Реставрация - Техники Изобразительного Искусства

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Narod

техники изобразительного искусства

А.С. Зайцев

Понятия «ремесло» и «мастерство» в творчестве художника, научные знания художника, (перспектива, пластическая анатомия, технология материалов), их роль в творческом процессе и при анализе художественного произведения. Классификация техник изобразительного искусства (Моро-Вотье, Э. Бергер, Д. Киплик).

Рисунок – основа любого произведения изобразительного искусства. Три понятия рисунка: 1. Рисунок, как часть творческого процесса. 2. Как вид изобразительного искусства. 3. Как простое изображение. Рисование, как общеобразовательный предмет, его роль в научной и творческой деятельности человека. Проблема «плохого» и «хорошего» рисунка. Различные виды рисунка.

Учебный (академический) рисунок. Копирование рисунков мастеров. Понятия станкового рисунка. Вспомогательные виды рисунка: эскиз, этюд, набросок, зарисовка, рисунок по памяти и по представлению. Технический рисунок. Карикатура и шрифт как специфические виды рисунка. Рисунок с натуры, его место в процессе обучения и в последующей творческой деятельности.

Материалы рисунка, используемые в качестве основы для рисунка (в странах Ближнего и Дальнего Востока, в античности и в Средние века, материалы используемые в качестве красящего вещества, металлические (свинцовые и серебряные) карандаши. Основы и цветные грунты для рисунка серебряным карандашом.

Открытие графита и начало производства графитных карандашей. Недостатки первых карандашей. Их усовершенствование в конце XVIII века. Особенности рисунка графитным карандашом. Применение графита в качестве акварельной краски при работе кистью, пятном, черный мел. Время появления и распространения. Особенности рисунка черным мелом (Итальянский карандаш). Искусственный черный мел (карандаш «Ретушь»).

Соус, его состав, цвет, выразительные и изобразительные возможности, начало применения. Различия между рисунками углем, черным соусом и мелом. «Сухой» и «мокрый» способы работы соусом. Сангина, ее цвет, начало применения, различные приемы работы. Сочетания сангины с соусом. Жидкие красящие вещества: тушь, чернила. Орешковые чернила. Перья для рисунка: тростниковые, птичьи, металлические, палочки и фломастеры. Бумага, как главная основа для рисунка. Различные сорта бумаги. Начало производства бумаги на Востоке и в Европе. Материалы для работы пером и кистью: сепия, бистр, черная акварель, тушь, чернила, орешковые чернила. «Сухая кисть». Цветные карандаши. Особенности рисунка цветными карандашами.

Изобразительные и выразительные средства рисунка

Понятие о рисунке штриховом, контурном, тональном. Линия, как начало изобразительного искусства. Различные функции линии в рисунке, гравюре, живописи. Линия в тональном, штриховом и контурном рисунках. Моделировка формы и выражение объемной формы и тональных отношений в штриховом и контурном рисунках. Форма и фактура штриха, их зависимость от материала, и индивидуальности художника. Пятно, как средство графической выразительности. Живописность и графичность рисунка. Светотень. Фазы светотени: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Светотень в натуре и в рисунке. Тень падающая и собственная. Рефлекс и отражение. Светлотный контраст. Роль и значение светотени в композиции рисунка и картине.

Перспектива как основное средство отображения пространства на плоскости и как коническая проекция, ветвь проективной геометрии. Различие между понятиями «математическая» и «живописная» перспектива. Воздушная и цветовая перспективы. Прямая и обратная перспектива. Параллельная перспектива. Геометрическая и перцептивная перспективы. Теорема Дезарга о проективных свойствах плоских и пространственных фигур как научно-математическая основа линейной перспективы в искусстве стран ближнего востока, Древнего Египта и Античности. Евклид и параллельная перспектива. Развитие перспективы в эпоху Возрождения Пьеро делла Франческо, Брунеллески, Дюрер, Леонадро да Винчи, Альберти, их вклад в развитие перспективы. Перспектива и закономерности зрительного восприятия. Геометрия Лобачевского и теория обратной перспективы. Основные элементы перспективной конструкции: точка зрения или центр проекции, гласная точка схода, точки отдаления, картинная плоскость, предметная плоскость, линия горизонта, плоскость горизонта, плоскость главного перпендикуляра. Поле зрения. Поле наилучшего зрения. Оптические элементы картины. «Далевой» и «близкий» зрительные образы. «Лягушачья перспектива и перспектива всадника» Перспективный масштаб и проекция на плоскость, расположенную под углом к картине (анаморфоз). Обратная перспектива и ее обусловленность закономерностями зрительного восприятия. Различные между перспективой архитекторов и перспективой художников или методы прямой и обратной перспективы.

Пропорции. Понятие «пропорции» в математике и в искусстве. Объективные и технические пропорции, различие и связь между ними. Пропорции в скульптуре и в живописи. Точность пропорций. Причинность или цели. Нарушения пропорций. Зависимость пропорций от стиля и вкусов эпохи. Система пропорций древних египтян («ранний» и «поздний» каноны.) Античная система пропорций. Условность пропорции в искусстве Средних веков. Тенденция к стилизации и схематизации. Виллар де Оннекур, его пропорциональная система. Пропорции в эпоху Возрождения. Лоренцо, Альберти и его Экземпеда. Учение Дюрера о пропорциях. Система пропорций человеческой фигуры, принятая и утвердившаяся в XIX-XX веках.

Симметрия и асимметрия в природе и искусстве. Виды симметрии: зеркальная, осевая, поворотная. Философское содержание понятий симметрии и асимметрии как символа вечной истины, идеи бога и асимметрии, как выражения движения динамики, роста. Золотое сечение, его геометрическое и алгебраическое выражение. Наиболее ранние определения «золотого сечения». Лука Пачиоли. «Божественные отношения». Приблизительность отношений злотого сечения.

Композиция. Ее конкретные определения. Композиция в плоскости и пространстве. Композиция и жанр. Композиция при рисовании с натуры и сочинении. Историческое развитие понятия. «Композиция» в эпоху Ренессанса, Альберти, Барокко (Роже де Пиль). Понимание композиции в эпоху классицизма. Овальная, пирамидальная, тондо. Отношение композиции к терминам: структура, тектоника, конструкция. Смысловой и геометрический центры композиции. Ритм и его место в композиции. Деталь и обобщение.

Печатная графика

Уникальная и печатная графика. Общее и различия между ними. Различия между понятиями «эстамп» и «гравюра». Оригинальная и репродукционная печатная графика. Виды печатной графики, различаемые по рельефу печатной формы: высокая, глубокая, плоская и сквозная печать. Зеркальность изображения.

Гравюра на дереве (ксилография)

Социально-экономические предпосылки появления гравюры на дереве. Продольная гравюра на дереве. Ее начало на Востоке и в Европе. Предшественники ксилографии. Ранние гравюры на дереве. Техника продольной (обрезной) гравюры. Породы древесины, применяемые в продольной гравюре. Инструменты. Грунтовка досок, нанесение рисунка. Стимулы к возникновению продольной гравюры на дереве. Главные средства выразительности в продольной гравюре. Возможность применения белых линий, штриха, пятна. Применение металлографических штихилей. Возможность пластической моделировки формы. Дуализм творческого процесса. Репродукционная ксилография. Ее художественные достоинства. Выемчатая и пуансонная гравюры. Тематика ранних гравюр на дереве. «Бархатные» оттиски. Гравюра и книгопечатание. Ксилографические (блоковые) книги. Рейберная печать водяными красками. Анопистографические блоковые книги. Способы их брошюровки. Верхненемецкая и нидерландская школы в оформлении блоковых книг. Различия в технике и стиле гравюр. Ведущая роль Германии в развитии гравюры на дереве в XV – нач. XVI вв. Гравюры Дюрера и «малых» мастеров. Особенности Нидерландской ксилографии XV в. и первой половины XVI в. Французская книжная гравюра. Ранние гравюры на дереве в Англии. Внешние характерные особенности техники итальянской книжной гравюры XV-XVI вв. Венецианский центр итальянской станковой гравюры. Влияние Тициана на развитие техники гравюры. Ломбардская книжная и станковая гравюра, характерные особенности ее техники, подражание венецианской. Начало развития цветной гравюры. Лукас Кранах, Ганс Бургмайер. Балдуинг Грин. Особенности техники каждого из них. Новый способ цветной печати, открытый Неккером. Его распространение в Италии под именем «Кьяроскуро». Уго да Карпи. «Камайо» и ее отличие от Кьяроскуро. Итальянская репродукционная цветная гравюра. Особенность ее техники. Упадок интереса к цветной гравюре на дереве в XVIII веке. Папийон и Джексон. Первое применение «пустого» тиснения. Падение интереса к черно-белой обрезной гравюре в XVIII веке. Первые гравюры на дереве в России. Их связь с книгопечатанием. Влияние немецкой и итальянской гравюры. Их высокое техническое мастерство. Организация книгопечатания и граверного дела на Печатном дворе при Иване Грозном. Распространение гравюры на дереве на Украине в XVII веке. Павмо Беренда. Русские и украинские блоковые книги. Контроль церкви за качеством гравюр религиозного содержания. Указ патриарха Иоакима 1674 г. Лубочная народная гравюра.

