Положение гетер в древней Индии по драме Шудраки «Глиняная повозка» /доклад/

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-историков]

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

 

ПОЛОЖЕНИЕ ГЕТЕР В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ПО ДРАМЕ ШУДРАКИ «ГЛИНЯНАЯ ПОВОЗКА»

 

Доклад студента 1го курса

Исторического факультета

Группы ИМО-01

Половинко М.А.

Руководитель семинара:

Стрелков А.В.

 

Москва 2004

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

Источники

 

Обзор использованной литературы

 

Глава 1.

Древнеиндийская драма

Глава 2. 

О гетерах

Глава 3.

Виды гетер и их социальный статус

Глава 4.

Положение гетер в обществе

 

Заключение

 

Источники и список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В данном докладе речь пойдет об очень интересной части древнеиндийского общества – о гетерах. Очень часто мы сталкиваемся с непониманием занятий представителей этой части общества, их положения в обществе, их моральных и культурных качеств. В современном европейском сознании гетеры понимаются, как женщины довольно узкой профессии, кем ни  в коем случае не являлись древнеиндийские гетеры. Даже если признать, что основной функцией гетер было развлечение мужчин, необходимо отметить, что это развлечение было не только физическим, но и эстетическим.

 Актуальность этой темы вызвана тем, что современной научной литературе этому вопросу уделено крайне мало внимания. Автор доклада столкнулся с удивительной скудостью литературы, посвященной данной теме. В отечественной науке нет ни одной работы, которая бы ставила целью рассмотреть этот социальный слой Древней Индии. Гетеры упоминаются исследователями вскользь, и их информация в принципе одинаково скупа и однообразна. Проблема состоит в том, что исторических источников, из которых можно было бы извлечь довольно много объективной информации о гетерах, очень мало. А основном это «Артхашастра» и «Камасутра». Автор же данного доклада будет работать с древнеиндийской драмой Шудраки «Глиняная повозка», хотя выше указанным произведениям будет уделено должное внимание.

Поэтому главной целью доклада будет попытка воссоздать максимально объективную картину жизни древнеиндийских гетер. Но автор доклада не претендует на всестороннее освещение жизни гетер, т. к. из-за специфики источника будет сложно ответить на некоторые вопросы. Но все же     данный доклад призван создать более или менее полную картину жизни древнеиндийских гетер. На примере драмы древнеиндийского автора Шудраки "Глиняная повозка" мы постараемся определить юридическое положение гетер в обществе, отношение к этой  группе женщин разных лиц, заглянем в их жилища, постараемся выявить некоторые душевные и моральные качества этой части женского общества древней Индии.

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

Основным источником, послужившим данной теме стала драма древнеиндийского автора Шудраки, жившего примерно в середине первого тысячелетия н. э. (о более точных датировках ведутся дискуссии) "Глиняная повозка". Этот замечательный литературный памятник является  переработкой более древней индийской драмы.[1]

«Глиняная повозка» – это драма в десяти действиях. Основой ее сюжета служит история любви гетеры Васантасены и разорившегося брахмана Чарудатты. Именно эта сюжетная линия была заимствована ее автором из более древней пьесы драматурга Бхасы «Бедный Чарудатта».[2] Дата написания «Глиняной повозки» до сих пор остается неизвестной        . Датировка этого литературного памятника напрямую связана с жизнью ее автора. А это довольно сложный и спорный вопрос.

В авторе «Глиняной повозки» разные исследователи видят разных людей. Исходя из того, что «царь Шудрака» был героем древнеиндийских легенд, созданных до «Глиняной повозки», В. С. Воробьев-Десятовский приходит к выводу, что Шудрака – это псевдоним неизвестного нам драматурга. Другие историки видят в авторе драмы реально существовавшего царя или даже нескольких авторов.[3] Из-за скудости имеющейся информации остается лишь признать, что «тайна имени Шудраки, очевидно, еще долго останется нераскрытой».[4]

Датировка «Глиняной повозки» варьируется в пределах семисот лет: от II в. н. э. до начала IX в. н. э. Но цитирование ее в других источниках снижает дату до VIII в. или даже  VII в. н. э. Цитирование «Законов Ману» и некоторые другие данные позволяют поднять нижний рубеж драмы до III в. н. э. Каждый из приводимых аргументов не может считаться абсолютным, но их совокупность приводит исследователей к общепринятым датам: между III в. и IV в. н. э. и  VIII в. н. э.

Также необходимо сказать о некоторых особенностях «Глиняной повозки» Шудраки. Древнеиндийские пьесы имели  ряд обязательных черт, существовали в рамках довольно строгих канонов, нарушать которые не приветствовалось. Пьеса должна была иметь объектом изображения, как правило, бога или эпического героя. Но Шудрака, «пренебрегая традицией, игнорирует… изображение придворной жизни и эпизоды эпического плана».[5] Среди других отступлений от канонов древнеиндийской драмы можно назвать то, что первое действие открывает не главный герой, о его друг; одним из героев драмы является брахман-вор, что компрометировало высшую варну древнеиндийского общества – брахманов, и др.

Следует сделать акцент на том, что автор «Глиняной повозки» стоит над кастовыми предрассудками и «настойчиво подчеркивает, что человека следует ценить не по его кастовому или имущественному положению, а по его личным человеческим достоинствам…. С этим связана… символика сцены, давшей название всей пьесе: Васантасена складывает в глиняную повозку Рохасены свои золотые украшения. Для автора совершенно не важна «глиняная», телесная оболочка его героев, т. е. то, что унаследовано ими как представителями определенной касты… Для него важно то, что действительно украшает человека, - золото его души».[6] Таким образом, «несомненная демократическая направленность творчества Шудраки – важнейшее отличие его не только от Бхасы, но ит других драматургов древней и средневековой Индии».[7]

    Другим источником послужил древнеиндийский трактат о любви – Камасутра, автором которой является Ватсьяяна Малланага. Этот древнеиндийский литературный(даже научно – дидактический) памятник был создан приблизительно в шестом – седьмом веках н.э. Камасутра состоит из семи разделов, которые в свою очередь делятся на шетьдесят четыре главы, посвященных взаимоотношениям полов, и в ней есть отдельный раздел, посвященный гетерам, который был очень полезен при изучении данной темы.

