[Материалы для студентов-искусствоведов]
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1-я четверть 18 в. - искусство петровского времени.
сер. 18 в (1730 - 1750-е) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х - рококо).
2-я пол. 18 в. (1760 - 1790-е) - эпоха Екатерины II и Павла I:
1760 – 1-я пол. 1780-х - ранний классицизм.
2-я пол. 1780-х - до 1800 г. – зрелый (строгий) классицизм, сентиментализм, предромантизм.
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.
Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.
Архитектура Москвы
Значение переходного периода - конца 1790-х - первых лет XVIII столетия. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени.
- Арсенал «Цейгхаус» в Кремле 1702-1736 (Иванов, Конрад, Чоглоков)
- Царский дворец на Воробьевых горах 1680-90
- Лефортовский дворец (1697-99, Аксамитов)
- усадьба адмирала Ф.Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль
- Головинский ансамбль 1722-24, Николаус Видлоу ???
- усальба Глинки Я.Брюса 1726-35 ???
- цер Знамения Богородицы в Перове
- Спасская цер. Заиконоспасского мон.
- цер Вознесения на Серпуховке
- цер Знамения Богородицы в Дубровицах
- Никольская цер в Троекурово
- цер Рождества Богородицы в Подмогах у Серпухова
- Тихвинская цер Донского мон.
- цер. Архангела Гавриила (Меншикова башня, 1701-1707, Зарудный)
- церковь Петра и Павла на Н. Басманной
- цер Иоанна воина на Якиманке
- Ворота, построенный учителями Духов
- Арка у двора А.Меньшикова
- Строгановские ворота (Устинов)
Архитектура Петербурга.
Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга
Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства. Роль Канцелярии городовых дел (с 1723 г. Канцелярии от строений) в создании новой столицы. Состав архитекторов. Типология общественного, жилого и культового зодчества.
Жан-Батист Леблон
- проект «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга»: овал, регулярные улицы, каналы на Главных, Средних и Местных улицах
Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти).
Приемы мазанкового строения. “Образцовые" проекты жилых домов. Характерные черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", характер ордера, формы наличников и т.д.).
- Петропавловский собор (1712-1733) и его реплики.
- Здание Двенадцати Коллегий (1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини),
- Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).
- Кунсткамера – 1й русский музей (1718-1734, Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов).
- дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель).
Загородные ансамбли: законы и компоненты регулярного сада (боскеты, перголы, партеры, типы фонтанов).
- Петергоф,
- Ораниенбаум,
- Стрельна.
СКУЛЬПТУРА
Традиции церковной деревянной скульптуры в искусстве древней Руси.Обращение к новым темам. Овладение искусством скульптурного бюста, монументальной статуи. Роль медальерного дела. Переход к новым принципам пропорционального построения, приемам композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характеру обнаженного тела, укрывающего его покрова и др. Материалы скульптуры - восковое и бронзовое литье, белый камень, мрамор, лепнина из алебастра (стук), терракота, резьба по дереву. Большая роль иностранных мастеров в деле приобщении к этому искусству. Русские резчики - создатели декорации триумфальных ворот и иконостасов.
Зарудный Иван Петрович (?-1727).
- Иконостас Петропавловского собора
Д. Бонаццо
Скульптура Летнего сада (1719 г):
- Аврора и полдень, Церера, Минерва, Эвтерпа, Навигация, Осень
Андеас Шлютер (1664-1714) в России с 1713 г.) - немец
- рельефы на фасадах Летнего дворца.
Никола Пино (1684-1754, в России с 1716 по 1726 г.)
- резные дубовые панно в кабинете Петра I в Большом Петергофском дворце
Растрелли Бартоломео Карло (1675? - 1744, в России с 1716 по 1744 г.).
Играл ведущую роль Барокко в пластике и проблемы скульптурного портрета.
- восковой бюст Петра I
- восковая персона Петра 1
- Бюст Петра I (1723-1729, ГЭ),
- Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717, ГЭ).
- конный памятник Петру I (1720-1724, отлит в 1745-1746)
- Анна Иоанновна с арапчонком (1741, ГРМ).
- проект Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (1720-е гг., ГЭ), медальон.
ЖИВОПИСЬ
Парсуна (от искаженного слова "персона" - личность). "Портрет-тезис" как сочетание условного иконного пространства и разъясняющих надписей. Особое положение парадного портрета в рост (en pied) и конного (a’ cheval).
- портреты царя Алексея Михайловича: с державой и на коне (1670-е гг., ГИМ),
- порт царя Федора Иоанновича – только голова
- стольника Г.П.Годунова (1686, ГИМ),
- порт патриарха Никона с братией Воскресенского Новоие
- порт Н.К. Нарышкиной (1690-е гг., ГИМ),
- пор Ермака Тимофеевича
- порт неизвестного в коричневой шубе
- А.Я. Нарышкиной с детьми (неизв. художник 1й четверти XVIII в., ГТГ)
- пор полковника Кошкодамова
"Преображенская серия" (портреты участников "Всепьянейшего и сумасброднейшего собора Всешутейшего князь-папы", 1690-е –нач. XVIII в.
- порт Веригина
- порт Андрея Бесящего
- порт Алексея Василькова
- порт потешного патриарха Нарышкина
- двойной портрет
Никитин Иван Никитич (около 1680 - 1742 ).
- порт Елизаветы Петровны в детстве (ГЭ)
- порт цесаревны Анны Петровны (не позднее 1716, ГТГ)
- царевны Прасковьи Иоанновны (1714, ГРМ).
- порт Натальи Алексеевны (1715)
После поездки в Италию (1716 - начало 1720-х гг): неоднозначность, способность взаимодействия образа со зрителем
- порт канцлера Г. И. Головкина" (20-е гг. XVIII в., ГТГ),
- порт барона С.Г. Строганова (1726, ГРМ).
- порт напольного гетмана (1720-е гг. ,ГРМ),
- порт Петра 1 в круге (ГРМ)
- порт Петра 1 на смертном ложе
- портрет Шереметьева Б.П.
Матвеев Андрей (1702? - 1739). Обучение в Голландии.
- Аллегория живописи (1725, ГРМ )
- Венера и Амур (1726, ГРМ).
- порт Петра 1 = порт Петра 1 К. де Моор
- Автопортрет с женой (1729, ГРМ).
- парные порт И.А. и А.П.Голициных (1728, Частное собрание, Москва).
- Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе.
"Россика" - произведения иностранцев, созданные в России.
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г.до смерти).
- порт Петра I в Полтавской битве" (1724 (5?), ГРМ),
- порт царевича Алексея Петровича " (первая половина 1710-х, ГРМ).
- порт Петра Великого – в профиль
- порт Марии Меньшиковой
- порт графа Толстого
Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти) – француз. Рококо!
