[Материалы для студентов-искусствоведов]
1. Риторика и её отношение к становлению стилистики барокко второй.пол. 17-сер.18вв.
2. Фактор моды и его роль в культурной адаптации европейских стилей в русском искусстве 18 века.
3. Переводные эстетические трактаты русских авторов.
4. Прямая ренессансная перспектива и её роль в формировании пространственных представлений русских художников и арх.-ров. Нового времени.
5. Эстетический идеал времени и художественное коллекционирование в дворянском быте 18 в.(Образование художественных собраний подмосковных дворцов этого времени).
6. Роль худ. среды Рима в воспитании русских мастеров 18века.
1. Метаморфозы городского пространства на переходе от средневековья к Новому времени.(На примере Москвы и Петербурга времени Петра).
2. Протестантские религиозные идеи и их влияние на русское храмоздание на рубеже 17-18вв.(Опыт анализа группы подмосковных памятников).
3. Генезис декоративных форм в русской церковной арх-ре рубежа 17-18 веков.(На примере групп построек «нарышкинского» и «строгановского» стилей).
4. Московские церкви Архангела Гавриила, Ивана- воина, Петра и Павла и др. Постройки их круга в культурном контексте петровского времени.
5. Тенденция «фасадности» и пути её утверждения в русской архитектуре на рубеже 18-19 вв.(Анализ московских и петербургских памятников петровского времени).
6. Очаги провинциального барокко в русской архитектуре сер.- вт пол. 18 века.(на примере любого выбранного региона).
7. Стилевая арх. Среда барокко и её трансформация в эпоху классицизма (на материале застройки Москвы и Петербурга).
8. Иностранные архитектурные увражи и их роль в утверждении новых европейских форм в русской архитектуре.
9. «Голландизмы» в русской архитектуре Рубежа 17-18 вв.(на московском и петербургском материале).
10. Арх. среда Невского проспекта в культурной адаптации барокко и классицизма(на литературном и изобразительном материале того времени).
11. Регулярные сады в рядовых дворянских усадьбах пер.пло.18в.(на материале малоизученных усадеб Подмосковья и провинции).
12. Зрелище классического Петербурга глазами его современников(опыт анализа ведутной графики, живописи и поэзии, посвящённых городу).
13. Античное архитектурное наследие и его восприятие русским сознанием (на материале эпистолярного и теоретического наследия18 века).
14. Просветительские утопии 18 века. Их воздействие на развитие арх. и градостроительных идей в России.
15. Духовные и социальные корни архитектурных утопий в русском художественном сознании 18 века.
16. Тема архитектурной фантазии и её воздействие на творческое мышление русских зодчих 18в.
17. Петербургский градостроительный ансамбль на переходе от классицизма к ампиру.
18. Канон и индивидуальность в творчестве архитекторов классицизма (на анализе построек отдельных зодчих).
19. Пространственный мир в архитектуре рококо и китайская живопись (опыт сравнительного анализа двух художественных систем).
20. Декоративная система интерьера рококо. Опыт иконографического анализа (на материале ораниенбаумских дворцов).
21. Опыт осмысления царицынского ансамбля В.И. Баженова в аспекте масонских идей и знаковости.
22. Знаково-семантическая основа масонской символики в надгробных памятниках 18-нач.19 века.(на материале петербургского и московского некрополей).
23. Ходынские увеселительные строения. Опыт воссоздания комплекса, его игрового сценария и архитектурной стилистики.
24. Среда классического города и её влияние на образ «поведения» его граждан (на примере Петербурга конца18-нач.19вв.).
25. «Чесменский дворец» Ю. Фельтена. Мемориальная программа его архитектуры. Опыт иконографического анализа.
26. Архитектура «азиатских нег» (постройки А. Ринальди, Ю. Фельтена, В. Неелова, И. Монигетти и др. зодчих).
27. Линия т.н. «англизированной готики» в русской архитектуре 18(19?)века.
28. Архитектурные планы В.И. Баженова в аспекте пространственного мышления зодчего.
1. «Греко-римская» рапсодия Царского села Ч. Камерона (к проблеме взаимоотношения заказчика и архитектора).
2. «Палладианство» в проблематике русского классицизма.
3. Классический интерьер как образ миросозерцания и «поведения» человека того времени.
4. Тема мавзолея в русской усадебной архитектуре кон.18-нач.19вв.
5. Русская архитектура 18 века в своём отношении к римской античности.