Переводчик использованного автором доклада А. Я. Сыркин в предисловии к «Камасутре» пишет, что «как источник книга Ватсьяяны далеко выходит за рамки своего непосредственного назначения. Буквально на каждой странице встречаются сведения… о социальной структуре древнеиндийского общества, его юридических нормах, местных обычаях» и т. д.[8]

И последним источником является древнеиндийский трактат о политике – «Артхашастра». Это замечательнейший политико-экономический трактат Древней Индии, приписываемый Каутилье. Она содержит ценнейшие сведения по вопросам политического, государственного и экономического  устройства Древней Индии.

Вопрос о датировке «Артхашастры» также очень сложен. Так как дата ее написания до сих пор не установлена, в науке идут споры по этому вопросу. Есть две традиции датировки: индийская(IV или III вв. до н. э.) и европейская (начало н. э. – III в. н. э.). В. И. Кальянов в послесловии к «Артхашастре» заключает, «что «Артхашастра» возникла не сразу, а оформлялась на протяжении длительного периода между первыми веками до н. э. и первыми веками н. э.».[9]

    На основании этих трех основных источников создается довольно полная картина жизни древнеиндийских гетер, хотя вовсе не исчерпывающая. Данная литература в основном говорит о богатых и знатных гетерах, которые были "центром культурной жизни города, предметом гордости горожан, восхищения и зависти иноземцев".[10] Но, безусловно, существовали куртизанки более низкого положения для удовлетворения нужд небогатого населения. Сложно сказать многое про эту часть древнеиндийских гетер на основе данных источников, но, отталкиваясь  от литературы, посвященной данному вопросу, в докладе будет упомянуто и о гетерах более низкого положения.

 

 

ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

В данном докладе была использована литература, широко освещающая различные аспекты культурной, классовой и духовной жизни древней Индии; литература, посвященная непосредственно древнеиндийской драме, ее происхождению и особенностям. Большая часть этой литературы не имеет непосредственного отношения к нашей теме, но она помогает понять общество и культуру, в которой жили гетеры. Несомненно, окружающая среда во многом влияла на духовное развитие и образование гетер; она предъявляла и свои требования.

Среди использованной литературы нельзя выделить труда, посвященного непосредственно нашей теме. Социальный строй Древней Индии рассматривается практически каждым исследователем, но информация, касающаяся гетер, как уже было сказано, крайне скупа и однообразна. Можно легко перечесть авторов, писавших в своих трудах о гетерах: В. С. Воробьев-Десятовский, Бэшем Р. Ш., Вигасин и др.

Как уже было сказано, целостного труда, посвященного древнеиндийским гетерам нет. Поэтому основной нашей задачей является по крупицам создать целостную картину жизни древнеиндийских гетер. Во многом в этой задаче нам поможет жемчужина древнеиндийской драмы и театра – «Глиняная повозка» Шудраки.

Но намного лучше дело обстоит с литературой, посвященной индийской драме и театру. В этом вопросе мы вовсе не испытываем недостаток в исследованиях. Но необходимо отметить, ту же проблему, что и с исследованием гетер: мнения авторов в основном совпадают, т. к. их изучение древнего театра и драмы основывается на одних и тех же немногочисленных источниках. Археология не в силах помочь в восстановлении обычаев театральных постановок, а литературных памятников, посвященных данной теме очень мало. Из них можно выделить основной памятник – древнеиндийский театральный трактат «Бхаранатьяшастра». Многие выводы о театральных постановках и традициях делаются непосредственно на основании имеющихся драм.

Но несмотря на скудость и не достаточную информативность, использованная литература действительно помогла лучше понять ту историческую эпоху и атмосферу, о которой пишут древнеиндийские авторы. Благодаря использованным исследованиям все же удалось составить более или менее целостную картину если не жизни гетер, то традиций театра и драмы.

 

 

ГЛАВА 1

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ДРАМА

 

    В древней литературной традиции Индии драматургия занимает ведущее место. Ее корни уходят глубоко в тысячелетия индийской истории. Древнеиндийские авторы и литературные теоретики считали драматургию лучшей отраслью литературы, т. к. она объединяет в себе все три рода литературы: эпос, лирику и собственно драму.[11]

     Развитие драматургии началось в Индии в глубокой древности. В наиболее раннем дошедшем до нас памятнике древнеиндийской литературы – Ригведе, датируемом второй половиной второго тысячелетия до н. э., уже имеются диалоги, которые представляют собой начальную стадию развития  драматургии. Абсолютное большинство исследователей, чьи труды использованы в докладе, связывают начало формирования драмы с этим памятником.[12] Д. Косамби так же утверждает, что эти диалоги требовали хора или драматического исполнения с участие двух или более лиц.[13]И это видится правильным утверждением, потому что весьма длительный и сложный процесс развития индийской драмы проходил в тесном контакте с развитием театра. Театральными сюжетами служили прежде всего народные предания и сказания,  фольклорные произведения. Имели место инсценировки этнических сказаний, в которых использовались народные и ритуальные песни, танцы, музыка, обряды и т.д.

    Уже во второй половине первого тысячелетия до н.э.  в Индии существовали профессиональные труппы актеров и артистов, показывавшие народам Индии истории подвигов любимыми ими героев. Их представления, как правило, не были записываемы, а жили в народной памяти. Римский историк Арриан с удивлением писал: «Индийцы не ставят памятников своим героям, но считают, что доблестные подвиги этих мужей и те песни, которые о них поются, достаточны, чтобы сохранить о них память».

    Но уже к началу первого тысячелетия н. э. этот  жанр привлекает внимание крупных писателей и поэтов, но, к сожалению, наиболее древние письменные произведения индийских драматургов до нас не дошли.