- порт Петра 1 в медальоне
- порт Петра 1, командующего 4 соединенными флотами
- порт царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны в детстве (1717, ГРМ)
- порт царевича Петра Петровича в детстве
- порт импер Анны Иоанновны
- Петр 1 в Полтавской битве
- порт Натальи Петровны в детстве
Георга Гзеля (1673-1740, в России с 1717 до 1740) НЕТ
- "Портрет великана Николая Буржуа" (не ранее 1717 - после 1724 ?, ГРМ).
- "Мужик с тараканом" (1723, ГРМ) французского художника Франсуа Жувене. Эстетические особенности произведений курьезного свойства.
ГРАВЮРА
Типология: ландкарты, изображения баталий, видов городов и триумфальных шествий, портрет.
Туркменский Афанасий н 17 в
- Осень, гравировал Кибунин
- Букварь
Куприянов В.А.
Коновский - рисунок
- Арифметика
- Апофеозис
Адриана Шхонебека (около 1658-1705, в России с 1698 г. до конца жизни)- голландец
- Аллегория победы на туркам (1698)
- Осада турецкой крепости Азов русскими войсками (1699, офорт, резец)
- Корабль «Гота превнесена»
- Свадьба шута Шавского во Дворце Лефортово (!702)
Питер Пикарт (1668-1737, в России с 1702 до смерти)
- Панорамы Москвы (1707)
- Полтавское сражение (1710- е гг., офорт, резец)
- Триумфальная арка во дворце Меньшикова
Иоганн Блигарт (1707-08)???
- Вид Москвы с Воробьёвых гор
Зубов Иван Федорович (1675/77-1744). Его работа на Московском печатном дворе.
- Врата Синодальные (1721)
- Транспорант фейерверка
- порт Екатерины 1, порт Петра 1
- Конклюзии на коронацию Екатерины 1
- Измайлово
Зубов Алексей Федорович (1682/83 - после 1749), (младший брат)
- Вид дома Гагарина в Москве (1707)
- Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой (1711),
- Свадьба Екима Волкова (1710)
- Свадьба Петра 1 и Екатерины 1 (1712)
- Сражение у мыса Гангут (1715, офорт, резец),
- Сражение при Гренгаме (1721, офорт, резец).
- Панорама Санкт-Петербурга (1716, офорт, резец)
- Вид Зимнего Дворца, Александро-Невская Лавра, Адмиралтейство
- Ораниенбаум, Петергоф
Ростовцев И.
- Корабль Предстификация
- Фейерверк
"АННИНСКОЕ" И "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ" БАРОККО
(1730-х -1750-х гг.).
Архитектура Петербурга:
Еропкин Петр Михайлович (около 1698-1740, казнен по делу Волынского)
- Триумф врата (1725 г) для коронации Петра1
- Конфикционный план Петербурга 37 г.
- Ледяной Дом
Коробов Иван Кузьмич (1700/1701 - 1747).
- Башня Адмиралтейства (1732-1738),
- проект Морского полкового двора (36-37)
- Партикулярная Ветвь на Фонтанке, цер Св. Пантелеймона на ней
Земцов Михаил Григорьевич (1684-1743)
-Екатериненталь
- Грот в Летнем саду
- Зал для православных торжеств
- цер Симеона и Анны
- цер Рождества Богородицы
- Аничков дворец
"Тессин-Хорлеманская" коллекция графики в Национальном музее Стокгольма и ее значение для реконструкции петербургской архитектуры этого времени (застройка Невского проспекта, Большой Миллионной улицы).
Арх-ра Москвы 1730- х гг.
Иван Федорович Мичурин (1700-1763).
- Генеральный план Москвы (1734-1739). Градостроительная и реставрационная деятельность
Школа Мичурина.
- Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).
ЖИВОПИСЬ
Развитие портретного искусства. Продолжение деятельности А. Матвеева, Г. Гзелля, Л. Каравак - придворный живописец. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы (1730, ГТГ). Усиление позиций портретистов - представителей немецкой ветви россики. Работы Иоганна Пауля Люддена (? - 1739, в России с 1727 по 1739)
- "Портрет контр-адмирала В.А. Дмитриева-Мамонова" (1735, ГТГ)
Франкарт (1711/1712 - 1743, в России в конце 1730-х - середине 1740-х гг.)
- портреты Ф.А. и И.А. Остермана (1738, ГИМ),
- портрет барона А.Г. Строганова (конец 1730-х гг., ГИМ).
Натюрморты Г. Теплова, П. Богомолова, Т. Ульянова.
Особенности "кабинетного" натюрморта - модели быта образованного человека.
СКУЛЬПТУРА
Продолжение работы по украшению каскадов и фонтанов Петергофа декоративной скульптурой. Деятельность Б.-К. Растрелли и его помощников. Резная деревянная скульптура на фасадах дворцов (Летний Анненгоф в Москве).
- Большой Каскад фонтанов Петергофа (муж фигуры, Зевс)
ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"
Национальный подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Эстетика отечественного варианта барокко и его государственный характер в России. Проблема grand art'а и соответствия общеевропейскому эталону. Соединение нарушенных в петровскую эпоху союзов красоты и грамотности, взаимопонимание мастера и заказчика, заказчика и зрителя. Новое отношение к традиции XVII в. - творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в провинции.
Конец 1750 -х гг. - короткая полоса стиля рококо. Его сфера. Основные черты формообразования и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим мотивам ("китайщина", "японщина", "туретчина").
Петербургская архитектура.
Основная тенденция - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. - Дворец Бирона в Митаве (ныне Елгава, 1738-1740)
- Дворец Руентале (ныне Рундале, 1736-1740).
- Зимний дворец (1754-1762) и тема "блока-карэ".
- Большой дворец в Петергофе (1745-1755), корпус Фонтебло, павильон-церковь
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и композиция "блок-галерея".
- Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764) - золотое сечение
- Андреевская церковь в Киеве (1748-1762) и особенности пятиглавия Растрелли.
Пафос государственности и жизнеутверждающая сила произведений Растрелли.
Чевакинский Савва Иванович (1713-1770).
- Никольский Морской собор (1753-1762).
Квасов Алексей Васильевич (даты жизни неизвестны).
- собор в Козельце (1751-1766) - образец близкого к украинскому варианта пятиглавия.
Архитектура Москвы.
Роль живой традиции в композиции культовых зданий.
- Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751) и трехчастная композиция храма.
- Церковь Папы Климента на Пятницкой (1754-1774) и особенности московской системы пятиглавия.
- Донской мон
- Новоспасский мон
Ф.-Б. Растрелли в Москве.
Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в
- строительстве дворцов в Лефортове (1740-1750-е гг.).
- Проекты дворцов в Покровском и Перове.
Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774) - ведущий московский архитектор.
- ансамбль Красных ворот (1753-1757)
- колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770, вместе с арх. И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин)
- Проект Госпитального и инвалидного домов (1758-1759)
Алексей Петрович Евлашев (1706-1760),
Иван Петрович Жеребцов (1724-конец 1780-х).