6. Тема ротонды в русской архитектуре втор. пол.18 века.
7. «Пелла» И. Старова. Сценарий общего замысла и его семантика.
8. Идеальная модель классического дворца и её адаптация в самобытных российских условиях (опыт анализа некоторых провинциальных дворцов 18 века).
9. Акварели А. Болотова как образный материал в интерпретации идеи «натурального сада».
10. Роль западноевропейского акварельного и гравюрного материала в культивировании пейзажного паркостроения в России.
11. К вопросу о происхождении ранних пейзажных садов (тема «шинуазри» в паркостроении рококо).
12. Парковая система рококо как игровая и культурная модель своего времени (на анализе ораниенбаумского ансамбля).
13. Архитектурная графика 18 века как источник для изучения профессионального мышления зодчих (опыт анализа архитектурных зарисовок, эскизов, проектов и др. материалов).
1. Модель и художник.(опыт сравнительного анализа портретных произведений иностранных и русских художников18 века).
2. Эскиз и большое полотно в методе работы русских художников 18-нач.19 вв.(на примере творчества А. Лосенко, Г. Угрюмова и др. мастеров).
3. Тема парадного предстояния и её интерпретация в портретном искусстве 18 –нач.19в. (на анализе произведения петровского времени, середины века и времени классицизма).
4. Канон и индивидуальность в русском портретном искусстве 18 века.
5. Европейский образец и его преломление в сознании русского художника (на примере живописи или скульптуры).
6. Формула «антиповедения» в зарождающемся барокко и её преломление в портретной серии «Всешутейшего собора».
7. «Полистилизм» портретной россики петровского времени и его художественная природа.
8. Русско-французские художественные связи в искусстве петровского времени (Леблон – Каравакк - Пино и др.).
9. Г. Таннауэр в контексте русской портретной живописи петровского времени.
10. Живопись французского рококо в России. Опыт осмысления творчества
11. Л. Каравакка.
12. Тема «марины» в коллекционировании петровского времени. Генезис и культурная адаптация.
13. Батальная тема в русском изобразительном искусстве петровского времени.
14. Искусство т.н. «кунст-камерного круга». Его функция, генезис и художественная природа.
15. Живописные и скульптурные «обманки» 18 века как художественный и интеллектуальный феномен своего времени.
16. Групповой портрет в русской живописи 18-нач.19 вв.
17. Детский портрет в русской живописи 18 века.
18. Костюмированный портрет в русской живописи 18 века.
19. Образ дворянской личности в живописи и поэзии 18 века. Опыт сравнительного анализа произведений Д. Левицкого, С. Щукина и В. Боровиковского.
20. «Портрет-прогулка» и другие английские темы в русском портретном искусстве конца 18 века.
21. Развитие темы парадного портрета в русской живописи 18 века.
22. «Тайны души» некоторых персонажей рокотовских портретов в аспекте масонской проблематики.
23. Шведский художник А. Рослин в контексте портретного искусства России конца 18 века.
24. Школы столичного и провинциального портрета в русском искусстве 18 в. К проблеме взаимоотношения.
25. Романтические веяния в позднем творчестве Д. Левицкого, С.Щукина,В.Боровиковского.
26. Русские и французские портреты конца 18 века в параллельном сопоставлении и раздумье.
27. Живопись «домашних упражнений» и её место в системе жанров Академии художеств.18 век.
28. Элегическая тема в мотивах русских пейзажных парков Сем.Щедрина (Гатчинская, Павловская и др.серии).
29. Русская историческая живопись 18 века в соотношении с историческими и мифологическими источниками.
30. Русская историческая картина 18 века во взаимоотношении с театральной драматургией своего времени (опыт параллельных сопоставлений).
31. Тема царского портрета 18 века и её трансформация от барокко к классицизму и затем к сентиментализму и романтизму.
32. Подготовительный рисунок в русском изобразительном искусстве 18 века.
33. Иконописная традиция в условиях 18 века и её метаморфозы.
34. Церковная настенная живопись времени барокко и классицизма (на столичных и провинциальных примерах).
35. Барельефы Ф.Шубина.
36. Портретные бюсты Ф.Шубина и французский скульптор Пигаль.
37. Образ «Медного всадника» в интерпретации К.Растрелли,Э.Фальконе, А.Пушкина, А.Бенуа (опыт сравнительного анализа).
38. Русская скульптура 18 века в своём отношении к римской античности.
