ходе неолитической революции.
14.2 Проблема эндогамии.
Понятия эндогамия и экзогамия введены в XIX веке Мак-Леннаном. Эндогамия обязательна в племени и необходима для поддержания стабильности его состава. Сурово наказываются проступки. Внутри племени – брачные секции. И экзогамия (из разных секций), и эндогамия (при этом внутри племени). В Австралии: Камбу – Мари, Ипаи – Куби. Если ты Камбу, то женишься только на Мари, а ваш сын будет Ипаи и женится на Куби etc. Но: половой индивидуализм противостоит корпорации, тяга к женщине неостановима! А эти секции внутри племени – предохраняют от кровосмесительства. Также обычай избегания.
15.1 Проблема возникновения языковых семей
1. Значение. Лингвистика – один из источников по истории ПО. Некоторая связь между родством языков и родством народов => возможность зная одно, восстановить другое. Поэтому вопрос о возникновении языковыйх семей важен.
2. Источники. Попытка восстановить генеалогию языков с помощью лингвистических законов (компаративистика) и с помощью этнологии (родство народов-родство их языков).
3. Языковая семья. Это группа диалектов или языков, объединенных общей историей. 3 компонента языка: лексикон, грамматика и фонетика (от самого переменчивого к самому консервативному). Ветви языков внутри семьи возникли предположительно на рубеже Палеолита и Мезолита. Вопрос о прародине индоевропейской семьи до сих пор обсуждается.
Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более древним языкам-основам (не подтверждена). Плод развития языка на моноэтнической территории – диалект (остаток языка более древнего этноса). Хоть классификация по языкам – не абсолютный критерий, но очень важный. Возникла следующая генеалогия языков (приведены важнейшие семьи):
Семито-хамитская семья
Семитская
Кушитская
Берберская
Чадская
Уральская семья
Самодийская
Финно-угорская
Алтайская семья
Тунгусо-маньчжурская
Тюркская
Монгольская
Кавказская семья
Картвельская
Абхазо-адыгская
Нахско-дагестанская
Индоевропейская семья (сложилась не позже бронзы, а уж потом – языковые ветви)
Романская ветвь
Латынь
Итальянский
Французский
Кельтская ветвь
Ирландский
Уэльский
Гэльский
Германская ветвь
Фризский
Датский
Немецкий
Славянская ветвь
Южнославянское ответвление
Болгарский
Сербский
Хорватский
Западнославянское ответвление
Польский
Чешский
Словацкий
Восточнославянское ответвление
Русский
Украинский
Белорусский
Существуют языки, не входящие ни в какую языковую семью (японский и корейский).
15.2 Дуальная экзогамия и фратриальная система.
Понятие экзогамии введено Мак-Леннаном. Экзогамия – запрещение брачного общения внутри рода. Основной признак рода. Строгая кара за несоблюдение. Дуальная экзогамия – это когда два племени договариваются об экзогамии между собой. Путь к избежанию конфликтов между племенами.
Причины. Много версий: боязнь дефлорационной крови, охотничий образ жизни, инстинктивное отвращение к кровосмесительству, для предотвращения конфликта внутри племени.
Суть. На основе экзогамии создается род. Рудименты двух объединившихся родов внутри нового рода – фратрии (Морган). Дуальная система универсальна. На основе дуальной экзогамии – кросскузенный брак.
16.1 Система возрастных классов и их значение в разделении труда и общественной организации.
Система возрастных классов. Есть в каждой первобытной общине. Каждому классу соответствуют свои права, обязанности и сфера хозяйственной деятельности. В одних обществах эти возратсные класс неформальны, в других – формализованы. В последних особую роль играет обряд инициации. Формализация происходит в основном к эпохе позднепервобытной общины: неинициированные дети и подростки, инициированные юноши, молодые мужчины, зрелые люди, старики.