    Самые древние произведения этого жанра представлены лишь фрагментами рукописей. Самые древние – фрагменты трех буддийских драм, найденных за территорией Индии. Эти драмы принадлежали первому древнеиндийскому драматургу, чьи рукописи дошли до нашего времени, - Ашвагхоше.[14] В 1910м году индийский ученый Ганапати Шастри нашел сохранившуюся на пальмовых листьях рукопись. В ней содержались произведения древнеиндийского драматурга Бхасы, жившего, очевидно, в третьем веке н. э. В этой рукописи сохранилось 10 (!) пьес Бхасы, а позже были найдены еще две его пьесы. Из одной из пьес Бхасы – «Бедный Чарудатта» позже был заимствован сюжет для «Глиняной повозки» Шудраки.

Делая даже совсем краткий обзор самых талантливых древнеиндийских драматургов, нельзя не упомянуть Калидасу – «величайшее имя во всей санскритской и, пожалуй, во всей индийской литературе».[15] Вторым именем после Калидасы автор указанной книги ставит драматурга Бхавабхути.

    К шестому веку н. э. популярность драмы в Индии достигла своего апогея, о чем говорит такое совершенство и высокий уровень «Глиняной повозки».

    Большинство древнеиндийских драм начиналось с молитвы и довольно длинной религиозной  церемонии освящения сцены. Текст церемонии, как правило, не включался в пьесу, а сама церемония длилась достаточно долго. В Древней Индии существовал даже специальный трактат по драматургии, что говорит о популярности театра, - «Бхаратанатьяшастра», в котором было описано все, что могло касаться театра: его происхождение (кстати, божественное), структура театрального помещения, обряды очищения сцены и многое другое.[16]

    Начиная с «Глиняной повозки» в древнеиндийской драме (конечно, не везде) сложилась традиция упоминать автора драмы в прологе и давать ему лестные характеристки. Далее в прологе хозяин театра делал представление пьесы и объявлял о ее начале. Как правило, хозяин театра непосредственно перед началом первого действия выводил на сцену главного героя, который и открывал само первое действие. Это обычно был царь, или бог, или полубог. Именем этого героя по традиции называли драму, хотя иногда ей давали название по центральному эпизоду или событию, по предмету, играющему важную роль в произведении .

    Особенностью древнеиндийского театра было то, что при очень высоком развитии драматургии театральная техника оставалась очень простой. Ни декораций, ни осветительной техники в древнеиндийском театре не существовало. Возникает закономерный вопрос: а как же создавалась окружающая обстановка? Очень просто – ее отсутствие должно было восполняться фантазией зрителей.[17] Но нагрузка по созданию образа героя или той или иной обстановки падала не только на зрителя, но и на актера. Каждый актер должен был владеть «тонко разработанным мимическим языком танца»[18], который иногда «давал.. возможность передать целый рассказ, не произнеся почти ни одного слова».[19]   Сцена от зрителей занавесом не отделялась; отделялись только помещения, где переодевались актеры. Каждое действие начиналось с выхода на сцену одного героя (сцена была пуста), который своими репликами и жестами подготавливал появление других актеров.

    Необходимо отметить, что древнеиндийская драма отличалась своим разнообразием, что находило свое отражение в различных типах сюжетов, в различных типах героев и подразумевающейся публики. В связи с этим уже в упоминавшемся трактате «Бхаратанатьяшастра» выделено 10 типов драм, каждой из которых были присущи свои особенности в сюжете, количестве действий и многих разных мелочах.[20] Естественно, в театре допускался ряд условностей: например, выход на сцену спящего героя или сидящего в тюрьме человека. Посланный весьма далеко с каким-либо поручением персонаж  мог тут же вернуться и доложить о проделанной работе.

Чтобы подытожить главу о древнеиндийском театре, дав краткий обзор его истории, традиций и особенностей, необходимо отметить, что это очень специфичный источник, для извлечения из него объективной информации. Данный доклад ставит целью рассмотреть положение гетер Древней Индии на основе драмы, поэтому нужно быть предельно внимательным и объективным в оценке данных Шудраки. Нужно помнить, что наш источник – прежде всего художественное произведение и что автор, несомненно, при создании «Глиняной повозки» вложил в нее много субъективного.

 

 

ГЛАВА 2

О ГЕТЕРАХ

 

     В рассмотрении вопроса о гетерах на себя обращает внимание то факт, что ни в какой литературе мы не встречаем определения гетер. Мы можем увидеть отношение к ним людей, их финансовое положение и положение в обществе, но что это за женщины, их конкретный род занятий – этого мы не встретим. Причиной тому не невнимание и не забывчивость авторов, а то, что в зависимости от вида гетеры (об этом речь будет позже) она несла несколько различные функции. В зависимости от вида гетер, «всем им соответствуют те или иные посетители, помощники, средства воздействия на них, способы приобретения денег» («Камасутра»6. 6. 58). Как мы видим, они, действительно, отличались друг от друга. Но все же суть их занятий была одна, и мы попробуем в общих чертах их  охарактеризовать.

    В Древней Индии «половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий».[21] И одним из занятий и обязанностей гетеры было дарить это наслаждение мужчинам. В древнеиндийском трактате о любви «Камасутре» есть много глав, посвященных вопросу и искусству доставления сексуального наслаждения. Безусловно, эта книга была адресована каждому индиицу, но гетеры должны были владеть искусством любви в совершенстве, т. к. это имело прямое отношение к их профессии.

Но это было не единственное, чего ждали от гетер. В «Глиняной повозке» мы встречаем сказанное вскользь указание на то, что Васантасена, главная героиня, изучила «искусства» («Глиняная повозка». Д. 1. С. 46.). Здесь судя по всему имеются в виду те искусства, которые были просто необходимы для гетеры, чтобы достичь успеха на своем поприще. К числу последних относилось пение, игра на музыкальных инструментах, обрызгивание водой, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, «плотничание», строительное дело(!), металлургия(!), загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, разведение бойцовских петухов и т.д.

«Возвышенная благодаря этим искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется именем «ганика» и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец» (Камасутра 1. 3. 3.).