Карл Иванович Бланк (1728-1793),
- шатёр собора Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой (по проекту Ф.-Б. Растрелли)
Специфические приемы ярусных композиций в Москве и их отличие от петербургских. Городские усадьбы середины столетия и их местные особенности (дом Апраксиных на Маросейке, 1766).
ЖИВОПИСЬ
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761).
- Андреевская цер в Киеве: Богоматерь с младенцем
- пор Анны Леопольдовны (40-46, ГРМ)
- порт Елизаветы Петровны (ГТГ)
- 2 порт супругов Ник.И. и Ксении.И. Тишининых (1755, Рыбинский историко-худож. музей),
- 2 порт детей Фермор - Сарры (1750) и Вильгельма (1755 г., оба в ГРМ).
- портрет князя Ф.Н. Голицина в детстве (1760, ГТГ).
Приписывается:
- порт Бегичева
- порт Косарева
- порт купца, порт купчихи
- порт отрока Василия Дорогана
- порт ребенка со скрипкой, порт ребенка с собачкой
Колокольниковы Федор, Федул и Мина – вольные худ.
- порт молодого человека (1740),
- порт молодого человека (1752)
- порт князя Мещерского (1752)
Традиция и характер его искусства: буквализм и "наивный реализм" как черты его метода. Качества вещности и тенденция к факсимильному воспроизведения натуры.
Антропов Алексей Петрович (1716-1795).
- эскиз к порт Петра III (1762, ГТГ).
- большой порт Петра III (1762, ГТГ).
- порт Елиз Роман Воронцовой – фаворитка
- порт Екатерины 2
- порт Екатерины 2 (Эрмитаж)
- порт Катерины 2 торжественный
Камерные портреты:
- Анаст.Мих. Измайловой (1759, ГТГ)
- атаман Донских войск Ф.И. Краснощекова (1761, ГРМ)
- М.А. Румянцевой (1764, ГРМ).
- порт Неизвестной (65 г, Эрмитаж)
- 2 порт Бутурлиных: Дмит Ив и супруга (63 г, ГТГ)
- порт Анны Карл Воронцовой (63, ГРМ)
- порт архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ)
- запрестольный образ Андреевской церкви (54)
Бельский И.И. «Порт архиепископа во время служения» - характерная поза
- порт священника Федора Дубянского (61)
- порт московского арх Платона Левшина (75, Твер карт галерея)
- порт Софьи (72)
- порт Антропова с сыном и портретом жены (76)
- Т.А. Трубецкой (1761, ГТГ), - НЕТ
Аргунов Иван Петрович (1729-1802).
Обучение у Г.-Х. Гроота.
- Умирающая Клеопатра (копия с Евр) (1750, ГТГ)
- 2 порт Лобановых-Ростовцевых (52-князь, 54-княгиня)
- порт Екатерины 2 (бол полотно, на память)
- порт Пет Борис Шереметьева (1760)
- порт Вар Алексе Шереметьевой (1760, Останкинский дворец-музей)
- порт Вар Петр Шереметьевой
- 2 портрета Хипуновых: Козьма Аксент и супруга (1757, Остан. дворец-музей) - интимный
- порт Толстой
- Автопортрет (70 г), портрет супруги
- порт калмычки Аннушки
- порт Неизвестной в крест одежде
- порт Ник Ветошников
- 4 порт родителей четы Шереметьевых: Бор.Петр. и Ан.Петр. Шереметьевых; Алексей Мих Черкасский с женой (1768, Кусково) - ретроспективный
Культ физического и нравственного довольства, сугубо положительная концепция образа.
Россика
Ее новое, по сравнению с петровским временем, положение и роль.
Гроот Георг Христоф (1716-1749, в России с 1741 г. до кончины) -немец
- порт Генерала Лорендаля с женой (41 г): двойной портрет: пьют чай
- порт Елизаветы Петровны на коне с арапчонком (1743, ГТГ), парадный, малых форм
- порт Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке (1748, ГТГ)
- свадебный порт вел княгини и вел князя: двойной (2 изо-я на 1 картине)
- порт Петра Фед на коне, порт Екатер Алексеевны на прогулке в парке на коне
- порт А.Н. Демидова (до 1745)
- порт Доморукова (до 46 )
- порт Вар Алекс Шереметьевой (46 )
Новый этикет двора имп. Елизаветы Петровны по сравнению с бравурным "мужским" этикетом времени Петра I. Культура цвета рококо: утонченность и холодность по сравнению с более яркой и локальной палитрой русских мастеров.
Гроот Иоганн Фридрих ( в России с 47 г) -немец
- Курица с цыплятами
- Кот и заяц (77, ГТГ)
Давид Люберц -немец
- Автопортрет
- пор Екат Лобановой-Ростовцевой (59, ГРМ)
- 2 порт Яньковых: Алексан Данил и Анна Ив
- порт Мар Ив Татищевой (58, ГТГ)
Гаспар Давид Фремер
- порт Елизаветы Петровны (54 г)
- порт анны Карл Воронцовой
- порт Анны Мих Ворнцовой
Георг Каспар Преннер (около 1720 - 1766, в России в 1750 -1755 гг.).
- "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1754, ГТГ)
- "Портрет детей графа И.И.Воронцова" (около 1755, ГТГ).
Луи Токке (1696-1772, в России в 1756-1758 гг.)- француз
- порт Елизаветы Петровны (1758)
- порт Кир Григ Разумовского (1758)
- порт Никиты Ак Демидова, порт Ник Ак Демидова в полный рост
- порт Ив Ив Шувалова
Пьетро деи Ротари (1707-1762) -итальянец
- Автопортрет
- жанр "головки" (tete d'expression). Функция этих изображений - украшение и изящная морализация, обучение способам держаться и выказывать свои переживания.
- "Кабинет Мод и Граций" в Большом Петергофском дворце. Принципы шпалерной развески.
- "Кабинет Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме. Ротари и русские мастера.
- порт Вар Петр Шереметьевой (1760)
- порт Фран Бар Растрелли (1760)
Монументально-декоративная и театрально-декорационная живопись.
Джузеппе Валериани
- Плафон в Строгановском дворце (1750-е): Похождение Телемаха
- рисунки театральных декораций:
- опера Селевк (Апофеоз),
- Белерофонд,
- Титово Милосердие
Антонио Перезинотти
- Станковый пейзаж с развалинами
- Развалины у гавани
Бельский Алексей Иванович
- Архитектурный пейзаж «Руины»
Десюдепорты (наддверники) братьев А.И. и И.И. Бельских, Б.В. Суходольского, И.И. Фирсова. Характерные черты "внешней культуры" и особенности декоративных принципов искусства середины столетия.