Разделение труда и общественная организация. Неравенство возрастов – основа для геронтократии. Приоритет старшего поколения. Но нек. общины жили в таких условиях, в которых и до сорока лет дотянуть – проблема. В связи с этим обычай геронтоцида (добровольная смерть по старости). То есть здесь уже приоритет не самым старшим, а самым жизнеспособным, т.е. молодым. К эпохе позднепервобытной общины условия жизни стали лучше, увеличилась продолжительность жизни, а потому укрепился приоритет старших. Они управляют. Юноши и молодые мужчины – основная военная и трудовая сила.
16.2 Проблема возникновения и истории номадизма. Хозяйство и социальные отношения у номадов.
1. Возникновение и история. Следствие разделения труда и приспособления к жизни в аридных условиях.
2. Хронология. Около 2 тыс. до.
3. Территория. В основном, козы-овцы. Казахстан, Саяны, Алтай, Монголия. Потом и Северное Причерноморье.
4. Хозяйство. Кочевой (патриархально-номадный) способ пр-ва. Экстенсивное подвижное пастбищное кочевое скотоводческое хоз-во. Это ХКТ первого порядка по типологии Маркова. Виды кочевки. Основные способы пр-ва – пастбище, скот, вода. Нет частной собственности на эти ср-ва пр-ва.
5. Социум. Полигамия. Брак покупкой.
17.1 Гипотезы о времени, местах, причинах и способах доместикации животных.
а) МРС.
б) КРС. Ок. 6000.
а) МРС. Первые находки – зона предгорий Сев. Ирака и Южн. Ирана (коза). По Вавилову – 7 центров доместикации (в порядке от старшего к младшего):
б) КРС. Бык - Передняя Азия. Лошадь (Ergus Caballus) – Степи Пичерноморья и Алтая, Европа, Азия.
а) МРС: использовали молоко и шерсть. Из курдючного сала – масло.
б)КРС:с приходом цивилизации (частная собственность, имущественная дифференциация) – усложнение материальной культуры => необходимость перевозить тяжелые грузы => доместикация быка. Кроме того – как «валюта» для накопления богатства и как военное орудие для его защиты/отъема у соседа (анагры в боевых колесницах). Ишаки. Верблюды. Олени. Ламы.
17.2 Проблема сложения человеческих рас.
С. 154 учебника
Расы – группы людей, объединенные общими наследственными морфологическими признаками (возможны незначительные колебания). Расы постоянно смешиваются. Начали складываться в позднем палеолите, хотя, например, китайцы заявили, что синантроп – монголоид. Весьма вероятно, что расы возникли ещё в Африке, до ухода всех «по миру». Все расовые признаки неслучайны!
Основные расы: монголоиды (Сибирь и Азия), негроиды (Африка и Новый Свет), европеоиды (на всех континентах), австралоиды (Австралия, ЮВ Азия, Шри-Ланка). Внутри 4-х основных рас возможно члениение на расы второго порядка (у европеоидов – светло-пигментированные и темно-пигментированные; у монголоидов – арктическая, континентальная, тихоокеанская и др.). Существуют также контактные (переходные), смешанные и древние расы. Все расы – один вид, то есть происходит плодотворное скрещивание. Все равны, хотя существуют расистские концепции (Яна+Лёха), предполагающие расовую иерархию. Различия между расами несущественны и не влияют на исторической развитие.
Выделяют следующие основные расовые признаки:
Популяция – группа людей, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя долгое время.
18.1 Австралопитеки и их место в антропогенезе. Дискуссия о «человеке умелом».
Австралопитек – общее название для трех видов Homo: Robustus, Africanus, Habilis. Последний («человек умелый», Олдувайское ущелье, 1960, 1,85-2 млн. л.н.) является предметом споров: одни считают его уже человеком, другие – еще нет. Рядом с ним были най дены грубые рубящие орудия. Австралопитек произошел от Дриопитека и Рамапитека.
18.2 Что такое «Парная семья». Ее формы.