    Вряд ли гетеры на самом деле владели всеми перечисленными искусствами, но тем не менее этот список показывает, чего от них ожидали. Многие серьезные дисциплины могли им не пригодиться, но, очевидно, они нужны были  для поддержания разговора на любые темы. По существу, только гетеры и нуждались в образовании, т. к. жизнь обычной женщины не выходила за пределы хозяйственных хлопот. Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож.[22]

    Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они обслуживали клиента отнюдь не ночь и не две (хотя, конечно, бывало и так). Гетера, как правило искала себе «возлюбленного» с которым жила постоянно. Их отношения не имели ни какого юридического подтверждения и могли разорваться в любой момент. Указание на то, что гетера не была женщиной, с которой проводили лишь ночь мы получаем из разговора Васантасены и ее служанки Маданики. Маданика спрашивает, кому сейчас «служит» Васантасена («Глиняная повозка». Д. 2. С. 59.). «Служить» здесь имеется в виду ни что иное, как «обслуживать», а под сейчас разумно понимать данный период времени. В этом же разговоре Васантасена говорит, что  лучше не иметь связей с купцом, потому что, заставив загореться пламя в сердце девушки, он может «уехать в чужие страны» («Глиняная повозка». Там же.).     Ватсьяяна подробно рассказывает, как привлечь клиента, как ему угодить, как приобрести как можно больше денег и как избавиться от «посетителя», т. е. от клиента. Каждому из этих вопросов посвящена глава в «Камасутре» и решение каждого из них – это по истине искусство.

    Хотелось бы вкратце рассказать лишь о том, как Ватсьяяна Малланага учит гетер привлекать мужчин. Во-первых, ей следует послать кого-то к приближенным клиента, чтобы узнать, что ему нравится, а что – нет. Потом ей следует пригласить его к себе  или прийти к нему самой. Втретьх, она должна ему подарить, «как любовный дар какую-либо вещь, возбуждающую любовный интерес».  Гетера, хотя если и добивается желаемой цели, не должна сразу соглашаться, т. к. «мужчины презирают легко доступных». («Камасутра» 6. 1. 5.).

    Несмотря на то, что Ватсьяяна говорит о задаче гетер разорить клиента, он пишет в «Камасутре», что «наделенная красотой, юностью(…),привязанная к достоинствам, а не к деньгам,(…) – таковы достоинства женщины» («Камасутра» 6. 1. 50.). Из «Глиняной повозки» мы видим, что гетера могла быть вполне добропорядочной женщиной. Благодаря своим достоинствам главная героиня пьесы, благородная куртизанка Васантасена, в конце концов становится второй женой своего возлюбленного ,брахмана Чарудатты.

    Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих. Мать Васантасены посылает служанку напоминать ей (Васантасене) о религиозных процедурах, которые   нужно совершить. Она даже посылает ей карету, чтобы она ехала к Самстханаке. Но лишь сильная нелюбовь к Самстханаке и упрямость позволяют Васантасене не подчиняться указам и наставлениям матери.

    Отношение к гетерам было двояким. «Образ жизни всех этих «служительниц любви» был различным, так же как и отношение к ним», говорит Вигасин в послесловии книги Е. Вардимана.[23] Древнеиндийские религиозные памятники сурово осуждают проституцию, хотя во многом это занятие было почетным и достойным, а иногда и священным. Как уже было сказано, в «Законах Ману» и других древнеиндийских текстах  гетеры приравнивались к ворам и вымогателям. А иногда говорилось о том, что убийца куртизанки не совершает греха и не подлежит наказанию.[24] Брахманам было запрещено с ними общаться, хотя на примере «Глиняной повозки» мы понимаем, что подобного рода запрещения нарушались. Брахман Чарудатта мало того, что общается с Васантасеной, но он и любит ее и в итоге берет в жены. Точка зрения светского общества и властей на этот вопрос отличалась от религиозной и в конечном счете возобладала.[25] К концу средневековья брахманы могли находиться даже при таких храмах, где содержались сотни куртизанок.[26]Но об отношении людей к гетерам мы будем говорить позже.

Сейчас же, когда мы в общих чертах ознакомились с понятием «гетера», с его основным значением, необходимо попытаться рассмотреть вопрос о происхождении института гетеризма в Индии. Сложно понять наличие такого института, где довольно широко развита полигамия и где не было недостатка в женщинах. Вопрос о происхождении гетеризма очень сложен и не освещен в использованной мной литературе. Но все-таки один из крупных мировых индологов Г. Ф. Ильин делает предположение, что институт гетеризма развился из первобытного обряда инициации. При достижении половой зрелости юношей отправляли к специально для этого предназначенной женщине, чтобы она обучила их особенностям взаимоотношений полов; что-то она могла показать на своем примере, что-то, видимо, юноши могли попробовать… Эти женщины не вступали в брак и принадлежали всей общине.[27]Позже этот институт развился  в институт гетеризма. Жены древних индийцев могли дать своим мужьям все то, что давала им гетера, но гетера была намного искусней в любовных делах, а место обычной женщины было в «детской и на кухне».[28]

Других точек зрения на этот счет мы не имеем. Наши источники не делают ни малейшего намека на просветление этого вопроса; видимо, этот вопрос может послужить объектом отдельного исследования, для которого следует подключить более широкую источниковую базу.

 

 

ГЛАВА 3

ВИДЫ ГЕТЕР И ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

 

При внимательном чтении «Глиняной повозки», мы можем заметить, что служанка Васантасены – Маданика тоже является гетерой. На этот факт указывают некоторые косвенные данные, которые позволяют с очень большой долей уверенности утверждать, что это так («Глиняная повозка». Д. 4. С.100.). Причем Маданика – в то же время и рабыня Васантасены, о чем говорит нам желание жениха Маданики выкупить ее (но Васантасена отпускает ее безо всякой платы) («Глиняная повозка». Там же.). Из сказанного можно заключить, что в Древней Индии существовали разные категории гетер. Из нашего источника мы не можем извлечь информацию, которая позволила бы нам определить различия между разными видами гетер, количество этих видов. Можно с уверенностью утверждать лишь то, что гетеры более низкого положения были в меньшем почете, чем богатые и популярные гетеры.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Сложно сказать определенно, сколько видов гетер было в древней Индии. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя он не предоставляет читателю информации о том, чем они отличались друг от друга. В использованной нами литературе исследователи выделяют до пяти видов гетер, рассмотрением которых мы и займемся. К первому и самому почетному виду гетер относятся царские куртизанки. Фактически они мало чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников. Наиболее полную информацию об этих гетерах мы извлекаем из древнеиндийского трактата о политике – «Артхашастре», в которой целый раздел посвящен гетерам («Артхашастра». II. 44. 27.).