Торцовая гравюра на дереве

Томас Бьюик. Принципиальное различие между обрезной продольной и торцовой гравюрой. Белая и черная линии. Инструменты для работы на торцовой доске. Породы древесины, пригодные для гравирования по торцу. Торцовая гравюра на дереве и книжная иллюстрация в XIX веке. Клодт. Граверная школа Е. Бернадского. Тоновая гравюра. Мастерская тоновой гравюры. Л. Серяков. Попытки возрождения оригинальной торцовой гравюры. В.Матэ и его ученики. Западно-европейская гравюра в начале XIX в. И. Павлов и его место в развитии русской ксилографии. Спор между сторонниками «черного» и «белого» штриха (И. Павлов и Стараносов). Гравюра на дереве В. Фаворского, И. Голицина, А. Гончарова.

Гравюра на дереве в странах Дальнего востока. Ведущая роль Китая в развитии ксилографии на Востоке, школа «Канашуле». Книжная китайская ксилография и т.н. «печатные листы». Станковая гравюра Нянь – Хуа. Отношение к копированию. Особенности техники китайской гравюры. Руководства для китайских граверов «Десять бамбуковых хижин» и «Руководство из «Сада величиной с горчичное зерно». Влияние китайской гравюры на японскую. Древнейшие японские гравюры. Стиль Укие и гравюра на дереве Осикава Моронобу («Японский Дюрер»). Организация творческого процесса в работе японских граверов. Статус японского художника-гравера. Хокусаи и его техника цветной гравюры. Техника Уруши. Два направления в японской репродукционной ксилографии в ХХ веке.

Гравюра на линолеуме

Состав Линолеума. Начало применения линолеума во Франции (конец XIX века) и появление в России. Шевердяев и Павлов – первые граверы, обратившиеся к линолеуму. Состав линолеума. Общее в гравюре на дереве и линолеуме. Достоинства и недостатки каждого из них. Инструменты для гравирования на линолеуме.

Резцовая гравюра, гравюра на меди. (Глубокая печать). Происхождение резцовой гравюры. Механическое и химическое приготовление печатной формы. Внешние признаки оттисков гравюры на металле. Нъело, как предшественница резцовой гравюры. Мазо Финигуэра, «золотых дел мастер» и гравер, одни из первых начавший делать с нъело оттиски на бумаге. Братья Полайоло и Мантенья – первые мастера резцовой гравюры. Правила оформления гравюры: надписи, подписи, монограммы. Поля внешние и внутренние. Резцовая гравюра как техническая и научная иллюстрация. Возникновение и развитие репродукционной гравюры на металле. Марк Антонио Раймонди и его концепция репродукционной гравюры, как перевод с одного языка на другой. Первые репродукции-гравюры с «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи. Начало репродукционной гравюры во Франции (Мелан, Нантейль, Одран). Широкое распространение репродукционной гравюры на металле в Англии в XVIII веке. Появление ряда разновидностей гравюры на металле. Цветная гравюра на металле. Леблон. Начало трехцветной печати. Появление резцовой гравюры на Руси. Братья Зубовы. Иностранные граверы, работавшие на Руси. Граверная мастерская при Академии наук, ее штат и специализация. Симон Ушаков как гравер.

Нидерландская школа репродукционной гравюры. Хендрик Гольциус, особенности его техники. Репродуцирование или копирование им произведений Рафаэля, Рубенса и других живописцев. Сухая игла нач. XVI в. Ее отличие от офорта. Барбы. Ограниченность тиража. Особенности печати. неидентичность оттисков. Сочетание сухой иглы с офортом. Корректировки оттисков сухой иглы применяемой Рембрантом. Оттиски, полностью исполненные в сухой игле. Их особенность.

Меццо-Тинто или Черная манера

Изобретение фон Зигена (середина XVII в. Германия). Зернение поверхности доски качалкой. Выглаживание доски гладилкой в различной степени. Светотень – главное средство выразительности. Корректировка иглой, шабером, резцом. Цветное меццотинто с одной двух-трех досок. Особое распределение меццотинто в XVIII веке и распространение ее как репродукционной техники в Англии. Ограниченность тиража меццо-тинто. Д.-Р. Смит, У. Уорд, Э. Фишер, Р. Ирлом. Резкое снижение популярности техники в XIX-XX веках.

Пунктир – репродукционная техника

Изображение точками разной величины и формы. Два способа работы пунктиром: сухой и мокрый, ограниченность тиража. Офорт (травление «крепкой водуой»). Отличие его выразительных средств от «сухой иглы» и резцовой гравюры. Металлические доски, применяемые в офорте: медные, цинковые, стальные. Их шлифовка. Зависимость от нее качества оттисков. Офортный грунт, составляющие его вещества: асфальт (битуум), канифоль, мастика, скипидар. Твердый и жидкий грунты, толщина грунта, игла – основной инструмент офортиста. Черный офортный грунт. Первое применение белого офортного грунта. Травление – самый ответственный этап в работе офортиста. Кислоты, применяемые для травления, их сравнительная характеристика. Серный цвет. Шкала травления. Одноразовое и многоразовое травление, повторное и последующее травление. Начало применения офорта, как самостоятельной техники в начале XVI века Д. Хопфер из Аугсбурга, А. Дюрер». Расцвет искусства офорта в Нидерландах в XVII в. Якоб ван Рюйсдаль (1628-1682), Адрин ван Остаде (1610-1682). Особенности их офортных техник. Развитие офорта в Италии в XVI веке (Пармаджанино (1502-1540) Геркулес Сегерс – основатель техники цветного офорта. Итальянский офорт в XVIII веке. П. Тьеста, Барджанини, Дж. Баттиста Пиранези (1707-1778), Каналетто (1220-1780). Особенности их техники. Распространение техники офорта и его разновидностей в XIX-XX веках в Англии как репродукционной техники. Подъем оригинального офорта в ХХ в. в творчестве Уилки, Тернера, Боннингтона, Стронга. Уистилер и Французский офорт XVII в. Клод Лорен (1600-1682).

Начало офорта в России. Симон Ушков и его граверная школа. Гравировальная палата Академии Наук. Общество русских аквафортистов. Его председатель и члены. Вторая половина XIX века.

Лавис (от фр. lavis – тушевание)

Изобретение техники во второй половине XVII в. Ж.Б.-Лепренс. Сходство техники с акварелью и акватинтой. Рабочий процесс: слабое протравливание контура и затем работа кистью.

Мягкий (срывной) лак

Состав лака. Способы нанесения лака (тампоном или валиком). Наложение на загрунтованную доску листа бумаги и рисование на ней жестким карандашом. Прилипание бумаги в местах касания карандаша. Травление. Печать. Тираж. Внешний вид оттисков. Сходство с карандашным рисунком.

Резерваж

Вид эстампа, появившийся недавно. Рисунок на отполированный доске исполняется чернилами, содержащими вещество, растворимое в горячей воде. Покрытие кислотоупорным лаком. Проявление доски после высыхания лака в горячей воде, выполнение рисунка кистью, пером, штрихом, соответственно оттиски имеют фактуру этих инструментов.

Акватинта

Время изобретения. Жан Батист Лепренс. Ее сходство и отличие от меццо-тинто. Время преимущественного развития. Отличие от остальных офортных техник. Последовательность работы: шлифовка и запыление канифольной пылью, свинцовой или медной доски. Зависимость тона от толщины слоя канифоли. Преимущественные мотивы акватинты. Жидкая акватинта.