Парная семья. Господствует на протяжении раннепервобытной и позднепервобытной общин. В условиях мезолитического бродячего хоз-ва на первый план выходит мужчина-охотник. Вот когда место этого мужчины-охотника занимает не брат женщины, а ейный хахель, и возникает парная семья. Парная семья отличается от моногамной семьи тем, что она непрочна и лишена экономической основы. Бродячие охотники и собиратели. Совсем плохо с едой, поэтому – не до полигамии. Парная семья – еще не ячейка общества, она еще не противостоит общинно-родовой организации. Каждый из супругов и их дети – члены в первую очередь не своей семьи, а своей родовой группы. В эпоху классообразования при развитии престижной экономики усиливалась патрилокальность и постепенно жена стала включаться в род мужа. Это уже зачатки моногамной семьи.
19.1 Теория моно- и полигенеза, моно- и полицентризма в антропогенезе.
19.2 Возникновение и ранние виды письменности.
Понятие. Письменность – спутник цивилизации. Возникла в эпоху бронзы и позволила ввести в научный оборот данные лингвистики.
Хронология. Письменность возникает в конце IV тыс. (но предпосылки уже в VII – V тыс.).
Территория. В Двуречье, Египте и Эламе.
Причины. По Емельянову: чтобы «выразить логическую сложность связей в этом мире». Некий учёт видимых предметов, затем все более отдаленных. Сначала – просто. Можно всё определить рисунком. Но, со временем, предметов всё больше.
Функции: культовая, прагматическая (клинопись – хоз. документы), мемориальная и познавательная (уникальная).
Возникновение. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. У шумеров это пиктограммы. От реалистичных изображений к абстрактным. В ходе раздвоения: знак – понятие и знак – звучание. Дальше приоритет у звучания и это фонетическое письмо. Оно более точное. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет).
20.1 Источники по истории первобытного общества.
· Разработанный эволюционистами сравнительно-исторический метод исследования: принимается как данность положение об общей для всех народов лестнице развития, что дает возможность переносить результаты исследования современных «отсталых» народов на древность «развитых». Игнорируется своеобразие истории народов, местная специфика. Метод настолько же плодотворный, насколько и неточный. Затем – крен в другую сторону (Уисслер) – абсолютизация местных признаков. Ну и точку, разумеется, поставили советские ученые Чебоксаров и Левин.
· Исследование т.н. пережитков. Особенно хорошо сохраняются в обрядах (свадебный, погребальный, праздничные и др.).
· Необходимость учета влияния исследователя на исследуемое общество.
· Сравнительно поздняя постановка этнологии на научную основу. До того – путешественники, купцы и др.
20.2 Доместикация мелкого и крупного рогатого скота.
Значение. Наряду с культивацией растений – предпосылки к переходу от присваивающего к производящему хозяйству => к неолитической революции => к разложению ПО. Связь культивации растений с доместикацией животных.
Территория. Зона доместикации МРС – предгорья Сев. Ирака, Южн. Ирана. КРС. Бык - Передняя Азия. Лошадь (Ergus Caballus) – Степи Пичерноморья и Алтая, Европа, Азия. В предгорьях, так как там есть вода (Вавилов). По Вавилову – 7 центров доместикации (в порядке от старшего к младшего):
Передняя Азия
Индия
Китай
Средиземноморье
Эфиопия
Южная Америка
Перу
Хронология. 7-6 тыс.
Источники. О доместикации животных свидетельствует палеозоология (изменение скелета животного в связи с доместикацией).
Цель. МРС: использовали молоко и шерсть. Из курдючного сала – масло. КРС: с приходом цивилизации (частная собственность, имущественная дифференциация) – усложнение материальной культуры => необходимость перевозить тяжелые грузы => доместикация быка. Кроме того – как «валюта» для накопления богатства и как военное орудие для его защиты/отъема у соседа (анагры в боевых колесницах). Ишаки. Верблюды. Олени. Ламы.
Способы. Первой была одомашнена коза. Сначала использовали молоко, затем – мясо, шкура и шерсть. Быка доместицировали на основе уже имевшегося опыта доместикации МРС.
Последствия. Земледелие и скотоводство заставили людей двинуться к поймам больших рек в поисках пастбищ и полей, что определило место возникновения цивилизаций.