  В обязанности этих гетер входил уход и ублажение царя, хотя, судя по всему они ублажали и любого придворного, к которому царь приставлял их на время. Личным же гаремом царя мог пользоваться лишь только сам царь. Пожалуй это единственное, чем отличались царские гетеры от женщин царского гарема. (Именно  Каутилья, автор «Артхашастры», противопоставляет женщин царсокого  гарема царским гетерам («Артхашастра». I. 17.20.)).

    Для того, чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки    брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада).[29] Специальные учителя обучали их всевозможным искусствам, в частности тем, о которых уже говорилось выше. Их дочери наследовали профессию матерей, а сыновья с восьми лет поступали в артистические труппы. Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий. Мы не можем сказать, точно ли все было именно следующим образом, но в любом случае такой порядок предписывает Каутилья.

    Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый –богатые и знатные гетеры, второй – гетеры, живущие в публичных домах и всевозможных борделях. Сейчас же речь пойдет именно о знатных городских проститутках.

    Главная героиня "Глиняной повозки" Васантасена относится именно к данному виду проституток. Этот вывод делается из того, что из «Глиняной повозки» мы узнаем, что Васантасена живет не в царском дворце (как положено царским гетерам). Отталкиваясь от ее образа в пьесе, мы сможем довольно подробно рассмотреть эту часть жриц любви. Важным показателем положения Васантасены является ее огромное (без преувеличения) богатство. Она, ни сколько не колеблясь, отдает золотые браслеты со своей руки, чтобы спасти не знакомого ей бедного игрока, задолжавшего хозяину игорного дома («Глиняная повозка». Д. 2. С. 72.). Но более яркое представление о богатстве Васантасены дает ее жилище.

    "О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них – зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как  грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому" ("Глиняная повозка". Д. 6. С.107-108.).

 На самом деле, следует обратить внимание на то, как украшен лишь вход в дом гетеры. Но также не следует забывать, что мы имеем дело с художественной литературой, с театром, в котором многие вещи условны. Конечно, не следует воспринимать всерьез то богатство, о котором говорит Майтрея, но это описание дает понятие о том, что богатые куртизанки были действительно богаты. Дом Васантасены – это целый город, только в  меньшем масштабе, со всеми его удовольствиями, столь щедро и предусмотрительно предлагающимися каждому, оказавшемуся в доме гетеры. Состав развлечений хорошо продуман, ведь все желания гостя должны быть удовлетворены.

Но для нас так же интересен и следующий момент: является ли описанный дом домом Васантасены. Вероятно, что это не ее дом, а дом, где содержатся гетеры. Об этом нам говорит, во-первых, тот факт, что сама Васантасена называет этот дом домом гетер («Глиняная повозка». Д. 4. С. 94.) и , во-вторых, то, что видит Майтрея в доме: множество гетер, как молодых девочек, так и взрослых женщин, мужчин, наслаждающихся досугом и т. д. Из этого закономерно сделать вывод, что городские гетеры жили в особом доме, предназначенном для досуга мужчин, который принадлежал царю.

    Дом Васантасены состоит из целых восьми дворов с садом. Как мы уже убедились, внешний вид дома поражает своим великолепием. Это чувство усиливается в первом дворе (здесь мы видим роскошныебогато украшенные постройки). Второй двор снимает напряжение, возвращая посетителя к "природно-животному" миру (здесь мы видим всевозможных животных: волы, кони, буйволы, обезьяны и даже слон!).В этом дворе царит атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий двор обращается к интеллектуальным способностям человека (тут перед нами предстают кресла для отдыха, игральная доска, рукопись). Четвертый двор посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый двор обращается к физической стороне человека (здесь находится кухня с ее запахами и лакомствами). В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение пдает, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор – переход в сад, где царит Васантасена, вобравшая  и воплотившая в себе все увиденное раньше. Судя по всему, в таких домах всегда была «главная» гетера, которая царила в нем до тех пор, пока более красивая, молодая и искусная гетера не затмевала ее.

    Очень богатая дорогая гетера должна оправдать свою цену и предусмотреть, предупредить все желания и похоти богатого клиента. Этот вид гетер был, судя по всему ,более свободным. С одной стороны, их не притесняло непосредственное царское покровительство, а с другой – бедность. Именно эти куртизанки – "предмет гордости горожан, восхищения и зависти иноземцев".[30]

    Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки(«Артхашастра». II. 44. 27.). Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д. ,но все обычно образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли "своеобразную" прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором полиции.[31]

    Третьим видом проституток была вторая часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном  положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом – кто чем богат. Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Розыски преступников начинались именно с публичных домов и борделей. Другой важностью этой части гетер был постоянный спрос на них в армии; иногда они сопровождали войско в походе. Такие «гетеры.. должны неустанно выведывать честность и нечестность войнов» («Артхашастра». IV . 88.13.).  Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.[32]

    Четвертый вид гетер – совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога).Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Бога в храме почитали по аналогии с земным царем. У бога тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском  дворе, В том числе и прислуживающих гетер. Их профессия тоже передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.[33] Эти женщины прислуживали богу танцами, песнями, и, по аналогии с земными порядками, обслуживали верных подданных бога – верующих, исправно платящих подать храму.[34] Последним, пятым видом гетер являлись по сути не гетеры. В качестве проституток в Индии воспринимались и актрисы. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого как правило не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли "такими женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно".[35]

     Про социальное и юридическое положение гетер сложно сказать многое. В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в виде добычи на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию.[36] В «Артхашастре» Каутилья говорит, что «надзиратель за гетерами может за вознаграждение в 1000 пана сделать гетерою девушку, отличающуюся красотой молодостью и ловкостью в играх, причем таковая может принадлежать к касте гетер, но может и принадлежать» (II. 44. 27.). Запрет покидать свою профессию, на мой взгляд, обусловлен кастовыми границами.