Карандашная манера

Соединение травления и механического гравирования. Сходство с рисунком пастелью, сангиной и др. Характер штриха, фактура и стилистические особенности оттисков. Преимущественное применение в репродукции. Франция – родина техники «карандашная манера». Популярность карандашной манеры во Франции в XVIII в. Демарто, Буше. Карандашная манера в России. Егоров, Шебуев. Инструменты карандашной манеры: рулетки, матуар, молетт, рифиля. Тираж.

Пунктир или пунктирная манера

Преимущественно репродукционная техника. Два вида пунктирной манеры: с травлением и всухую. Наибольшее распространение в Англии в XVIII в. Первые известные оттиски Д. Компаньола. Италия XV – XVI вв. и в Голландии XVII в. Ян Лутьма. Основные инструменты: пуансоны, штифты, молоточки, стипль. Различия карандашной и пунктирной манер. Два способа гравюры пунктиром: 1. Легкий набросок на загрунтованной доске и травление, работа после травления пуансонами. 2. Работа по намеченному контуру без последующего травления. Тираж.

Литография, как вид плоской печати

Автор и время изобретения. Литографские камни, их сорта, фактура и художественные достоинства оттисков в зависимости от камня. Литографская бумага (корнпапир). Основные материалы литографа: литографский карандаш, литографская тушь, их химический состав. Литография и автолитография. Литограф и художник-литограф. Разделение труда в процессе литографской печати Олеофильная и гидрофильная поверхности камня. Цветная авторская литография с одного и нескольких камней. Литографские краски. Гравюра на камне. Выскребание по асфальту. Цветная репродукционная литография. Абрис. Современное состояние литографии как художественной техники.

Монотипия, как вид плоской печати

Монотипия акварельными, масляными и гуашевыми красками. Основы или печатные формы: стекло, картон, листовой металл. Альграфия – разновидность литографии. Ее некоторые преимущества перед литографией.

Шелкография (шелкотрафаретная печать, сериграфия)

Способ в виде простого трафарета, известный еще в древности в Китае, Японии. Усовершенствование способа в XIX веке. Печатная форма – рама с натянутой на нее шелковой или капроновой тканью. Наклеивание на ткань трафаретного рисунка и прогон краски. Рисунок на ткани специальными красками. Покрытие рисунка светочувствительными слоем и экспонирование на свету. Изобразительные возможности шелкографии.

Фтороофорт

Время, место изобретения. Основы: стекло в качестве основы для получения печатной формы, грунты. Инструменты. Травление и удаление грунта. Печатание. Высокая токсичность техники. Чюрленис и его серия фтороофортов.

Живопись и живописные техники

Техники монументальной живописи: (настенная, плафонная) и станковая. Живопись и живописность. Цвет и свет – основные средства выразительности в живописи. Основные принципы систематики цвета: цветовой треугольник (Ньютон), цветовой круг (Менселл), цветовой шар (О.Рунге). Основные и производные цвета. Вазимодополнительные цвета. Их физическая и физиологическая природа. Несобственные качества цвета, их ассоциативная природа. Фактурно-пространственные свойства цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Особенности восприятия цвета в контексте и изолированно. Видимый и знаемый цвет. Понятие «альбедо». Контрасты и их роль в цветовом строе живописного произведения. Одновременный контраст: ахроматический, хроматический и монохроматический. Зависимость эффекта контраста от соотношения реагирующего и индуктирющего полей. Измерение пороговой величины контраста. Пограничный контраст и объемность изображения. Пограничный контраст. Конатраст как основа цвето-тональных отношений в живописи. Взаимодействие цвета и плоскостной формы. Формула В. Кандинского. «Синий треугольник не то, что красный треугольник». Цвет и объемная форма. Принципы цветовой гармонии. Подбор цветов по цветовому тону, светлоте, насыщенности. Палитра живописца.

Различие между пигментом и краской. Пигмент и связующее. Прочие компоненты краски. Разделение красок по связующему веществу на масляные, полумасляные и водные. Деление красок на органические и минеральные. Натуральные и искусственные краски. Наиболее популярные пигменты (краски), применявшиеся на протяжении всей истории искусства: охра, киноварь, ультрамарин. Краски – лаки: индиго, краплак. Основные металлические пигменты: кобальт, кадмий, стронций, белила и др. Зависимость между дисперсностью пигмента и корпусностью краски. Увеличение ассортимента искусственных, в основном, металлических красок с начала XVIII века. Асфальт (битуум) как краска. Использование золота в качестве краски.

Энкаустика (от греческого «вжигание»)

Живопись разогретыми на огне восковыми красками. Основная живописная техника античности. Обработка пчелиного воска с целью приготовления связующего: отбеливание, вываривание в морской воде, сушка на солнце. Пунический воск (Атраментум). Сообщение Плиния о двух способах энкаустической живописи. Споры об энкаустике в XVIII веке. Различные толкования текста Плиния. Инструменты античного художника-энкауста: кисть, каутерий, цеструм. Попытки реконструкции техники в XVIII веке. Заказ художнику Вивьену картины, исполненной в энкаустике. Произведения энкаустической живописи, дошедшие до нас: фаюмские портреты, синайские иконы. Пять признаков энкаустической живописи по Витрувию. Открытие в 1847 году во Франции могилы античного художника. Находка энкаустических красок и инструментов. Беклин, его работы в энкаустике. Горячий и холодный способы энкаустики. Энкаустика и восковая темпера. Начало применения Праксителем и Арестеидом лессировок. Их происхождение из Ганозиса. Изучение энкаустики в советское время Грабарем и Хвостенко. Попытки реконструкции античной техники, пять способов энкаустики по Грабарю.

Древнейшая техника

Наскальные изображения палеолита. Статус первобытного художника. Профессионал или любитель. Патина наскальных изображений. Рисовал ли первобытный художник по памяти или с натуры? Линия контур – основное средство выразительности в первобытном искусстве. Развитие человеческих способностей к изобразительной деятельности в онтогенезе и филогенезе. Зачатки перспективы в изобразительном искусстве – разделение наскальных изображений, с точки зрения техники, на пастельные кистевые или графические и живописные. Палитра первобытного художника. Наскальные гравировки восточной Сибири (Писанки).

Настенная живопись Древнего Египта

Роспись гробницы вождя в Иеракополе. Роспись незаконченной гробницы Семетиха II (95 – 85). Стены из блоков, гранита и гнеиса, скрепленных насухо, как основа для древнеегипетских стенописей. Два типа грунтов, применявшихся в период Древнего и Среднего царств. Грунты двухслойные (нижний известковый, верхний черепичный). Гладкая поверхность черепичного грунта. Две техники, соответствующие двум манерам живописи. Корпусное и лессировочное письмо. Палитра древнеегипетского художника: аурипигмент, индиго, пурпур, горная зелень. Александрийская Фритта. Чисто декоративная роль контура в древнеегипетских росписях. Роль цвета. Три функции контура в настенных росписях Древнего Египта. Изменения в технике настенной живописи в эпоху Нового царства. Появление трех новых типов по составу и структуре грунтов. 1-ый тип – тщательно заглаженный; 2-ой – несколько шероховатый; 3-ий – гладкий для тонкослойного письма. Роспись на саркофагах периродов.

Критомикенская стенная живопись – начало фресковой техники

Сборщик шафрана. Применение известковых грунтов и натуральных, в основном, земляных красок. «Миниатюрные» фрески. «Рельефные» фрески. Фресковая живопись этрусков. Гробница Таухера. Гробница Леопардов. Грунты, красочный слой. Палитра.

Древнегреческая вазопись

Краснофигурная и чернофигурная вазопись. Белые лекифы. Их техника и связь с настенной живописью. Открытие в 1520 году в Риме на Палатинском холме настенных росписей (гротесков). Особенности их техники, великолепная сохранность. попытка Джованни да Удине и Рафаэля реконструировать технику античной стенописи. Утверждение Вазари о применении античными художниками чистой фрески. Споры о технике живописи римлян в Эпоху Возрождения. Свидетельства Витрувия и Плиния. Мнения Э.Бергера и О.Доннера о технике античной живописи (секко или аль фреска?). Смешанная техника помпейских росписей аль секко по фресковой подготовке. Палитра помпейской техники настенной античной живописи по Витрувию.