21.1 Проблема возникновения человека современного вида (гипотезы «пресапиенса», «африканской праматери» и др.).
21.2 Материнская и отцовская система отсчета родства (линейность, локальность).
22.1 Гипотезы о времени, месте, причинах, способах культивации растений.
22.2 Хозяйственно-культурные типы присваивающего хозяйства.
При первичной ОЭФ, архаическом (или первобытно-присваивающем) способе произвосдтва есть 8 ХКТ:
1. Бродячая охота и собирательство тропиков.
2. Специализированная охота и собирательство тропиков.
3. Охота, собирательство, рыболовство умеренного пояса.
4. Пешая таёжная охота.
5. Арктическая охота на морского зверя.
6. Прибрежное рыболовство и собирательство.
7. Оленная охота.
8. Охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Общие соображения: вообще на основе разделения труда, а значит и ХКТ Марков склонен периодизировать первобытную историю.
23.1 Понятия «Брак», «Семья». Социальные функции семейно-брачных отношений в первобытном обществе.
Несмотря на то, что первичная семья не имела экономичской базы и была довольно слаба и аморфна, уже на ранних этапах ее существования прослеживается разделение труда. Муж охотник и его жена собирательница. Воспитание детей – также общее дело. Но все же муж и жена скорее поделятся едой со своими предками и сородичами, чем друг с другом. Наследование – также сородичам, а не второй половине. Постепенно парная семья стала противопоставлять себя родовой общине, в результате чего победила и превратилась в семью моногамную.
23.2 Существо и значение так называемой «неолитической революции».
Понятие введено в 1930-х Гордоном Чайльдом. Первый значительный скачок в развитии производительных сил общества. Большой заряд новых технологий. Видимо, электрическая и паровая революции – из той же серии.
Хронология. Новый каменный век. Разная хронология (везде по разному). В целом: 7-1,5 тыс. л. д.н.э.
Территория. Возник в «зоне плодородного полумесяца» (Анатолия, Иранское нагорье). Там хорошо растёт всё.
Смысл – формирование производящего хозяйства. Появляются земледелие и скотоводство. Мотыжное, потом – плужное. Больше камня – горные разработки – новые орудия. Одомашнили свинью, лошадь (сначала – ели, с 3 тыс. – ездили). Производящее хозяйство – оседлость – дороги, рынок etc. Имущественное расслоение. В будущем – ирригация, и – неолитические государства. И так далее.
24.1 Первобытные народы периферии классовых обществ в новое и новейшее время.
Начиная с 5 в. н.э. периферия классовых обществ из-за их разрастания постоянно сужается и изолируется. Бывает ближняя (непоср. контакт с civ) и дальняя (контакт с civ через ближнюю периферию). Также делится на внешнюю (за пределами civ) и внутреннюю (в пределах civ). Бывают случаи подчинения периферией классовых обществ – тогда возникает вторичная периферия (ср. нашествие варваров). Контакты civ и периферии бывают мирные и военный, одно- и двусторонние, непосредственные и опосредованные. Есть и более дробное деление.
ВГО. Разрушительные последствия для периферии. В эпоху капитализма – все, понятное дело, еще хуже. Периферия обеспечила отчасти первоначальный капитал. Еще заимствования – картошка, кукурука. Тасманийцы и др. уничтожены, прочие обращены в рабство (свободные руки для капитализма). Сейчас периферии совсем мало (колонизация конца 19 века и деколонизация 1960-х), главным образом она сохранилась в бразильской сельве.
24.2 Причины возникновения моногамной семьи и ее разновидности.
25.1 Историческая, археологическая и этнологическая периодизации эпохи первобытного общества.
1. Историческая периодизация. Бывает абсолютная и относительная хронология. Критерии разные. Нижняя планка все время отодвигается в связи сновыми находками. Верхняя – разная для разных континентов, так как civ образовалась везде в разное время. Составлена на основе статьи Маркова, выверена по конспектам, Алексееву-Монгайту-Першицу и Алексееву-Першицу.