ГРАВЮРА
Христиан Карл Вортман (1680-1760)
Его школа при Петербургской Академии наук. Роль резцовой гравюры. Портреты, изображения фейерверков и коронационных торжеств. Научная и учебная гравюра.
Соколов Иван Алексеевич (около 1717 - 1757)
Мастер резцовой гравюры, руководитель Гравировальной Палаты Академии наук.
- порт Елизаветы Петровны
- Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны (1744, офорт, резец, акварель):
- Церемония публикации перед коронацией,
- Триумфальные ворота на Китай-городе,
- Шествие в головнинский дворец,
- Вид тронного зала
Качалов Григорий Аникеевич (1711/12 - 1759) и его портретные гравюры.
Махаев Михаил Иванович (1718-1770).
Отход от панорамического принципа и обращение к перспективе. Роль камеры обскура.
- Виды Петербурга 1753 г.:
"Вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук",
"Вниз по Неве-реке в сторону Адмиралтейства и Академии наук",
«Перспектива (Невский проспект)»
- Виды окрестностей Петербурга 1754-55 г.:
«Ораниенбаум», «Царское село: Эрмитаж», «Царское село: Монбижу»
- Придворный календарь (Московские виды , выполненные в связи с коронацией Екатерины II):
«Воскресенские ворота», «Никольские ворота», «Каменный мост»
Лубок
- Аллегория: Кот Казанский, Мыши огребают кота
- Изо-я героев авантюрных сказак
- Галантный лубок: «Ах черный глаз, поцелуй хоть раз», «Пожалуй, поди прочь от меня»,
- Пародийные: «Пародия на щеголей и щеголих», «Высмеивание пороков» (мушки и цвета)
ИСКУССТВО КОНЦА XVIII ВЕКА
Специфика "павловского классицизма" и теория "барокко" 1790 - х гг. Сентиментализм и предромантизм и их взаимоотношение с классицизмом - ведущим стилем эпохи.
Академия художеств - учебный и творческий центр. Иерархия видов и жанров. Живопись "большого исторического рода" и класс "домашних упражнений". Методы преподавания. Система пенсионерства. Первые выставки и аукционы. Общеевропейские принципы академического искусства и специфика их претворения в России. Роль эстетического трактата в развитии отечественной школы (труды Д.А. Голицына, П.П. Чекалевского, И.Ф. Урванова).
Петербургская архитектура
Антонио Ринальди (около 1709-1794, в России с 1752 до конца 1780-х гг.).
Проблема рококо в зодчестве.
- Потешная крепость
- Каменный дом (58-63)
- Ансамбль собственных дач Екатерины 2 в Ораниенбауме:
Китайский дворец (1762-68): плафон Торелли, Мозаичный покой
Катальная горка (1762-74): обезьяний (фарфоровый кабинет)
- Дворец в Гатчине (1766-81).
- Мраморный дворец, (1768-85).
- Князь-Владимирский Собор
- модель Исаакиевского собора
Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800, в России с 1759 по 1776 гг.).
- Здание Академии художеств (1764-1771) с Алексан. Фил. Кокориновым (1726-1772).
- Гостиный двор ( 61-75)
- Малый Эрмитаж (1764-75).
- Новая Голландия (1765-1780-е гг.),
Основные черты и признаки зодчества раннего классицизма.
Деятельность "Комиссии по строительству Петербурга и Москвы".
Фельтен Юрий Михайлович (1730-1801).
- Старо-Калининский мост в Петербурге,
- ограда Летнего сада (1773-1784).
- Армянская церковь (71-80)
- Южный Павильон Эрмитажа
- Чесменский дворец (Путевой) (74-80)
- Чесменская церковь Иоанна Предтечи (77). Особенности петербургской ветви псевдоготики.
- Китайская беседка в Царскосельском парке 76-86
Неелов Василий Александрович
- Каприз
- Палладиев Мост
- Адмиралтейство
- Верхняя ванна, Нижняя ванна. Неелов Иван Васильевич
- Придворная кухня
- Красные ворота 70-е
Старов Иван Егорович (1745-1808).
Обучение в Академии художеств, годы пенсионерства во Франции и Италии.
Ранний классицизм
- усадьба в Богородицке под Тулой (71),
- цер Казанской Божьей матери (73-74)
- село Никольское-Гагарино под Москвой (1773-77), у Рузы
- Севорицы по Петергофом
- Тайцы у Гатчины (1774-80 г.).
Строгий классицизм в творчестве Старова.
- Таврический дворец (1783-1789),
- дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789).
- Троицкий собор в Алекс-Невской Лавре
- Градостроительная деятельность Старова (участие в планировке Екатеринослава).НЕТ
Палладианство
Чарльз Камерон (1740-е - 1812, в России с 1779 г. до кончины).
- Интерьеры и постройки Екатер дворца в Царском Селе
Зеленая столовая, Апочивальня Марии Федоровны, Греко-Римская Рапсодия, Термы,
Агатовые комнаты (1783-1787), Камеронова галерея
- Дворец в Павловске (1782-1786).
Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Храм 3-х граций, Молочка (82 г)
- Интерьеры Камерона и стиль братьев Адам в его интерпретации на русской почве.
Джакомо Кваренги (1744-1817, в России с 1780 до смерти)
мастер строгого классицизма.
- Английский дворец в Петербурге 80-94 (не сохр)
- Академия наук (1783-89),
- Эрмитажный театр (1783-1787).
- Ассигнационный банк (1783-1790).
- Усадьбы Кваренги. Проблема палладианства. Тема свободно стоящей колоннады
- Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796),
- Концертный Зал в Царском Селе
- здание Кабинета (1803-05)
- Мальтийская Капелла (католическая)
- Смольный институт (1804)
- графика: изо-е Михайловского Замка
Львов Николай Александрович (1751-1803).
Перевод на русский язык трудов Палладио. Палладианство в творчестве Львова
- Невские Ворота в Петропавловской Крепости
- Приорат в Гатчине (землебитное строение) 97-98 г
- Троицая цер в селе Александровское «Кулич и Пасха» (1785)
- Борисоглебский собор в Торжке (разработка идеи виллы Ротонда)
- Знаменское в окрестностях Торжка
- храмах-мавзолей в усадьбе Никольское-Черенчицы).
- усадьба Введенское под Москвой (р 18-19 в )
- Чертов мост в Василево, Новоторжский уезд
Московская школа классицизма.
Баженов Василий Иванович (1737/38-1799).
Обучение в Академии художеств. Пенсионерские пребывание во Франции и Италии.
- Проект Кремлевского дворца в Москве (1767-1773).
- проект Смольного Института
- дом Прозоровского И.И, на Бол Полянке (аптекаря Вульфа)
- дом Разумовского на Воздвиженке (78)
- дом П.Е. Пашкова на Моховой (1784-88)
- дом И.И. Юшкова на Мясницкой(1780-е гг.).