Фреска – наиболее распространенная техника монументальной живописи

средневековья

Терминология фрески. Общие понятия «аль фреска», «фреска секко», «аль секко». Стены из известкового камня или кирпича – основы для фресковой живописи. Грунты, левкасы и их состав. Известь, процесс получения извести для левкаса: обжиг, гашение, кипелка, пушонка. Получение извести в виде порошка, теста, «известкового молока». Процесс удаления емчюги. Гидроокись в качестве связующих слоев фрески. Арричиато и интонако. Функции каждого из них. Швы дневной работы – характерный признак фресковой техники. Подготовительный рисунок для фрески (синопия). Влияние цвета наполнителя на общий цветовой тон фрески. Трубчатые, монолитные грунты. Прописи фрески по-сухому. Рефть. Памятники с относительно «чистыми» фресками. Античное влияние на технику раннехристианской настенной живописи (многослойные грунты) по гладкому интонако. Грунт на криволинейных поверхностях, его укрепление. Перевод рисунка с эскиза на стену. Знаменование. Перевод рисунка путем припороха и ографления. Техника фрески эпохи Возрождения. Гладкие грунты. Внимание к пластической моделировке. Пропись по сухому. Господство чистой фрески (буон фреска) в период от Чимабуе до Микеланджелло. Фресковая живопись Аретино. Особенности его техники. Техника росписей Микелланджело. Начало применения картонов. Особенности исполнения рисунка на криволинейных поверхностях. Масляная стенопись. Леонардо да Винчи, Андреа дель Кастаньо, Якопо Понтормо, Полайоло. Преимущества и недостатки масляной живописи на стене (специальная подготовка стены). Клеевая живопись (аль секко). Основы и грунты. Связующие красок. Время наибольшего распространения происхождение техники и ее особенности. Общее с аль фреской.

Мозаика

Этимология слова и гипотезы о его происхождении. Наборная и штучная мозаика, прямой и обратный набор. Смальта: глухая, прозрачная, слоеная. Рокайль, Маркетри, как разновидности мозаики. Три вида наборной мозаики. 1. Единицы набора имеют форму и величину предопределенную мотивом. 2. Единицы набора, имеют единообразную форму. 3. Керамические плитки, содержащие законченное изображение. Тессера и модуль. Гравюра. Древнейшая наборная мозаика (Древний Восток). Штифтовая мозаика. Древнейшая штучная мозаика. Напольные мозаики Древней Греции и Рима. Бордюр и эмблемата. Разновидности античной мозаики Опус. Варварикум. Опус сигнинум. Опус сектиле. Опус теселатум. «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием» (I в.до н.э. Ограниченность палитры, мелкие тессеры, в основном из натурального камня. Итальянская чернобелая мозаика I-II вв. Обращение к многоцветию (III век). Плотная кладка. Стремление имитировать живопись. Распространение мозаики в первые века н.э. Мозаики на окраинах Римской империи. Переход мозаики с полов на стены. Обретение мозаикой собственных средств выразительности. Начало применения золотой смальты (IV в.) Основные центры и памятники искусства мозаики в Италии. Рим. Состав грунта раннехристианской мозаики и его крепление. Константинополь – ведущий центр мозаичного искусства начиная с VI века. Мозаики Софии Константинопольской. Мозаики Равенны. Их технические особенности. Широкое применение золота. Смальтовые мозаики Киевской Руси их связь с византийскими мозаиками. Византийские портативные иконы, особенности их техники, размеры, грунт, тессеры. Попытка Ломоносова возродить на Руси искусство мозаики, Усть-Рудицкая фабрика. Опыты Ломоносова по варке смальты. Собственноручные работы Ломоносова. Авторская работа Ломоносова «Палтавская баталия». Обращение к искусству мозаики Чимабуе, Джотто, Гирландайо. Венецианские и римские копийные мозаики, их развитие в технике. Прямой и обратный набор. Флорентийская мозаика. Мастерская при дворце Медичи.

Сграфитто (от лат. «выскребать»)

По существу может быть отнесена к искусству графики. Имеет непосредственную связь с архитектурой. Изображение создается путем выскребания в свежем слое окрашенной или побеленной штукатурки. Два вида сграфитто, негативное и позитивное. Многослойное сграфитто. Сграфитто в сочетании с фреской, мозаикой и др. Широкое распространение сграфитто во Флоренции в XV в., Староэнгандинское сграфитто. Сграфитто русских художников 20-30-е годы. Современные виды сграфитто. Силикатная живопись. Минеральные краски. Растворимое стекло. Стереохромия. Два способа: «А» Живописные краски; «Б» Декоративные краски. Основы и грунты для силикатной живописи.

Акварель – живопись водяными красками

Водяные краски, состав и свойства. Пигменты и связующие акварельных красок. Основы. Вопрос о возникновении техники «акварель». Ее зависимость от того, что понимать под акварелью. Акварель древнеегипетская, античная, средневековая. Классическая акварель. Ее родина – Англия. Расцвет – 18 век. Основные требования и материалы: белая бумага, отказ от применения белил, прозрачность красочного слоя. Связующее акварельных красок. Акварельный рисунок и акварельная живопись. Работа на мокрой и сухой бумаге. Черная акварель. Сепия. Работа методом гуаши и «чистая» акварель. Акварельные кисти и требования к ним. Тушевание (лавис) -техника, применявшаяся в XVIII – XIX вв. Высокая дисперсность пигментов и быстрая растворимость в воде связующего – основное требование к акварельным краскам. Разновидностью акварельных красок является гуашь. Ее отличие от чистой акварели – корпусность красочного слоя, изменение светлоты по мере высыхания применение белил. Возможность применения цветной основы. Гуашевые краски. Начало их производства с конца XVIII века. Акварель в конце XVIII – нач. XIX в. Излюбленная техника среди дилетантов. Оформление акварельных работ. Отличие гуаши от клеевой живописи.

Масляная живопись

Вопрос происхождения масляных красок. Миф об изобретении Ван-Ейков. Связующие масляных красок. Пигменты. Краски кроющие (корпусные), лессировочные (прозрачные). Пастозность (корпусность). Растительные масла: льняные на севере, ореховые на юге. Высыхание масел. Маслоемкость красок. Основы для масляной живописи: дерево, холст, бумага (картон) и другие. Грунты для масляной живописи: клеевой, эмульсионный, масляный. Тонированные и цветные грунты. Болюсные грунты. Имприматура. Классический многослойный метод масляной живописи: рисунок, пропись, подмалевок, лессировка. Метод all prima, фактура, покрытие лаком. Инвентарь мастерской: мольберт, подрамники, мастихины, кисти, мусштабель.

Темпера (от лат. «temperare» – смешивать, смесь, температура)

Краски на эмульсионным связующем. Эмульсия типа МВ и ВМ. Натуральная и искусственная эмульсии. Яичная, восковая и казеиновая темпера. Средневековая темпера. Ее связующие. Иконопись или живопись на досках. Выбор доски и ее обработка. Подготовка досок к грунтовке, наложение паволоки. Левкасы для темперной живописи. Палитра средневекового художника. Основные краски. Рабочий процесс. Знамение рисунка, доличное письмо, раскрытие иконы, золочение. Рефть, ассист. Личное письмо, санкириние, вохрения. Поправка описи и росписи, закрашивание полей, отводка и опушка, венчики и надписи на иконе. Олифление. Эмульсия на желтке, цельном яйце, казеине, воске. Зависимость формально стилистических особенностей от свойств темперных красок и грунтов. старинная и современная темпера. Сходство последней и различие с гуашью.

ЛИТЕРАТУРА

Общие работы

Киплик Д. Техника живописи М. «Искусство», 1947.

Сланский Б. Техника живописи. М., 1962.

Рисунок

Гращенков В.Н. Об искусстве рисования и искусстве собирания рисунков. Каталог выставки. Пять веков европейского рисунка. Миллан, 1995-1996.

Радлав Н. Рисование с натуры. Л., 1978.

Фаворский В. О рисунке, о композиции. Киргызстан, 1966.

Советы мастеров. Сб. Составитель Зайцев А.С. М., 1978.

Печатная графика

Кристеллер. История европейской гравюры. М., 1939.

Флекель М.И. От Марк Антонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

Турова А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. М. «Искусство», 1977.