а) Первая – в Др. Греции:
1) дикость (не греки и не варвары, собирательство и охота).
2) варварство (вокруг греков, пастушество).
3) цивилизация (сами греки, земледелие).
б) То же в Риме.
в) Во времена ВФР – теория о золотом веке (сначала был золотой (всеобщее процветание), а потом железный (нравы огрубели)).
г) Гоббс, Томас. Противоположная, но тоже ошибочная теория: сначала человек жил в состоянии постоянной войны, после чего нравы смягчились.
д) Лист, Ф. 5 этапов:
1) дикость
2) пастушество
3) земледелие
4) земледелие + ремесло
5) земледлие + ремесло + торговля
е) Морган, Льюис Генри. Первая научная (эволюционизм), но все еще ошибочная периодизация. Ошибочна, т.к. нарушены 2 важных принципа: 1. периодизация должна основываться на основополагающих для данной нации событиях 2. эти события непременно д. быть одного порядка. «Древнее общество». «Системы родства и свойства человеческой семьи». У него периодизацию почти дословно содрал Энгельс (впрочем, не без ссылки). Моргана с добавлениями Ленина-Энгельса рекомендует учебник Алексеева-Монгайта-Першица 1974 г.
ж) Энгельс, Фридрих. Следующая, тоже ошибочная периодизации. Основана на древнегреческой схеме (а):
1) дикость
(а) живут на деревьях, растительная пища.
(б) живут на земле, рыбная пища и огонь => независимость от климата, людоедство.
(в) лук и стрелы, охота, деревни, посуда, ткачество, водные ср-ва сообщения, шлифованные орудия.
2) варварство
(а) гончарное производство
(б) приручение животных, обработка металлов кроме Fe.
(в) буквенное письмо, плавка Fe руды.
з) Кослен, Марк. Критерий - степень развития семьи (ошибочная периодизация, т.к. принцип слишком уж не фундаментален):
1) бессемейный период (промискуитет).
2) матриархат
3) патриархат
и) Ратцель, Ф. Диффузионист. Периодизация на основе распространения идей и предметов. (ср. Фробениус и Гребнер – теория «культурных кругов»).
к) Рибейра, Д. Критерий – ряд последовательных революций (с/х, городская, ирригационная, пастушеская, торговая, индустриальная, термоядерная). Тоже лажа.
л) Марков, Геннадий Евгеньевич. В ВИ #8 за 1990 г., СС. 3-15. – схема (Марков в соавторстве с Андриановым). В основе - понятие о ХКТ: комплекс особенностей хозяйства и культуры, исторически сложившийся у народов, близких по соц.-эк. развитию и обитающих в сходных условиях среды. Главный критерий выделения ХКТ – уровень развития хозяйства. Не культуры, т.к. она очень разнообразна, а типов хоз-в сравнительно мало. ХКТ двояк: с одной стороны, он х-теризует технологическую сторону способа произв-ва, с другой – этнологический облик данной общественной системы. ХКТ бывают основные (устойчивы во времени и встречаются повсеместно в данных условиях и на данном уровне развития) и промежуточные. У разных промежуточных ХКТ есть нечто общее: гибкость социальной организации. Основные ХКТ и нек. промежуточные соответствуют определенным уровням развития произв-ва. Критерий – уровень развития разделения труда. Главная фишка: прямая связь между ХКТ первого порядка и способами произв-ва, а через них – и с общественно-экономическими формациями. Удобство этого метода в компромиссности и в широте охвата (от времени появления первобытно-общинного строя в верхнем палеолите до начала индустриальной эпохи). Типология ХКТ:
1) Первичная общественно-экономическая формация:
а) присваивающий период
(1) первобытно-присваивающий способ пр-ва (8 ХКТ)
б) производящий период
(1) первобытно-производящий способ пр-ва (4 ХКТ)
(2) патриархально-пастушеский способ пр-ва (1 ХКТ)
(3) номадный способ пр-ва (1 ХКТ)
(4) африканский способ пр-ва (1 ХКТ)
(5) варварский способ пр-ва (1 ХКТ)
2) Вторичная общественно-экономическая формация:
а) производящий период
(1) азиатский способ пр-ва (1 ХКТ)
(2) рабовладельческий способ пр-ва (1 ХКТ)
(3) феодальный способ пр-ва (3 ХКТ)
м) Кроме того: история ПО делится на апополитейную (ПО существует без соседства с civ) и синполитейную (ПО имеет среди соседей civ).