39. Тема античной героики в скульптуре 18 века в европейской и русской интерпретации (произведения Гордеева, М.Козловского,Ф.Щедрина и их западные аналоги).
40. Жанр выпускного классического рельефа и его роль в утверждении классицистического мышления русских мастеров.
41. Городская «ведута» конца18 века в России. Опыт осмысления графического наследия т.н. «россики» (гравюры Делабарта, Гильфердинга, акварели Бальтазар де ля Траверса, Б.Патерсона и др. художники).
42. Коронационный альбом Елизаветы Петровны как произведение панегирического искусства сер. 18 века.
43. Поэтика русского лубка 18 века (к вопросу о его художественной природе).
44. Русская книжная иллюстрация 18 века (к проблеме взаимоотношения текста и изображения). Русский быт глазами иностранных художников (анализ графического наследия Георги, Гейслера, Лепренса и др. мастеров).
45. Шпалеры и декоративные ткани в убранстве дворцового интерьера петровского времени.
46. Чугунные и кованые ограды середины 18 века (Москва, Петербург, провинция).
1. Русский город времени модерна в ощущении его современников (на литературном и изобразительном материале, относящемся к Москве, Петербургу и др. российским городам того времени ).
2. Романтизированный классицизм 30-х годов 19 века (на примере царских вилл Петергофа).
3. Явление «неоромантики» и «неоготики» в русской архитектуре рубежа 19-20 вв. (поыт анализа группы московских и петербургских памятников).
4. Дневники придворных фрейлин как источник для изучения усадебной архитектуры и паркостроения 19 в. ( по материалам петербургских и московских архивов).
5. Художественные выставки 19 в. как социокультурный и эстетический феномен времени (на материале петербургских и московских выставок ).
6. Художественное коллекционирование 19 века как социокультурный и эстетический феномен века (на материале петербургских и московских собраний)
7. Надгробия стиля модерн (на материале петербургских и московских некрополей).
8. Скандинавские мотивы в архитектуре петербургского модерна.
9. Русское как античное. Русская тема в искусстве эпохи Екатерины и Александра.
10. Архитектура как наука. «Археологические» аспекты архитектурной практики русского классицизма и ампира.
11. Грекофильское направление в архитектуре русского ампира.
12. «Бумажная архитектура» 18 века и её роль в формировании русского ампира.
13. Петербург- город Святого Петра. Римская тема в архитектуре Петербурга 18 –нач.19в.
14. Римская тема в иконографии внутреннего пространства соборов русского классицизма и ампира.
15. «Гротески» в русском монументальном искусстве 18- нач.19в.
16. София Константинопольская в русском искусстве 18-нач.19в. и идея самобытности русской национальной культуры.
17. Смысл ренессансных мотивов в архитектуре русской эклектики.
18. Император как частный человек. Тема частного человека в русском искусстве эпохи Николая I.
19. От «Нового Эрмитажа» Никола I до «Русского музея» Александра III. Вкусы императорской семьи как заказчика и мецената в русском искусстве 19 века.
20. «Малый двор» в Твери как заказчик.
21. Мифология Италии в живописи русского романтизма.
22. Женский образ в русском искусстве 19 века. Формирование мифологемы «Женщина-Россия».
23. «Мужик» в русской живописи. От «Зимы» Боровиковского до «Кочегара» Ярошенко. Смысл образа.
24. Живопись русского романтизма и искусство итальянского Возрождения.
25. Тема дороги в русском пейзаже. Смысл образа.
26. Нововизантийский стиль в русской живописи. Проблемы генезиса.
27. Большая картина в русской живописи 19 века. Смысл жанра.
28. Русская реалистическая живопись и фотография. Проблемы взаимоотношений.
29. Конструирование «русского стиля» в архитектуре 19 века (архитектор- власть-искусствознание).
30. Парк русского ампира.
31. Живопись и литература в 60-90-е гг.19 века.
32. Деятельность комиссии Вецкого как реализация классицистической утопии.
33. «Образцовые фасады» русского классицизма и ампира. Государство и архитектор.
34. Психологизм в портрете реализма. Понимание и репрезентация.
35. «Дорическое возрождение» в архитектуре русского классицизма и ампира.
36. Древнерусская традиция в архитектуре 18 века. Смысл традиции.
37. «Галерея 1812 года». Храм- кладбище- музей.
38. Риторика жеста в живописи 19 века – от романтизма к реализму.