Звонцев В.М., Шистко В.И. Офорт. М. «Искусство», 1977.

Фридлендер М. Литография. Л., 1925.

Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М., 1960.

Станковая живопись

Рыбникова А.А. Техника масляной живописи. М., 1933.

Гремберг. Технология станковой живописи. М. «Искусство», 1982.

Оствальд В. Письма о живописи. М., 1905.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961.

Моро-Вотье. Заметки по технике живописи. М., 1929.

Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 1961.

Фаейнберг. Лессировка и техника классической живописи. М.-Л., 1937.

Кальпинг А. Акварельная живопись М., 1968.

Doerer Max. Malmalertal und Letne XXX im Bilde. Stuttgart – W., 1933.

Филатов В.В. Древнерусская станковая темперная живопись. М., 1961.

Зайцев А.С. О понятии «живописность». // Искусство. №5. 1981.

Herberts K. Die Maltechniken Mittler Zwischen. Idee und Gestaltung. Dusseldorf, 1957.

Constable W.J. The Painters wordsshop. Boston.

Рыбников А.а. Фактура классической картины. М., 1927.

Kachlman, E.Uber Malteehnik der Alke Erlin, 1900.

Агеев П.Я. Старинные руководства по технике живописи. СПб, 1887.

Афанасьев П.Я. Несколько слов о живописи древних греков и римлян. «Пантеон» № 8.

Стенопись

Волков Н.И. Цвет в живописи.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М. «Искусство», 1986.

Зайцев А.С. Пигменты и краски.

Бодуэт Поль. Техника фресковой живописи.

Дурново. Техника Древнерусской фрески. 1927.

Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито. М., 1930.

Чернышев Н.М. Техника фрески Древней Руси. М.,

Дмитриев Ю.Н. Заметки по технике русских стенных росписей (живопись и мозаика). Ежегодник института истории искусств. АН СССР.

Шмидт. Техника античной фрески и энкаустики. М., 1934.

Хвостенко. Техника энкаустики. 1956.

Павловский. Материалы и техника монументальной живописи. М., 1975.

Hemherington. Mosaics. N.-Y., 1971.

Щавинский В.А. Очерки по истории техники и технологии красок в Древней Руси. М.-Л., 1935.

Berger. Fltagiptische Wandmalerei. Leipzig.

Philippot P. Die Wandmalerei. Entwicklung, technik, Eigenart Wien, 1972.

Gobbe A. Die Techinik der Altern Mosaiken. Kцln, 1903.




РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ЖИВОПИСИ

В.В. Зверев

Цели и задачи курса

Лекционный курс предназначен студентам 4 курса исторического факультета МГУ искусствоведческого отделения для ознакомления студентов с основными проблемами теории и практики современной научной реставрации. Курс рассчитан на 66 академических часов и состоит из двух частей, одна из которых посвящена рассмотрению истории и теории реставрации, другая – современной реставрационной практике.

Цель первой теоретической части курса лекций заключается в том, чтобы показать тесную взаимосвязь исторических и теоретико-методологических аспектов реставрации памятников с методическими проблемами изучения исторических проблем в искусствоведении и археологии. Практические задачи курса:.

- научить студентов смотреть на памятники материальной культуры, как на источники исторической информации.

- критически анализировать сохранность «подлинной субстанции» памятников, степень влияния на нее реставрационного вмешательства;

- объяснить важность учета реставрационных модификаций памятников при анализе их исторического и эстетического содержания.

- познакомить студентов с естественнонаучными методами исследования памятников материальной культуры, и с возможностями использования результатов в гуманитарном знании.

Цель научно практической части курса – познакомить студентов с практикой реставрационного дела, ее специфическими операциями, со стандартами практики реставрации, методами исследования, описания и фиксирования научной информации о памятниках искусства в процессе их консервации и реставрации. Необходимо показать студентам состав консервационно-реставрационных работ с приборами, аппаратурой, инструментами на рабочем месте реставратора, представить им сложные технические операции по укреплению, дублированию, паркетированию и расчистке живописи. Главная задача заключается в том, чтобы показать, как сложны реставрационные операции, как велик риск их применения на произведениях искусства, рассказать о неизбежных искажениях, которые претерпевают памятники при проведении любых сложных операций, и пагубных последствиях для произведений искусства непрофессионального вмешательства.

Кроме того, необходимо познакомить студентов с практикой консервации и музейного хранения памятников, с методами профилактики их разрушения, а также дать сведения о важной роли температурно-влажностного и светового режимов для музейного хранения экспонатов, мерах профилактики разрушения и защиты памятников от повреждений биологического характера.

Структура и содержание курса органично связаны с дисциплинами основной образовательной программы по искусствоведению, с содержанием таких дисциплин как «Анализ и описание памятников» и «Техника изобразительного искусства».

Основы реставрации и консервации памЯтников

Предмет курса, его цели и задачи. Характеристика основных понятий научной реставрации. Различие значений слова и термина «реставрация» в бытовом употреблении и в научной лексике. Историческое содержание понятия реставрации. Различие в понимании целей и задач реставрации в прошлом и настоящем.

Реставрация и консервация – как формы работы по сохранению материального наследия прошлого. Две модели организации реставрационного процесса в соответствии с поставленными целями. Структура реставрационного процесса. Функции звеньев, взаимосвязи между ними. Структура консервации памятников. Понятие хранения и профилактики как совокупности мер по предупреждению разрушения памятников.

2. Историческое формирование научной реставрации

Историческое формирование Реставрации в контексте художественной культуры и науки Нового времени. Функции реставрации: функция познания и функция практического восстановления памятников в их прежнем виде. Освоение опыта архитектурного и художественного творчества античного времени гуманистами итальянского Возрождения. Археологические исследования Древнего Рима. Проблема подлинности документов в спорах между доминиканцами и иезуитами в 17 веке. Исследования Мабильон. Проблема упорядочивания древностей во времени. Каталоги собрания монет Экгеля (Вена) и Мьонне (Париж). Метод Ж. Кювье: построения теории земли на основе реставрации остатков древней фауны. Идеи создания научной истории культуры. Э. Виолле-ле Дюк и Г. Земпер о единстве научного метода изучения естественной и культурной истории.

Особенности становления археологической науки в России, ее роль в формировании государственной и общественной сети организаций охраны и реставрации памятников. Археологические общественные организации в России в ХIХ-начале ХХ столетия. Музеи при археологических обществах.

Государственные учреждения по охране и реставрации памятников. Государственное законодательство по охране и реставрации памятников в дореволюционной России. Организация охраны и реставрации памятников.

3. Теоретические основы археологической реставрации

Проблема изучения истории методами археологической науки и способы объективации исторического процесса. Цели археологической реставрации. Возникновение понятия «памятник» в русской археологической науке ХIХ в. Объект реставрации. Реставрация «памятников» и формирование археологической концепции реставрации «памятников» в отличие от реставрации «произведений искусства» и «антиков». Уподобление реставрационного раскрытия археологическим раскопкам. Этика научного исследования и этика реставрации. Различение оригинальной части памятника и более поздних наслоений, переделок и дополнений. Требования к технической обработке памятников в процессе реставрации.

Проблема подлинности памятников. Понятие об авторской и исторической подлинности памятников. Различение «своего» и «чужого» текста в научном описании, графическом представлении и в практическом осуществлении реставрации памятников. Отношение к поздним вставкам. Правила восполнения памятников в местах утрат.

4. Практика археологической реставрации

Правила археологических раскопок и метод археологического раскрытия памятников. Документирование, научное описание, наглядное графическое представление памятников до начала, в процессе и после окончания реставрационных работ. Требования к технической обработке памятников в процессе реставрации. Этические проблемы раскрытия памятников. Запрет на раскрытие памятников. Фрагментарные раскрытия. Эстетические проблемы фрагментарного раскрытия.

Историческое сознание и эстетическое восприятие памятников прошлого. Авторская поверхность произведения искусства. Фактура художественного произведения. Авторский лак на красочном слое картины. Более поздние лаковые покрытия. Старение и следы времени на поверхности предметов. Патина времени. Проблемы патины времени в трудах О. Шпенглера, Г. Зиммеля, В. Щавинского, Н.П. Кондакова. П.П. Покрышкина. Анисимов об удалении поверхностных загрязнений и расчистке памятников. Опасности реставрации памятников, связанные с применением несовершенных технологий и обработкой веществами с неполно изученными свойствами. Полемика ученых в 1916 году в связи с порчей картин в Эрмитаже. Микроскопия в реставрационном процессе. Тотальная расчистка и методы локального воздействия в проблемных зонах в структуре памятников. Общие правила реставрации и требования к реставрационным материалам.

II. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА КОНСЕРВАЦИИ ПАМЯТНИКОВ

1. Формирование новой методологии реставрации памятников в начале XX в.

Формирование новой парадигмы реставрации памятников в России в начале 20 века. Внутренние противоречия и кризис метода археологической реставрации. Записки Н.К. Рериха о реставрации памятников. Программа деятельности «Общества защиты и сохранения памятников в России». Критика метода археологической реставрации памятников членами «Общества защиты…». Проблемы научной реставрации памятников на 2-м Всероссийском съезде художников. Конвенциональное понятие реставрации. Метод консервации памятников в работах А. Боравского. Новые цели и задачи реставрации в теоретических положениях И.Э. Грабаря.

2. Исследовательские программы в процессе консервации и реставрации памятников

Материалы памятников

Основы из дерева. Сведения, получаемые из письменных источников и литературы о живописи на деревянных основаниях. Лабораторные исследования, направленные на определение вида древесины и ее возраста. Исследования досок, проводимые с изъятием и без изъятия проб. Микроскопное изучение породы дерева. Дендрохронология. Определение технического состояния древесины. Растрескивание древесины, сломы, спилы, коробление досок с живописью. Ожоги и обугливание. Биологическое разрушение древесины. Древесина, пораженная древоточцами, внешние признаки поражения древесины древоточцами и ее состояние в толще доски. Рентгенографическое изучение сохранности древесины, обнаружение скрытых дефектов, инородных включений (гвозди в досках), и т.п. Возможности использования разрушения древесины для экспертных заключений.

Холст. Сведения, получаемые из письменных источников и литературы о тканях, используемых в качестве основания для живописи. Микроскопные исследования, направленные на определение вида холста, способы идентификации прядильных волокон по структуре. Микрохимический анализ волокон при помощи цветных реакций. Исследования вида плетения, толщины и плотности холста. Использование рентгенографии для изучения структуры холста в местах, недоступных для непосредственного наблюдения (паволока иконы и т.п.).

Холст на подрамнике, «гирлянды затяжек» сшивной холст, старые заплаты на картинах. Признаки естественного старения холста, биологические повреждения ткани. Влияние на состояние холста нарушений технологий обработки в процессе его подготовки для живописи. Проступание грунтовочной массы на тыльную сторону картины. Масло воск и пр. на обороте холста.

Негативные последствия.

Металл. Пергамент, бумага

Грунт.

Грунты в настенной живописи. Клеевой, масляный и эмульсионный грунты станковой живописи, строение и технология изготовления. Исследования качественного состава грунта. Гидрофильные и гидрофобные свойства грунтов. Простые способы определения связующего вещества в грунтах станковой картины. Характерные виды разрушения грунтов. Левкас. Материалы и приготовление левкаса. Рельефный левкас.

Подготовительный рисунок под живопись

Подготовительный рисунок настенной живописи и на иконе. Рисунок в станковой масляной живописи. Исследование рисунка под живописным слоем.

Красочный слой живописи

Сведения, получаемые из письменных источников и литературы о произведении искусства и технике живописи. Предварительное заключение о технологии создания картины. Уточнение заключения при помощи аналитических средств. Исследования авторской манеры письма. Строение и фактура классической картины. Техника живописи a la prima. Особенности фактуры картин, выполненных в технике a la prima. Фактура живописи в скользящем свете. Применение рентгенографии для изучения индивидуальной манеры письма. Обнаружение живописи под записями. Микроструктурные исследования фактуры живописи: жидкое, пастозное и полусухое письмо, следы щетинной, колонковой и беличьей кистей на поверхности картины. Элементы индивидуальной манеры письма: фактура и очертания формы, размер кисти, толщина и длина мазка. Моменты касания, наложения и отрывания кисти от холста. Использование других инструментов для нанесения красок. Посторонние включения в красочной пасте. Лак на красочном слое картины. Грязь и пыль на поверхности картины. Грязь на лаке. Механическая прочность красочного слоя, сила сцепления красочного слоя с пленками лака и с поверхностными загрязнениями.

Изучение качественного состава пигментов живописи. Сведения, получаемые из письменных источников и литературы о пигментах. Люминесценция пигментов в ультрафиолетовой зоне спектра. Выцветание пигментов. Почернение свинцовых белил, ультрамариновая болезнь. Исследования красочного слоя в инфракрасной зоне спектра.

3. Изучение сохранности памятников

Трещины на поверхности настенной клеевой и масляной живописи. Предварительные исследования состояния сохранности красочного слоя станковой картины. Темный лак и загрязнения на красочном слое живописи. Растрескивание красочного слоя станковой масляной и темперной живописи. Жесткий, мягкий и плывущий кракелюры. Особенности образования кракелюра в красочном слое живописи на деревянных основаниях. Растрескивание живописи на холсте. Причины образования трещин: коробление досок, конструктивные погрешности подрамника, физико-химические изменения в красочном слое. Локальное растрескивание живописи в границах цветовых пятен картины. Кракелюры естественные и поддельные (искусственные и рисованные). Использование результатов исследования характера растрескивания живописи для экспертных заключений о подлинности произведений искусства.

Отставание красочного слоя и грунта от основы. Расслоение и вспучивание живописи. Соли на поверхности настенной живописи. Процессы деструкции в настенной и станковой живописи.

3. Методы исследования и фиксирование наблюдений

Общая характеристика методов получения информации о реставрируемых предметах. Требования, предъявляемые к информации. Источник, проводник и носитель информации. Текстовая и графическая информация. Способы кодирования, передачи, записи и хранения информации. Тривиальная и оригинальная информация, способы получения оригинальной информации. Оригинальность информации фотоснимка. Специальные виды фотосъемки в процессе исследования памятников. Формулирование цели фотографирования и требования, предъявляемые к фотографии. Масштаб фотографирования. Макро- и микрофотосъемка.

Физические методы исследования. Изучение произведений искусства в монохроматической зоне спектра как способ получения оригинальной информации. Изучение технического состояния красочного слоя картины под прямым освещением, в косых и скользящих лучах искусственного света. Исследование картин в инфракрасной и ультрафиолетовой зонах спектра. Использование рентгенографии для изучения скрытых разрушений произведений искусства. Исследование конструктивных узлов и способов монтажа сборных произведений искусства (иконостас, скульптура, мебель и т.п.), требующих разборки в процессе реставрации.

Плотность информации, понятие об избыточной информации. Разрешающая способность проводника и носителя информации. Использование оптических средств для повышения плотности информации о техническом состоянии произведений искусства. Макро и микроструктурные исследования материалов произведений искусства.

Понятие о разрушающих и неразрушающих методах исследования произведений искусства. Границы применения разрушающих методов исследования. Неразрушающие методы исследования. Химико-технологические и биологические исследования в практике консервации памятников. Протокол осмотра памятника. Фотографирование памятника до, в процессе и после реставрации.

4. Химические вещества в практике консервации памятников

Общие сведения о химических веществах, их свойствах и условия применения для консервации памятников. Традиционные природные клеящие вещества: осетровый, мездровый клеи, желатин, казеин, камеди, желток яйца. Синтетические полимерные материалы: ацетаты, акрилаты, кремнийорганические соединения. Органические растворители и разбавители, их свойства. Вещества, используемые для консервации археологических находок в полевых условиях. Требования, предъявляемые к химическим веществам, применяемых для консервации памятников.

5. Характеристика консервационных операций

Укрепление грунта и красочного слоя монументальной живописи. Устранение отставания штукатурки от стены. Укрепление деструктированной штукатурки под красочным слоем живописи. Коррозия левкасных гвоздей. Обработка левкасных гвоздей, находящихся под штукатуркой с красочным слоем. Укрепление расслоившейся штукатурки и живописи. Кракелюры и осыпи красочного слоя монументальной клеевой и масляной живописи. Меление пигментов. Материалы, инструменты приспособления. Удаление солей с поверхности стенописей.