     Во всем остальном это были свободные женщины, имевшие право на собственность (вспомним дом Васантасены), на рабов( у Васантасены есть две служанки: Маданика и служанка, имя которой не упоминается). О том, что эти служанки были именно рабынями говорит тот факт, что брахман Шарвилака (возлюбленный Маданики) хочет ее выкупить у госпожи, но та ее великодушно отпускает бесплатно, как уже было сказано. Все наследство гетер переходило строго дочерям, которые наследовали профессию матери, а сыновьям полагалось с восьми лет идти в артисты («Артхашастра». Там же.).  Ко всему этому у гетер была возможность стать свободной женщиной, т. е.  оставить свою профессию. Но шанс этот был очень не велик, т. к. сумма выкупа равнялась приблизительно десятилетнему заработку гетеры,[37](24000 пана, по «Артхашастре») и к этому нужно было добиться особого разрешения царя (как и было в случае Васантасены).

     На свободу гетер в рамках своей профессии указывает и их возможность отказать какому-либо клиенту. Вернее сказать не какому – либо, а тому, кто считался не достойным быть обслуженным гетерой. В Камасутре приведен список качеств человека, которого "гетере не следует принимать": "Истощенный, больной, страдающий от глистов, имеющий дурной запах во рту, любящий супругу, грубый в речах, корыстолюбивый,  бессердечный, покинутый родителями, вор, склонный к обману…., не заботящийся о чести и бесчестии" (Камасутра 6.). Но несмотря на приведенное наставление Ватсьяяны, в «Глиняной повозке» мы находим свидетельство тому, что гетера должна обслуживать каждого, любого желающего. Это свидетельство звучит из уст образованного и, следовательно, знающего порядки своего общества Тунеядца:

Знай: тело, что считаешь ты своим, -

Товар, который продается многим.

Поэтому, прекрасная, должна ты,

Приятен человек или противен,

Всех принимать, любезной с каждым быть!

Видимо, раз Васантасена, все же не желает обслуживать Самстханаку, царского шурина, и ослушивается мать (об этом еще будет сказано), значит, гетеры обладали некоторой свободой в рамках своей профессии.

    В "Глиняной повозке" Васантасена отказывает в предоставлении своих услуг и своей любви жадному и корыстному шурину царя Самстханаке. И как мы видим из вышесказанного, она кроме личной неприязни следует принципам науки любви.

Что мы можем сказать о кастовом положении гетер, если они оставляли свою профессию? Это сложный вопрос. «Теоретически ни один человек в течение своей жизни не может перейти из одной касты в другую».[38] И хотя жен из более низких сословий брать разрешалось, для каждой из них следовало предусмотреть разное отправление религиозных обрядов и различные условия проживания.[39] Вообще же гетеры, видимо принадлежали к варне шудр – низшему слою индийского общества. По отношению к ним действовал ряд ограничений для «дваждырожденных»[40]. Чарудатта говорит, что «нельзя хранить во внутренних покоях / то, что носила на себе гетера» («Глиняная повозка». Д. 3. С. 80.). Массажист, когда стал буддийским монахом не смел дотронуться до Васантасены, так как до гетер монахам было запрещено дотрагиваться («Глиняная повозка». Д. 8. С. 189.). В «Законах Ману» говорится, что тот, кто убил проститутку не совершил греха и не подлежит наказанию[41], хотя в «Глиняной повозке» из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей варны, приговаривают к смертной казни. Это говорит о том, что часто традиция расходилась с реальным положением вещей, и брахманы могли свободно общаться с гетерами, монахи касать их и т. д.

Но необходимо заметить, что в рассматриваемый нами период времени (первая половина новой эры) «все большее значение приобретало не происхождение, а имущественное положение».[42]На первый план выдвигается реальное положение человека, его имущественный статус.[43]Поэтому реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в довольно консервативном индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низшей варны, пользующиеся большой популярностью и даже почетом.

Подытожим выше сказанное. Мы увидели, что гетеризм имел довольно разнообразные формы в Древней Индии. Гетера могла быть очень богатой и почетной и в тоже время бедной, чья участь была закончить жизнь в нищете или, в лучшем случае, наняться прачкой или т. п.[44] Их юридическое положение сложно определить однозначно, т. к. несмотря на традиционные законы, восходящие к глубокой древности, они могли становиться гетерами, переходя через кастовые рамки, а также выходить замуж за людей из высших каст и варн, хотя в таком случае их положение остается не вполне ясным.

 

ГЛАВА 4

ПОЛОЖЕНИЕ ГЕТЕР В ОБЩЕСТВЕ

 

    В этой главе мы попробуем понять положение гетер в обществе людей, в том смысле, что мы постараемся рассмотреть отношение обычных горожан и вообще людей к этой части общества. Как и в предыдущих главах , любой однозначный вывод тут был бы не совсем правильным, потому что мы имеем разные оценки гетер, исходящие из разных уст и в разных ситуациях. Часто отзывы о гетерах носят чисто субъективный характер или характер "поддакивания" (сцена погони Самстханаки, его слуги, и Тунеядца за Васантасеной). Но иногда мы слышим не самые выгодные характеристики профессии Васантасены из уст любящего ее Чарудатты. Такие оценки, похоже, носят более объективный характер.

    Другой важный момент, касающийся отношению людей к гетерам, - это, конечно же, вид куртизанок, к которому она относится. И естественным было оказывать меньшее почтение женщинам, обслуживающим обычных горожан, чем женщинам, обслуживающим знатных людей и царских особ. Сложно будет говорить об отношении людей к бедным проституткам, т. к. наши источники и литература пишут в основном про знатных и почитаемых гетер (по естественной причине того, что именно эта часть гетер представляет культурный интерес). Но мы же постараемся понять отношение именно к профессии, а не к личности.