н) Периодизация, предлагаемая Алексеевым-Першицем. Вопрос: относятся ли 1 и 3 к первобытнообщинной формации?
1. Праобщина. Первобытное человеческое стадо. Архантропы. Эпоха антропосоциогенеза (продолжается биологическое формирование человека и начинается зарождение общества). От возникновения человека до среднего или верхнего палеолита.
2. Родовая община. Первые упорядоченные формы соц. организации – род и родовая община. Палеоантропы и неоантропы. От среднего или верхнего палеолита до неолита.
Раннепервобытная. Присваивающее хоз-во. Прибавочного продукта мало или нет вовсе. Общая собственность. Уравнительное рапределение. Каждый член общины имеет право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве, или нет.
Позднепервобытная. Производящее или высокоспециализированное присваивающее хоз-во. Относительно регулярный прибавочный продукт. Наряду с обще собстенностью – личная (не частная!). Наряду с уравнительным распределением – трудовое (кто не работает, тот не ест).
3. Соседская община (протокрестьянская, эпоха классообразования). Эпох разложения ПО. Рост избыточного продукта и превращение его в прибавочный. Первая эксплуатация. Примат личной собственности над общей. Примат трудового распределения над уравнительным.
2. Археологическая периодизация. Не универсальна.
периодизация древнейшей истории |
||||||
геологическая |
археологическая |
|||||
четвертичный период |
голоцен |
|
железный |
|||
энеолит и бронза |
бронзовый |
|||||
неолит |
каменный |
|||||
мезолит |
||||||
плейстоцен |
вюрм |
палеолит |
верхний палеолит |
|||
рисс-вюрм |
средний |
мустье |
||||
рисс |
||||||
миндель-рисс |
нижний |
ашель |
||||
миндель |
||||||
гюнц-миндель |
олдувай |
|||||
|
эоплейстоцен |
гюнц |
3. Этнологическая периодизация. Что это такое, науке не известно.
25.2 Доместикация транспортных животных.
Причины. Цивилизация => экономическая индивидуализация => экономическая дифференциация и интенсификация обмена => необходимость в а) транспорте для перевозки накопленных богатств б) неком эквиваленте этого богатства. Связь доместикации животных и культивации растений.
Суть. Лошадь. С середины 2000 как упряжное животное, до того – ели. Для передвижения на небольшие расстояния – приручили осла. Крайне упрям. Одомашнили вроде в Африке, но нашли и в Азии (широкий ареал). В Средней Азии «орды ослов» нападали на посевы. Они слабенькие и много не унесут. В Евразии так и не нашли предка осла. С середины 2 000 – верблюды. Основа кочевнического уклада. В Америке – камелоиды, ламы. Нашли фигурки верблюдов в Казахстане. Две породы: одногорбые (camelus dromedalius) – на западе кочевников, весь северо-восток – bactrianus двугорбые. Может у них один предок, может два. Одногорбый переносит высокие t*, двугорбый – низкие. За ними почти не нужен уход. Сами пасутся. Да и хищных врагов у них нету. Сами находят водопой, пьют раз в 2-3 дня. Едят любую зелень (особо – верблюжью колючку). В восточной Африке – верблюжья конница. Они могут дать и мясо, и очень жирное молоко (его разбавляют или дают прокиснуть – кумыс). Великолепная шерсть, даёт абсолютно непромокаемую ткань. Последним одомашнили оленя. Среди тунгуссов в Саянах (на севере Тувы). Около I тыс. до. Биологически не изменился, то есть домашний = дикий. Может сбежать и опять стать «дикарём». У части чукчей – крупномасштабное оленеводство. Транспорт и мясо.