Лабораторная обработка археологической живописи

Удаление избытка полимера из толщи фрагмента живописи. Опрессовка, очистка от поверхностных загрязнений. Объединение фрагментов стенных росписей в целостную композицию. Материалы, оборудование, технология производства.

Консервация масляной живописи

Обработка кромок и заделка прорывов холста станковой картины. Подведение кромок клеевым способом. Методы наложения заплат. Заделка прорывов встык. Заделка прорывов с утратой части авторского холста. Укрепление красочного слоя. Укрепление красочного слоя с жесткими кракелюрами. Снятие картины с авторского подрамника и закрепление на рабочем подрамнике. Придание пластичности хрупким элементам картины. Укрепление красочного слоя, потерявшего связь с грунтом. Дублирование картин на холсте. Укрепление красочного слоя живописи на деревянных основаниях.

Работы на иконе

Борьба с биологическими вредителями древесины. Материалы для пропитки досок и их применение. Укрепление деструктированного левкаса. Подведение клея под отставший красочный слой. Укрепление красочного слоя. Дополнение левкаса в местах утрат.

Раскрытие живописи

Зондажи, обнаружение древней живописи под более поздней штукатуркой и под записью. и ее освобождение. Удаление масляных записей на клеевой настенной и темперной живописи. Способы, материалы инструменты. станковой картины.

Очистка настенной живописи от поверхностных загрязнений. Удаление загрязнений с поверхности станковой темперной живописи. Два метода удаления загрязнений с поверхности живописи: с применением растворителей и всухую. Традиционная технология расчистки: (материалы, инструменты, способы). Микроскопная технология удаления поверхностных загрязнений с поверхности темперной живописи (аппаратура, инструменты, материалы и технология). Особенности очистки станковой масляной картины.

Работа с защитным слоем (лаковым покрытием).

Твердые, мягкие и подцвеченные лаки на картине. Авторский и реставрационный лак. Старение, химические и механические повреждения лака. Удаление лака, причины, вызывающие необходимость удаления лака. Регенерация, утонение, выравнивание лаковых покрытий.

Общие принципы реставрационного дополнения оригинальной живописи.

Монументальная живопись

Дополнения штукатурки в местах ее утрат. Восполнение живописи тонировками. Тонировки на фоне, одеждах и ликах монументальных росписей. Тонирование позолоты. Монтирование и установка на прежнее место ранее снятых фрагментов стенных росписей. Стенные росписи в музейной экспозиции. Монтирование живописи для музейного экспонирования. Концепция музейной экспозиции. Стенописи в экспозиции Третьяковской галереи. Археологическая живопись на лессе в Государственном Эрмитаже. Музей сепий в Пизе.

Восстановление целостной формы разбитых предметов из оригинальных фрагментов.

Дополнение недостающих частей керамики. Доделочные массы и способы формовки. Восстановление формы исчезнувших предметов заполнением пустот в местах, которые они занимали. Восстановление формы деформированных металлических предметов. Свойство регенерации некоторых веществ (металл, стекло, гипс, лаки). Опыты восстановления металлической части минерализованного металла. Опыты восстановления прочности предметов из деструктированного гипса. Разборка и сборка предметов сложных конструкций. Заполнение пустот в древесине. Красочный слой, пигменты и фактура обожженных картин. Опыты высветления почерневших пигментов и восстановления фактуры красочного слоя обожженных картин.

6. Документирование реставрационного процесса

Состав реставрационной документации. Порядок приема памятника на реставрацию. Протокол осмотра и предварительное заключение о техническом состоянии памятника. Реставрационный совет. Задание на разработку концепции и методов реставрации. Программы исследования и документальное оформление результатов исследования. Промежуточные заседания реставрационных советов. Обсуждение и утверждение концепции и методов реставрации. Реставрационное задание.

Документация, составляемая в процессе реставрации и консервации памятника. Реставрационный паспорт произведения искусства (памятника). Описание сохранности памятника до реставрации. Примерное описание технического состояния монументальной живописи: состояние стен, штукатурки и красочного слоя. Расслоение штукатурки, отставания и вспучивание штукатурки. Трещины в штукатурке. Виды разрушения красочного слоя настенной живописи. Соли на стене и на красочном слое.

Составление графической документации о техническом состоянии памятника. Рабочие картограммы, фиксирующие техническое состояние памятника до реставрации, в процессе выполнения операций. Фиксирование проведенных работ на картограммах. Фотографическая документация. Электронные способы оформления графической документации. Исследование и описание археологической монументальной живописи на лессовых основаниях в полевых условиях. Отчетность реставратора о проделанной работе. Отчет о завершении реставрации памятника. Протокол передачи памятника на хранение. Аттестационная документация.

7. Профилактика разрушений произведений искусства

Температура и влажность воздуха в музее. Биологическая ситуация в помещениях. Профилактический осмотр картин, удаление пыли с лицевой и оборотной сторон картины. Дефекты подрамника и их устранение. Конвертование картин. Перетяжка картины. Подготовка картин к перевозке. Упаковка и распаковка картин. Транспортировка археологической живописи. Акты профилактического осмотра произведений искусства.

8. Теоретические основы современной реставрации памятников

Теоретические проблемы консервации и реставрации памятников последнего времени. Новое городское строительство и снос памятников. Процесс подмены культурного наследия реставрационным новоделом. Идея «ретроразвития».

Теоретические проблемы реставрации архитектурных памятников в трудах Е.В. Михайловского, С.С. Подъяпольского. Принципы реставрации древнерусской живописи в полемике Гагмана и Г.И. Вздорнова. Теоретические проблемы современной реставрации в трудах Л.И. Лелекова. Теория реставрации Ч. Бранди и Т. Бальдини.

9. Реставрационный дизайн. Оценка качества реставрации памятников

Подлинность памятников и экспозиционный вид вещей: проблемы наглядного представления: археологические находки в момент извлечения из почвы и в экспозиции музея. Археологические древности в городской среде. Экспозиция исторической жизни памятников. Реставрационная косметика в контексте современного эстетического восприятия.

Произведения искусства в процессе реставрационной обработки. Характер поверхности живописи на стене до реставрации и после монтирования на новое основание. Монументальная археологическая живопись на новых основаниях. Тон и цвет живописи на лессе до и после пропитки полимерными растворами. Фактура картины до и после укрепления. Фактура и цвет доделочной массы. Патина времени на памятниках прошлого и реставрация памятников прошлого. Благородная патина, ее защитные свойства. Разрушительные функции некоторых видов патины на поверхности предметов. Фактурное многообразие патинированных поверхностей древних вещей. Изменение фактуры вещей в процессе их использования. Патина времени на камне, бумаге, стекле. Биологические факторы появления патины на камне и бумаге. Живописные свойства патины времени. Подобные свойства поверхностных загрязнений. Потемнение и пожелтение лака. Болезни пигментов. Трещины и царапины на красочном слое и лаковом покрытии. Искусственное старение материалов. Искусственное патинирование произведений искусства. Рисованный кракелюр на иконах и картинах. Проблемы сохранения патины времени в процессе реставрации памятников.

10. Проблемы реставрационной этики

Отечественные и зарубежные организации охраны и реставрации памятников. Международные соглашения и документы по охране и реставрации памятников. Афинская хартия консервации и реставрации памятников (1947). Венецианская хартия консервации и реставрации памятников (1968). Американский кодекс реставрационной этики (1986). Нормативные документы реставрации и охраны памятников других государств.

ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия


Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. М., 1988.

Реставрация станковой темперной живописи. (Под ред. В.В. Филатова). М., 1986.

Реставрация произведений станковой масляной живописи. (Научные редакторы: И.П.Горин, З.В. Черкасова). М., 1986.

Консервация и реставрация книг. Методические рекомендации. М., 1987.



Общие работы. Проблемы истории и теории реставрации


Анисимов А.Н. Домонгольский период древнерусской живописи. В сб. Вопросы реставрации. М., 1928, сб. 2.

Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987.

Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства. С-Петербург, 1997.

Бугуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей.

Вздорнов Г.И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи // Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. М., 1970.

Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1-2. М., 1937-1938.

Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб. 1997.

Н.А. Гагман Принципы восполнения утрат реставрации древнерусской станковой живописи // Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. М., 1970.

Герц К.К. Историографические статьи и заметки. Спб., 1901. Т.5,

Грабарь И.Э. Реставрация. // Энциклопедический словарь Гранат, изд. 7-е, т. 36, ч. 1. М., 1932, с. 559-561.

Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.

Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1966.

Давлатов С. Зона. Компромисс. Заповедник. Москва 1991.

Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. М., 1865-1916. Т. 1-25.

Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т. 1-5 М., 1905- 1910.

Зайцев А.С. Советы мастеров. М., 1973.

Засыпкин Б.Н. Архитектурно-археологические методы исследования. В сб. Вопросы реставрации. М., 1928, сб. 2.

Зверев В.В. Об основных понятиях научной реставрации. Художественное наследие. Внеочередной выпуск. М., 1989, с. 44-60.

Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М., 1999

Зиммель Г. Руина // Избранное. М., 1996. Т. 2, с. 227-233

Известия Императорской Археологической Комиссии. Вопросы реставрации. Спб 1911-1918.

Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978.

Лелеков Л.А. Проблемы теории и методологии реставрации // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып. 2 М., 1986.

Лелеков Л.А. Теоретические проблемы современной реставрационной науки. Внеочередной выпуск. Художественное наследие. М., 1989, с. 5-43.

Лелеков Л.А., Зверев В.В. Методические рекомендации по реконструкции и реставрации археологических находок. Художественное наследие. Внеочередной выпуск. М., 1989, с.61-65.

Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской.

Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М.:т1966.

Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб. 2004.

Марков. В. Фактура. Спб., 1916.

Международные нормативные документы по реставрационной этике // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып. 2. М., 1986. Вып. I, М., 1990, Вып. II. М., 1991.

Михайловский. Е.В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М., 1971.

Никитин Н.Н. Реставрация древних архитектурных памятников (по Виолле-ле-Дюку) // Древности. Труды Московского Археологического общества. Т ХI, вып., 3. М., 1888, с. 32-51.

Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина // Панофский Э Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999.

Современный облик памятников прошлого. (Под ред. А.С. Щенкова). М., 1983.

Степанский А.Д. История общественных организаций в дореволюционной России. М., 1979.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск 1993.



Методика реставрации и консервации памятников


Иванова А.В., Лелекова О.В. Укрепление разрушенного грунта резных золоченых иконостасов // Художественное наследие. М., 1975

Исследование материалов, применяемых в реставрации живописи, пергамента и бумаги. М. 1990.

Киплик Д.И. Живопись и ее средства. Спб., 1908.

Ковалевский И. Старение бумаги, методы его исследования и предотвращения. М., 1936.

Комаров А.А. Технология материалов стенописи. М., 1994.

Лаурина В. К. Реставрационные работы в Государственном Русском музее // Памятники культуры. Новые открытия. 1976. М.: Наука, 1977. – С 175-183.

Лелекова О.В. Укрепление произведений древнерусской станковой живописи // Сообщения ВЦНИЛКР, вып. 17-18. М., 1966.

Лелекова О.В. О составе иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР, вып 26. М., 1971.

Лелекова О. В. Иконостас 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1976. М.: Наука, 1977.

Лелекова О.В. экспериментальная работа по отслоению записей темперной живописи // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник, № 3. М., 1978.

Лелекова О.В., Петрова Н. Л. Исследование паволоки на иконах Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М., 1983, вып. 8(38).

Лелекова О.В. Современное состояние реставрации темперной живописи // Информкультура ГБЛ. Обзорная информация. Вып. 2. М., 1985.

Лелекова О.В. Материалы к истории художественной мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

Лелекова О.В. Реставрация Ферапонтова монастыря // Новое в жизни, науке, технике. Строительство и научно-технический прогресс. М., 1990.

Лелекова О.В. Разработка объективных критериев древнерусской живописи музейного значения. М., 1996.

Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследования красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. Вып.1. М., 1985.

Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследования красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Продолжение) // Ферапонтовский cб. Вып.2. М., 1988.

Лелекова О.В., Наумова М.М. К изучению материалов и техники средневековой живописи // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997

Международные нормативные документы по реставрационной этике. М. 1991.

Методы консервации и техника монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуры // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. Вып.2 М., 1986.

Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974

Методика реставрации памятников архитектуры. М., 1977

Наумова М. М. Исследование состава синих и зеленых пигментов некоторых памятников древнерусской темперной (XIVXV вв.) и монументальной (XVI в.) живописи методом рентгенофазового анализа // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. М., Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1976. Вып. 2. – С. 10-12.

Наумова М.М., Писарева С.А. Какими красками писал Дионисий? // Ж. «Природа». № 2, 1989. – С.52-62.

Основы музейной консервации и исследований станковой живописи. Сост. Ю.И. Гренберг.

Перцев Н.В. О восстановлении памятников древнерусской живописи // Восстановление памятников культуры. (Под ред. Д.С. Лихачева) М., 1981.

Плендерлис. Г.-Дж. Консервация древностей и произведений искусства. – ВЦНИЛКР, Сообщения, 10-11. М., 1964.

Подъяпольский С.С. Основы реставрации памятников архитектуры. М., 1983.

Покрышкин. П.П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства. Псков, 1916.

Понятие подлинности в современной теории и практике реставрации // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем. М., 1996.

Прахов А.В. Киевские памятники византийско-русского искусства. В Древности. Труды Московского Археологического общества. Т ХI, вып., 3. М., 1888, с. 1-31.

Проблема реставрации резного позолоченного декора в интерьерах // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Информкультура. М., 1976.

Пятая генеральная ассамблея ИКОМОС // Реставрация, исследование и консервация музейных художественных ценностей. Составитель С.С. Подъяпольский. Информкультура. Вып.3 М., 1978.

Рыбников. А.А. Фактура классической картины. М. 1927.

Сланский Б. Техника живописи. М., 1962.

Сансоне В Камни, которые надо спасти. М., 1986.

Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1, 2. Спб., 1850.

Современный облик памятников прошлого. (Историко-художественные проблемы реставрации памятников архитектуры). М., 1983.

Сомов А. Реставрация. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 53, с. 613-617.

Технологическое исследование станковой живописи и миниатюр (Западная Европа и Россия ХIV-XVII вв.). М., 1991.

Труды 2 Всероссийского съезда художников. Т. 2. Пб., 1911-1912.

Фармаковский М.В. Акварель. Ее техника, реставрация и консервация. М., 2000.

Филатов В.В. О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи. \\ Художественное наследие. М., 1975, вып. 1 (31) с. 51-96.

Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., 1961.

Филатов В.В. Утраты в древнерусской живописи. Их восполнение и тонирование. В Древнерусское искусство. Монументальная живопись ХI-XVII вв. М., 1980.

Филатов С.В., Иванова А.В. Метод отслоения записей с применением поливинилбутираля // Художественное наследие. М., 1979, вып.5 (35) с. 122-125.

Фолль К. Опыт сравнительного изучения картин. М., 1916.

Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. М., 1961.

Художественное наследие. Вып. 1-17. М., 1970-1999.

Шнейдер И.В., Федоров П.А. Изложение техники иконописи \\ Г.И. Вздорнов, З.Е. Залеская, О.В. Лелекова. Общество «Икона» в Париже. М., 2002. С. 241-286.

Щавинский В.А. О материалах старинной картины. Старые годы, 1908, № 5, с. 264-280.

Щавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок. М.-Л., 1935.

Яхонт О.В. Возрожденные шедевры. М., 1981.

American Institute for Conservation. Code of Ethics and Standarts of Practice // Muzeum News, March, April, 1980. P. 28-34.

Brachert T. Patina: von Nutzen und Nachteil der Restaurierung. Mьnchen, 1985.

Brachert T. Restaurierung als Interpretation // Maltechnik.-1983. Jg 89/ № 2. -S. 298-305.

Brandi C. Teoria del restauro. – Torino, 1977.

Baldini U. Teoria del restauro e unita di metodologia // Firenze. -1978-1981. -Vol 1-2/.

Nicolaus Knut. Du Monts’s Bild-Lexikon zur Gemaldebestimmung. – Kцln, 1982.

Nicolaus Knut. Du Monts’s Handbuch der Gemaldekunde. – Kцln, 1986.


Химия в реставрации

Мельникова Е.П., Никитин М.К. Химия в реставрации. Л., 1990.


Биология в реставрации


Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации. М., 2002.

Тоскина И.Н. Насекомые вредители в музеях. М., 1999.