     Из уже приведенной цитаты о том, что "возвышенная благодаря…искусствам гетера(…) занимает высокое место в собрании людей", мы видим, что образованные куртизанки, действительно, были украшение общества. "Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди,…в ней видят образец" (Камасутра 1. 3. 3.). Действительно, в "Глиняной повозке" к Васантасене обращаются не иначе, как "почтенная". Знаменательно и то, что так же обращаются и к брахману! Еще важен тот момент, что Васантасена, а по сути – гетера, является главной героиней пьесы, хотя, как уже известно читателю, по традиции это был либо царь, либо бог, либо полубог. Конечно, как одни из главных героинь гетеры встречаются и более ранних драмах, но такой полный и яркий образ гетера получила лишь в "Глиняной повозке". Нельзя не упомянуть про легендарную гетеру Амбапали, у которой, по преданию, принимал трапезу сам Будда, хотя его ожидал прием у "отцов города".[45]

     Быть принятым у такой почитаемой гетеры было за честь клиенту, за что он одаривал ее богатыми подарками. Кстати оплата гетеры производилась не иначе, как подарками. Самстханака (шурин царя) готов был стать рабом Васантасены за ее милость («Глиняная повозка. Д. 8. С. 173).  После того, как она отказывает ему, он хочет "оттаскать" ее за волосы, но Тунеядец говорит: "Достойных этих женщин / Нельзя со зла за волосы хватать". Из этого видно, что почтенные гетеры были в какой-то мере неприкосновенны, тем более, что они находились под защитой царской администрации.

    И все же, несмотря на оказываемый почет, существовало некоторое пренебрежение к гетерам, так как религиозная точка зрения на гетер, как на равных ворам, все же имела место в обществе. То, что носила на себе гетера не должно было ни к коем случае попасть во внутренние покои дома, по крайней мере, дома брахмана. Напомним, что Чарудатта, увидев принесенные Майтреей (своим другом) на хранение вещи Васантасены, восклицает:

Нельзя хранить во внутренних покоях

То, что носила на себе гетера.

   К чувствам, эмоциям и поведению гетер предусмотрительные мужчины относились настороженно, понимая, что "гетеры смеются и плачут за деньги". И делали они это не без полного права на то, ведь мы читаем в Камасутре удивительное по своей изощренности наставление, что гетера должна входить в доверие, привязывать, не привязываясь  сама, но действуя, словно привязанная.(Камасутра 6.2.52.). Фальшивый с точки зрения религии яркий и ослепляющий блеск многих и многих украшений хорошо отображал фальшивость проявлений чувств и эмоций гетеры.

    Так говорит влюбленный в гетеру брахман с отчаянием в сердце:

Ее любовь принадлежит тому,

Кто ей предложит деньги, -  ведь гетеры

За деньги покупаются, увы…

                                                                          («Глиняная повозка». Д. 5. С. 121.)

Разорившийся из-за своего добродушия брахман Чарудатта не может ничего предложить Васантасене, потому и не может рассчитывать на ее любовь. Но Васантасена усвоила правило о том, что достоинство женщины – привязанность к достоинствам, а не к деньгам. Поэтому их любовь не имеет ничего фальшивого. Но такая ситуация была скорее исключением, чем правилом.

    Самстханака говорит, что гетера – "плеть бога любви,/ Которой он деньги у нас вымогает…./ Она  - губительница семей"(«Глиняная повозка». Д. 1. С. 36.).  Это похоже на правду, тем более, что в разделе "О гетерах" в Камасутре мы находим такое поучение: "…чтобы из-за любви не терпела ущерба в деньгах, ибо для гетеры они главное" (Камасутра 6. 1. 50.).

Из уст Тунеядца исходит следующая характеристика гетер:

Не подобна ли рынку гетера?

Порождает чванливость она,

Ложь и хитрость, обман и бесчестье

Порождает коварной душой,

Не она ль – наслажденья обитель,

Место похоти, оргий ночных…

                                                      ("Глиняная повозка". Д. 5. С. 133).

Здесь перед нами резко отрицательная характеристика куртизанок. Но все бы было очень просто, если бы это была общепринятая точка зрения, или если люди хотя бы постоянно придерживались той или иной точки зрения. В зависимости от обстоятельств, герои говорят разные вещи, что помогает нам шире и глубже понять отношение к проституткам а древней Индии.

    Последним пожалуй, и очень интересным пунктом этого вопроса будут Чарудатты, его друга Майтреи и  некоторых других героев.

    Чарудатта очень хорошо знал, что брахманам было запрещено общаться с гетерами, но он этот запрет нарушал, а однажды произнес такую фразу: "Эта молодая женщина достойна поклонения, словно богиня" («Глиняная повозка». Д. 1. С. 54.). Это удивительное отожествление проститутки с богиней, исшедшее из уст представителя высшего духовного сословия, будет иметь место и в дальнейшем. Посетив дом Васантасены, Майтрея восклицает: "Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов(небесные певцы, танцоры и музыканты. – П. М.),  а этот дом – за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом". ("Глиняная повозка". Д. 4. С. 112.) Первым, кстати, приравнивает Васантасену к богине Тунеядец, преследуя ее вместе с Самстханакой, спрашивая ее: "Зачем ты бежишь…подобно богине?" (Там же. С. 38.).

    Гетера была обучена выполнять все желания и похоти мужчин, она была способна дать им и физическое и нравственное удовлетворение. В этом-то и видели мужчины божественную сущность гетеры.