- проект собственного дома Баженова в С-Пб
- эскиз театральной декорации 64 г, Ходынские строения
- Царицыно (1775-1785). Проблемы псевдоготики
Мылый (Полуциркульный-Екатер дворец), Средний дворец(Оперный дом),
Большой дворец, Павильон № 1, Павильон № 2, Хлебный дом,
Хлебные ворота, Виноградные ворота, Мост над оврагом, Фигурный мост
- проект Михайловского замка в С-Пб 92 г.
Приписывается Баженову:
- Владимирская цер в Быково (89)
- усадьба Паниных в Михалково
Проблемы атрибуции произведений Баженова. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры.
Казаков Матвей Федорович (1738-1812)
Глава московской архитектурной школы классицизма. Обучение у Д.В. Ухтомского.
- Тверь: Фонтанная площадь
- Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787),
- Петровский подъездной дворец 75-82
- усадьба Петровское княжище 76-80
- цер Филиппа Митрополита на Большой Мещанской (1777-1788)
- цер Вознесения на Гороховом поле
- цер Козьмы и Домиана 90-е
- здание Благородного дворянского собрания (сер.80-х гг), на Бол Дмитровке
- здание МГУ (86-93)
- Голицынская больница (1796-1801).
- дом И.И. Демидова ("Золотые комнаты") в Гороховском переулке (1789-1791)
- Гостиный двор (85-90)
- дом Талызина на Воздвиженке (муз арх-ры)
- дом Губина на Петрвке (90-е)
-дом И.И. Барышникова на Мясницкой (1797-1802).
- Странноприимный дом (1794-1807), возможно Назаров Елизвой Семенович (1747-1822)
Ранний и строгий классицизм в творчестве архитектора. Особенности псевдоготических произведений - Петровский подъездной дворец (1775-1782). Баженов и Казаков.
Школа М.Ф. Казакова.
Казаков Родион Родионович (1755/58-1803)
- церковь Мартина Исповедника на Б. Таганской ул. (1792-98).
Еготов Иван Васильевич (1756-1814)
- Военный госпиталь в Лефортове (1798-1802)
- Люблино
- Милавида в Царицыно
Назаров Елизвой Семенович (1747-1822)
- Странноприимный дом (1794-1807)
Провинциальная архитектура. Проекты губернских и уездных городов (Тверь, Тула, Ярославль, Калуга, Николаев, Херсон, Екатеринослав.
Художественная культура русской усадьбы.
Зарождение искусства усадьбы на рубеже XVII-XVIII вв. Измайлово, Алексеевское, Братовщина и другие царские резиденции. Принципиально отличие усадьбы нового типа как сочетания дворца и регулярного сада (Глинки, Кусково).
Расцвет русской усадьбы во второй половине XVIII столетия. Останкино, Архангельское, Ольгово, Петрово-Дальнее, Ярополец Гончаровых и др.). Проблемы пейзажного парка. Малые архитектурные формы. Типология усадеб. Усадьба - "экстракт Вселенной на десятине". Театр и картинная галерея в усадьбе. Вопросы взаимоотношения заказчика и архитектора. Проблема крепостного творчества.
СКУЛЬПТУРА
Фальконе Этьенн Морис (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.).
- Милоф Катавский (1754) Прометей?
- Грозящий Амур (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России в бисквите (с Психеей)
- Серия купальщиц (71 г): Весна (Клоэ), Зима
- памятник Петру I (1765-1782), (голову делала Мари-Анн Колло)
Мари-Анн Колло (1748-1821)
- бюст Фальконе
Никола Жилле
Скульптурный класс в Академии художеств. Система обучения. "Натурный" класс и роль изучения антиков. Педагогическая деятельность.
- Парис
- Дети, играющие в цветах
- порт Вел Князя Павла Петровича (бронза)
- порт Петра Ив Шувалова (мрамор)
Гордеев Федор Гордеевич (1744-1810).
- "Прометей"(1769, бронза, ГТГ) и влияние французской пластики.
- надгробие Н.М. Голицыной (1780, ГНИМА им. А.В. Щусева),
- надгробие А.М. Голицына (1788, Гос. музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге).
- надгробие Дмит. Мих. Голицына (99 г, Дон Мон)
- по моделям Гордеева отлиты в Павловске: Апполон и музы (Павловск, затем Цар Село). Муза эпической поэзии и песнопения Калио (92), Геркулес Фарменский и Флора у Камероновой Галереи, Камеронова галерея – бюсты античных героев
Козловский Михаил Иванович (1753-1802).
- Поликрат (90, ГРМ)
- Пастушок (89, бронза, Павловск)
- спящий Амур (92, Павловск)
- сидящий пастушок
- Амур со стрелой (1797, мрамор, ГРМ),
- Бдение Александра Македонского (1785-88, ГРМ).
- Аякс, защищающий тело Патрокла (96 г, мрамор, ГРМ).
- Смерть Бестионакса (95)
- аллегория: Екатерина 2 в образе Минервы
- Минерва и Гений художеств (1796, бронза, ГРМ).
- Яков Долгорукий (97, ГРМ)
- Геркулес на коне (99, ГРМ)
- Геракл, попирающий Гидру (99, ГРМ)
- памятник Суворову на Марсовом поле (99-1801)
- Самсон (1800-01)
Щедрин Феодосий Федорович (1751-1825).
- Нева для фонтана Бол Петергоф Дворца
- Изяслав Мстиславич
- Марсий (76)
- Спящий Эндимион (1779, ГРМ, ГТГ).
- бюст Екатерины 2
- Венера (1792, мрамор, ГРМ), Диана (1798, мрамор, ГРМ),.
- Сирена (1805) для Бол Петр дворца
- Адмиралтейство: 2 группы нимф, 4 античных героя на крыше (Ахилл, Пир)
Шубин Федот Иванович (1740-1805).
Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии.
- порт Екатерины 2 (71 )
- порт И.И. Шувалов (ГТГ)
- рельеф Екатерина 2 - камея
- порт Орлова-Чесменского (71)
- бюст А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ),
- бюст Марии.Р. Паниной (сер.1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма.
- порт Неизвестного 70-х
Кон. 1770-х - 1780-х гг. и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели.
- порт З. Г. , П.Г, И.Г. Чернышевых (около 1776, мрамор, ГТГ), П.Г, И.Г.
- портрет И.С. Барышникова (1778, мрамор, ГТГ),
- порт Румянцева-Задунайского
- 58 медаьонов «Родословие державных царей для Чесменского дворца.
- рельеф «Великодушие Симеона Африканского» для Мраморного дворца ??
- порт Екатерина 2 Законодательница
Драматизм и зрелый класссицизм 1790-х гг.
- порт Ф.В.
- порт Ефима Чулкова 9(2)
- бюст А.А. Безбородко (около 1798, мрамор, ГРМ),
- порт Петр Бор Шереметьева, порт жены Анны Петр Шереметьевой (92-93)
- порт Ломоносова (1793, гипс, ГРМ). – ретроспект.
- порт И.И. Лескова
- бюст Павла I (1800, мрамор, ГРМ и 1800, бронза ГТГ).
Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828).
Пенсионерское пребывание в Париже и близость к манере Бушардона
- порт
- Портреты А.Ф. и А.Е. Лобзиных (1802, терракота, ГРМ).
- Морфей (1782, гипс)
- Актеон, преследуемый собаками (1784, бронза, ГРМ)
- Екатреина 2 в образе Минервы (82, терракота)
- Волхов и Нева"(1801, терракота, ГРМ). Эскизность и ее границы в скульптуре XVIII в.
- Волхов для Большого каскада в Петергофе
Мартос Иван Петрович (1752-1835).
Жанр надгробия в творчестве художника. Эволюция от барельефа к объемной скульптуре:
- надгробие Н.М. Волконской (1782, ГТГ),
- надгробие М.П. Собакиной (1782, ГНИМА им. А.В. Щусева. Москва),
- надгробие Брюс (86-90)
- надгробие Н.И. Панина, парный порт Аграфены Матв Паниной
- надгробие Е.С. Куракиной (1792, Гос. музей город. скульптуры, С-Пб),
- надгробие Лазаревой (1802)
- надгробие Е.И. Гагариной (1803, там же).
- надгробие Кожуховой (1830)
- памятник Минину и Пожарскому (1804-1818),
- памятник Дюку Ришелье в Одессе (1823)
- памятник Александру 1 для Таганрога (1828-31)
ЖИВОПИСЬ
Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.
Историческая живопись.
Основа исторического жанра - совокупность тем античной и христианской мифологии, аллегории и реальных исторических событий. Интерес к старой и современной отечественной истории как показатель роста национального самосознания и отражение амбиций двора.
Пучинов Матвей Иванович
- Александр Македонский
- Смерть Калилы, сестры Горация (80-е)
Козлов Гаврила Игнатьевич
- Апостол Петр отрекается от Христа (62)
- рисунок детей Козлова – Павла и Александры (80-е)
Лосенко Антон Павлович (1737-1773).
Обучение в Академии художеств и пребывание во Франции и Италии.
- "Товий и ангел" (175З и 1758, ГТГ), "Чудесный улов рыбы"( 1762, ГРМ).НЕТ
- Авраам приносит в жертву Исаака (65)
- Зевс и Фетида (69, ГРМ)
- Владимир и Рогнеда (1770, ГРМ)
- Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ).
- порт Шувалова (60, ГРМ)
- порт Сумарокова (63)
- пор Енингера (или вельможа)
- порт Вел князя Павла Петровича
- порт актера Ф.Г. Волкова (1760-63, ГРМ), копия в ГТГ
Ученики
Иван Акимович Акимов (1754 -1814).
- Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращению с Дуная в Киев (1773, ГТГ),
- Прометей делает статую по указанию Минервы (Екатерины 2)
- Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета (1782, ГТГ)
- Крещение княгини Ольги в Константинополе (не позднее 1792. Эскиз, ГРМ).НЕТ
Петр Иванович Соколов (1753-1791).
- Дедал привязывает крылья Икару (1777, ГТГ).
- Венера и Оданис 82 г
- Меркурий и Аргус (1776, ГРМ), НЕТ
- Амур, оттачивающий стрелу (1770-е гг., ГРМ), НЕТ
Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823).
- Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами (1793/4, ГРМ),
- Испытание силы Яна Усмаря (1796/7, ГРМ),
- Призвание Михаила Федоровича Романова на царство (не позднее 1800 г., ГРМ).
- Взятие Казани Иваном Грозным (не позднее 1800 г., ГРМ).НЕТ
Портрет
Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808).
- Кабинет Шуваловых
- порт Неизвестной в гвардейском мундире (57)
- порт Григория Орлова (62-63)
- порт Екатерины 2- этюд
- Коронационный портрет Екатерины 2 (63 г)
- порт Юсуповой Е.Б. в детстве (к 50-н 60)
- порт ребенка (Бобринский А.Г.) (65)
- порт Ив Григ Орлова (62-65)
- порт И.Г. Голинищева-Кутузова (64)
- Венера, Амур и Сатир
- портреты опекунов Моск Воспит дома: П.И. Вырубаева 968),
- порт М. Артемьевой, урожд Волынской
- порт А.М. Римского-Корсакова
- порт В.И. Майкова (75)
- портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ),
- порт Неизвестного в треуголке (нач. 1770-х, ГТГ),
- порт Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. XVIII в. ГТГ).
- порт Неизвестного в синем кафтане
- пот Самарной
Особенности тяготеющей к монохромности гаммы и колористические эксперименты. Идеальность и автопортретность произведений этого круга. Традиции "улыбчивости" рококо и эмоциональный тонус этого периода.
Произведения 1780-90 - х гг.
- порт Вар. Ерм. Новосильцевой (1780, ГТГ),
- порт Елизаветы Шеридан
- порт Елизаветы Санти
- порт В.Н. Суровцевой (втор.пол. 1780-х, ГРМ). Нарастание объективного видения.
- порт Лонской Прас. Ник. (н 90-х)
- порт Неизвестной (Армян Картин Галерея)
- порт Е.Н. Орловой (Около 1779, ГТГ),НЕТ
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822).
Многогранность типологических предпочтений мастера.
- порт Кокоринова (69-70)
- порт П.А. Демидова (1773, ГТГ) и французский тип портрета дезабилье.
- Серия "Смольнянок" (воспитанниц Смольного института) (1772-1776, ГРМ):
триптих: Ржевская и Давыдова; Нелидова Е.Н.; Хрущева Е.Н. и Хованская Е.Н.
центр: Левшина А.П.
триптих: Молчанова Е.И., Борщова Н.С., Алымова Г.И.
- порт М.А. Дьяковой (1778, ГТГ).
- порт М.А. Дьяковой-Львовой (замужем) (1781, ГТГ).
- порт Львова Н.А. (80-е)
- порт Львова Н.А. - предромантизм
- порт священника (Г.К. Левицкого - отца?)" (1779, ГТГ) - как у Караваджо
- порт Бакуниной Е.
- порт Храповицкого В.А. (83)
- порт Ланского А.Д. (82)
- порт графини Урсулы Мнишек (1782, ГТГ)
- пор. актрисы Анны Давиа- Бернуцци (1782, ГТГ)
- парадный порт. Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия (1783, ГРМ).
- эскиз----
- порт. Агаши.Д. Левицкой 1785, ГТГ, ГРМ).
- порт Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме" (1789, ГТГ) и предромантизм
- порт Воронцова А.И. (н 90-х)
- порт Воронцова (Самарина)
- порт дочерей Марии, Анны, Екатерины
- порт четы Митрофановых В.И. и М.М.