   Как выяснилось, мы имеем различные точки зрения на гетер и на их занятие. Да и вряд ли мы можем определить одностороннее и прямолинейное отношение к любой части древнеиндийского общества. Ознакомившись с литературой, посвященной проблемам варн и каст Древней Индии, можно увидеть большое разнообразие точек зрения на положение и отношение к той или иной касте или варне… Мужчины понимали, что вся жизнь и занятия гетер фальшивы и покупаются за деньги. Многие их за это презирали и отсылали в их адрес не самые лестные выражения. Многие же мужчины, сраженные их умом, блеском и красотой, отожествляют их с богинями, готовые стать их рабами, а некоторые, как Самстханака, могли запросто и восхищаться ими и презирать их за то, что они «рабыни по рождению».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, рассмотрев основные занятия гетер, их виды, их юридическое положение и положение в обществе, дав очень краткое обозрение индийского театра, можно подвести краткий итог. Как нам удалось увидеть, мир древней Индии (по крайней мере, рассматриваемый его аспект) был отнюдь не примитивен, а разнообразен и богат. Посещение гетер вовсе не означало супружеской измены. До нас дошла такая легенда, в которой рассказывается история мужчины, любившего всякого рода дома увеселения. В один прекрасный день от злоупотребления всяческими удовольствиями у него отказали ноги. Но любящая и преданная жена для блага мужа и ради его удовольствия на себе носила его в публичные дома.[46] Жена Чарудатты, главного героя «Глиняной повозки», с любовью и теплотой принимает Васантасену в семью.

     В свободное время гетеры постигали шестьдесят четыре искусства, ведь в основном только от владения этими искусствами зависел их заработок. Другим занятием гетер, как свободных горожанок, было «участие в устроении праздничных сборищ, во встречах с компанией, в угощениях, прогулках по парку и совместных играх» (Камасутра 1. 4. 4.). В этой главе Ватсьяяна очень подробно описывает досуг горожан и советует, как его проводить.

    Гетеры – это особый, очень разнообразный разряд женщин, которые не  были связаны правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение обычных женщин древней Индии. Из приведенного выше материала ясно видно, что сфера их деятельности была очень велика: от обслуживания царя до удовлетворения нужд обычных храмовых прихожан. Несомненно, что многие дешевые куртизанки оканчивали свою жизнь в нищете или устраивались на мелкие работы. Но более богатые и знатные гетеры, конечно, жили в роскоши, и в известности и почете не уступали гетерам древней Греции.

    В данном докладе была кратко описана жизнь гетер. Некоторые очень интересные их умения и секреты общения с клиентами остались неупомянутыми, но это не столь важно в рамках тех аспектов, которые были рассматриваемы. Более полный и детальный разбор всех аспектов жизни древнеиндийских гетер, их секретов и умений, несомненно, послужил бы богатым материалом для более полной и глубокой работы, тем более что многие ответы на некоторые вопросы в докладе являются очень даже дискуссионными и неоднозначными.

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Шудрака. Глиняная повозка. М. 1956.

2.     Каутилья. Артхашастра.

3.     Ватсьяяна Малланага. Камасутра.

 

1.     Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М. 1980.

2.     Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. М. 2001.

3.     Бонгард-Левин Г. М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. М. 1985.

4.     Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М. 2000.

5.      Вардиман Е. Женщина в древнем мире.

6.     Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М. 2000.

7.     Серебряков И. Д. Древнеиндийская литература. М. 1963.

8.     Серебряков И. Д. Очерки древнеиндийской литературы. М. 1971.

9.     Сидорова В. С. Художественная культура Древней Индии. М. 1972.

10.            Топоров В. Н. Шудрака. Глиняная повозка. Приглашение к медленному чтению. М. 1998.

11.            Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М. 1987.

 



[1] Подробнее см. предисловие В. С. Воробьева-Десятовского к «Глиняной повозке» // Шудрака. «Глиняная повозка». М. 1956.

[2] Там же.

[3] Топоров В. Н. Шудрака. «Глиняная повозка». Приглашение к медленному чтению. М. 1998. С. 19-42.

[4] Серебряков И. Д. Очерки древнеиндийской литературы. М. 1971. С. 256.

[5] Косамби. Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М. 1968. С. 208.

[6] Серябряков И. Д. Ук. Соч. С. 255.

[7] Серебряков И. Д, Древнеиндийская литература. М. 1963. С. 82.

[8] Ватсьяяна Малланага. «Камасутра». 1993. С. 21.

[9] Арташастра. М. 1993. С. 522.

[10] Вардиман. Е. Женщина в древности. С. 330.

[11] Шудрака. «Глиняная повозка». М. 1956. С. 5. (Предисловие Воробьева-Десятовского В. С.).

[12] Сидорова В. С. Художественная культура древней Индии. М. 1972. С. 84.  Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М. 1968.  С. 204. И др.

[13] Косамби Д. Ук. Соч. С. 204.

[14] Там же. С. 207.

[15] Там же. С. 206.

[16] Сидорова В. С. Ук. Соч. С. 86.

[17] Шудрака. «Глиняная повозка». С. 19.  (Предисловие Воробьева-Десятовского В. С.).

[18] Бэшем А. Чудо, которым была Индия.  М. 1995. С. 458.

[19] Косамби Д. Ук. Соч. С. 205.

[20] Сидорова В. С. Ук. Соч. С. 96.

[21] Бэшем А. Ук. Соч. С. 184.

[22] Вардиман Е. Женщина в древности. С. 330. (Послесловие Вигасина).

[23] Вардиман Е. Ук. Соч. С. 329.

[24] Бэшем А. Ук. Соч. С. 200.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Бонгард-Левин Г. М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. М. 1985. С 321.

[28] Вардиман Е. Ук. Соч. С. 330. (Послесловие Вигасина).

[29] Вардимае Е. Женщина в древнем мире. М. 1986. С. 330. (Послесловие Вигасина).

[30] Вардиман Е. Ук. Соч. С. 330. (Послесловие Вигасина).

[31] Там же.

[32] Там же . С. 331.

[33] Бэшем А. Ук. Соч. С. !77-200.

[34] Там же.

[35] Цит. по Вардиман Е. Ук. Соч. С. 331.

[36] Шудрака. Глиняная повозка. С. 9.

[37] Там же. С. 10.

[38] Шарма. Р. Ш. Древнеиндийское общество. М. 1987. С. 261.

[39] Там же. С. 296.

[40] «Дваждырожденные» – представители трех высших варн.

[41] Бэшем А. Ук. Соч. С. 200.

[42] Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. М. 2000. С. 153.

[43] Там же. С. 217.

[44] Бэшем А. Ук. Соч. С. 197.

[45] Бэшем А. Ук. Соч. С. 197-200.

[46] Вардиман Е. Ук. Соч. С. 332.


Rambler's Top100