- порт Новикова Н.И. (87)
- порт Протасовой А.И.
Школа Левицкого: П.С. Дрождин, Е.Д. Камеженков, Л. С. Миропольский
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825).
- порт Копьиниста В.В.
- порт Ташковской крестьянки (95)
- порт Лизоньки и Дашеньки (94)
- заставка к стихотворению Державина
- Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1794, ГТГ)
- "Портрет Д.А. Державиной" (181З, ГТГ) - русский вариант англ-го "портрета - прогулки".НЕТ
- Филипповой О.С. (90)
- Лопухиной М.И. (1797),
- Арсеньевой Ек Ник
-. Нарышкиной Ел.Алексан (1799),
- великой княгини Александры Павловной (96)
- порт Державина Гав Ром
- порт статс-секретаря Трощинского Дм. Петр
- порт Боровского Фед Арт
- порт Мутазю Полихана
- порт Павла 1 (1800, ГРМ)
- порт князя А.Б. Куракина (1801-1802, ГТГ).
- порт Ник.Петр. Шереметьева
- старик, греющий руки у огня
- евангелист Марк для Казанского соб
- двойной порт сестер Ан.Г. и В.Г. Гагариных (1802, ГТГ)
- "Портрет А.И. Безбородко с дочерьми" (180З, ГРМ).
- сестер Е.А. и А.А. Куракиных (1802, Лувр), НЕТ
- "Портрет княгини М.И. Долгорукой" (1811, ГТГ). НЕТ
Роль пейзажа в композиции полотен. Особенности "фарфоровой" гаммы Боровиковского. Эволюция пластических и колористических особенностей мастера в XIX в.
Степан Семенович Щукин (1762-1828).
Предромантические тенденции в творчестве
- "Портрет Павла I" (1796, ГТГ).
Провинциальный портрет.
Художественная культура русской провинции во второй половине XVIII века. Состав заказчиков и исполнителей. Индифферентность по отношению к "магистральной" ветви при "консервации" принципов барочного полотна. Эстетическая и этическая самостоятельность провинциального портрета. Особое понимание ритма жизни, сугубо позитивный характер портретной концепции. Фиксационная задача как первостепенная обязанность мастера, отсутствие недомолвок и поводов для двоякого толкования. Роль надписи на оборотной стороне холста, удостоверяющей имя модели, возраст и другие черты биографии изображенного.
Григорий Островский.
- Портреты семьи Черевиных из усадьбы Нероново Солигаличского уезда Костромской губ.
работы К. Березина из усадьбы Тихвино-Никольское.
- портреты Тишининых
Россика конца XVIII века.
Стефано Торелли
- Коронование Екатерины 2 22 сшт 1762г (1777, ГТГ)
-Аллегория на победу Екатер 2 над турками (1772,ГТГ): триумф шествие, Екат и Орлов впереди
- Екатерина 2 в русском костюме (1765), в руке маска, сладковатая манера
Вигилиус Эриксен (1722-1782, в России с 1757 по 1772). Датский живописец
типичный придворный мастер
- порт Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте (1762): утр, дуб и ель-вечность
- порт Екатерны 2 (1762, ГРМ): с веером, отражается в зеркале
- порт великого князя Павла Петровича 1 в учебной комнате (1766) в рост, северный рокайль
- "Карусельные" портреты: А.Г. Орлов (ГЭ) как сарацин – оч большого размера
(1762 г – придворная Карусель, подобие рыцарских турниров. Отряды Римский, Турецкий, Славянский, Индийский соревноались в ловкости)
Александр Рослин (1718-1793, в России в 1775-1777 гг.) - швед, долгие годы работавший во Франции. Его высокая репутация у русского заказчика.
- порт Анастасии Трубецкой (1757): за парадным рукоделием
- порт И.И. Бецкого (1758): с пор сестры, в кабинете, в халате
- пор Екат 2 (1776-77)в славянском платье, скипетром указ на Порт Петра
- порт княгини Екатерины Алексеевны
- порт Павла Петр: Павел указывает на корабл с Андреев флагом, пестро
- порт Марии Федоровны: на фоне парка
- Портреты Н.И. Панина (1777, ГМИИ): мозаика из хаотичных мазков
- графини Е.А. Чернышевой (1776): на фоне бюста Екат 2
- порт Бецкого (1777, ГЭ) погрудный,холодные тона
- порт князя В.М. Долгорукова-Крымского (1776, оба в ГТГ) в генеральском мундире, грубый
Непринужденность и легкость в обращении с русской моделью. Трезвость и жизнерадостность мировоззрения Рослина. Способность показать черты, которые остаются за пределами более сдержанного восприятия русских мастеров. Бюргерский оттенок портрета Екатерины II и отрицательная реакция заказчицы.
Жан-Луи Вуаль (1744-после 1803)
прожил в России более 30 лет. Строгановы и Панины - заказчики Вуаля.
- свадебный порт Нарышкиной Е.А. (1781): пышная прическа
- парные портреты супругов Н.П. Панина (1792) и С.В. Паниной (1791, оба в ГТГ): колорит сладковатый, меланхолия
Сдержанность и деликатность манеры Вуаля - основание для суждения французских исследователей о его преимущественной близости к русской школе.
Л.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.).
придворная портретистка Марии Антуанетты. Эмиграция. Пребывание в России.
- Автопортрет (1800) – за работой
- порт княгини Елизаветы Алексеевны (ГЭ)
- порт Самойловой с детьми(1797)
- "Сувенир" Виже Лебрен. Стиль "красивой жизни" в произведениях художницы.
- Женственность, изящество и оттенок салонности в портретах А.С. Строгановой с сыном (1793, ГЭ), А.П. Голицыной с сыном (между 1795 и 1801, ГМИИ).
- мужские портреты "Портрет Г.И. Чернышева с маской в руке" 1793. ГЭ
Т.Л. Монье ( в Пет до 1808)
- порт А.П. Строганова (1801, РМ)
Иоганн Баптист Лампи – стар. (1751-1830), в Петербурге (1792-1797 гг.), из Австрии модный художник двора.
- порт Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории (1793, ГЭ).
- порт Марии Федоровны в Павловском парке
- порт П.А. Зубова в костюме фельдмаршала (1796 в ГРМ): бюст ниже головы модели, столб за спной
Малые мастера – не определяли но представляют большой сложный пласт
Карл Людвиг Кристин (1732 до кон 18 в), раб 60-90, русский, немецкие корни
- порт Вяземского А.А. (ГТГ): в кабинете, опирается на книгу, в орденах
- порт Бобринского А.Г. в детстве, во взрослом мундире, тщат выписанность
- порт Сары Грейх (1775 , ГРМ), кузина Джеймса Кука
Канежин Ермолай Дементьевич, крепостной
- порт Лихачева Я.И. (1792) в мундире
- порт Лихачева В.И. (1791)
- жен порт нач 90-х
Григорий Сердюков
- порт Неизвестной в белом чепце (72, ГТГ)
- порт Неизвесной (70 г, Самара): локальный цвет, патриархальность
Примитив
Федор Гаврилов
- порт Кожина (67, Тверь): лицо как из камня, свет падает не с той стороны
Григорий Островский
- порт Черевиной (70-е г): погрудный, атмосфера патриарх жизни
- порт М.М. Черевиной (74, Кострома) по-барочному
- порт Д.П .Черевина (82) похож на Вишнякова
- порт Ярославова (70 г)
Коренев Дмитрий Михайлович – купец 3 гильдии
- порт А.П. Мергулова (Яросл)- Ярослав генерал-губернатор, для приюта, стол опрокинут на зрителя, на столе Библия, стоит как столб
- порт купца Кугумова И.Я.(83) как парсуна и парад порт
Чащин
- порт Лихачева (69)
- порт дамы в синем платье (80) – манера кон 17 в.
Поляков
- порт дамы в сером платье с цветком на груди
- купеческий портрет
- порт купца Лурского (72)
- порт молодой жен в русском костюме (Останкино)
Васильев
- порт тепископа Иркутской епархии (1801)
Миниатюрный портрет.
Специфика миниатюрного портрета - близость к произведениям декоративно-прикладного искусства. Миниатюра эмалевая и на слоновой кости.
Петровское время
А. Овсов
Г. Мусикийский
- Екатерина 1
- Петр 1
- Конклюзии на престолонаследие
- Свадьба Карликов
2-я пол. века
Г.И. Скородумова, В.Л. Боровиковский, А.-Х. Ритт, Ф. Виоллье
Бытовой жанр. ( не пользовался спросом)
Ж.-Б. Лепренс (1733-1783, в России 1757-1762),
- иллюстрировал книргу Ле Шаппа «Путешествие в Сибирь», издавал альюомы на тему русского быта, сюжеты офортов 25 на 15 см.: «Облачения священнослужителей», «Женские одежды», «Русские крестины» (65): топограф хар-р
Д.-А. Аткинсон (1775 - не ранее 1831, в России с 1784 по 1801 гг).
Представление о "костюмном" жанре. Отечественное отношение к "бамбошаду" как мерило этических возможностей жанра.
- «Альбом живописных изо-й обычаев, манер и образа жизни русских» в технике мягкого лака
Я.И. Миттенлейтер
- Деревенский обед (86-88): в избе, иконография тайной вечери
Зарождение бытового жанра в русской живописи. Класс "домашнего исторического рода " в Академии художеств. Особенности отечественного жанра, избегающего драк, пьяных пирушек и других "низких" сцен.
Тема русской деревни в изобразительном искусстве, литературе и драматургии.
Фирсов И.И.
- Юный живописец (65-68)тема воспитания
Танков (Тонков) Иван Михайлович (1740/41- 1799). Звание академика
Его сельские виды и сцены, их связь с искусством театральной декорации
- Праздник в деревне: вид сверхе, утопически счастливый мир
- "Храмовый праздник" (1784, ГТГ),
- "Пожар в деревне в ночное время" (между 1780 и 1785, ГТГ).
Шибанов Михаил (? - после 1789).
Академические тенденции в работах
- "Празднество свадебного договора" (1777, ГТГ)
- "Крестьянский обед " (1774, ГТГ) - крестьяне Суздальской провинции: трапеза, в костюмах
Ерменев Ивана Алексеевич (1746/49-после 1792).
Ерменев - пенсионер великого князя Павла Петровича в Париже. Богемный образ жизни и возвращение художника в Россию.
- Серия акварелей (8 листов), изображающих нищих-слепцов (нач. 1770-х гг. ГРМ) и проблема "социального сентиментализма". Поющие слепцы: круговая композиция, мощные фигуры. Сидящие нищие:
- Аллегория на благоденствие России
Пейзажная живопись.
Позднее появление пейзажной живописи. Роль Академии художеств в становлении пейзажа как жанра. Основные направления: городской пейзаж, виды парков, батальные сцены.
Алексеев Федор Яковлевич (1753 /54 ? - 1824).
Учился в классе цветов, ландшафта, декораций. Обучение искусству театральной декорации. Пенсионерское пребывание в Италии и увлечение картинами венецианских мастеров А. Канале и Б. Белотто. Первые шаги в изображении "северной Пальмиры ".
- Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794, ГТГ) и наоборот – парная картина: в духе раннего классицизма, холодный колорит, небо – символ покоя
- Михайловский замок
95-97 – послан в Новороссию и Крым
- Виды южных российских городов Николаева и Херсона: площадь в Херсоне, Бахчисарай
- вид Николаева
1800 – послан в Москву
- виды Москвы: "Красная площадь в Москве" (1801, ГТГ), Соборная площадь в Московском Кремле (ГТГ), Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (1811, ГТГ)., Вид на Большой Каменный мост и Кремль,
- Вид Казанского Собора, Вид на Адмиралтейство
Сценический характер этих композиций.
Щедрин Семен Феодосович (1745-1804).
Графическое и живописное воплощение пейзажных парков Павловска, Гатчины и ближайших окрестностей Петербурга.
- Полдень-ориентация на Пуссена и Лоррена
- "Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова" (1796, ГТГ),
- "Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля" (1799-1801, ГТГ),
- "Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом" (не позднее 1792, ГРМ),
- "Пейзаж в окрестностях Петербурга" (ГТГ).
Работы в технике масляной живописи, акварели и гуаши. Прославление преимуществ природы. Представление о ее идеальном состоянии как проявление сентиментализма. Романтические тенденции в произведениях Щедрина.
Иванов Михаил Матвеевич (1748 -1823)
Соединение пейзажа и ландшафта
- батальный пейзаж "Штурм Измаила" (1788, акварель, ГРМ).
- "Вид Эчмиадзина в Армении" (не ранее 1783, ГРМ).
- крепость в Бендерах, Вид Инкермана, Суданская крепость
РИСУНОК И ГРАВЮРА
Евграф Петрович Чемесов (1737-1765)
- глава гравировального класса и печатной мастерской Академии художеств.
- "Портрет Г.Г. Орлова" (1762, резец) с оригинала П. Ротари
- "Автопортрет" (1764-1765, офорт, резец, сухая игла) по рисунку Ж. де Велли.
Гавриил Иванович Скородумов (1755-1792)
- гравер, акварелист, миниатюрист. Обучение в Академии художеств и овладение гравированию пунктиром в Англии в мастерской Ф. Бартолоцци.
- "Портрет И.И. Скородумова, отца художника" (акварель, ГТГ), "Портрет Е.Р. Дашковой" (1777, пунктир) по собственному рисунку.