Программа курса
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА
СРЕДНИХ ВЕКОВ: ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ. ЧАСТЬ 2:
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА"
Введение и периодизация 1 Позднеантичное искусство Рим 6 века, Юстиниан и начала Византийского искусства. 0,5 -Раннесредневековое искусство Рим до 9. века. 0,5 Варварские народы, их искусство по видам 1 Каролингское искусство 1 - Формирование искусства зрелого средневековья 1000 Г.
1 Оттоновское искусство и его круг 0,5 Книжная миниатюра Европы Сложение романской архитектурной системы 1 - Зрелое средневековье
Паломнические церкви и их влияние Романская архитектура Франции Италии Германии Англии
Романская скульптура. Романская монументальная живопись книжная миниатюра
Готическая архитектура: Сложение Готическая архитектура Франции Германии Италии Англии Готическая скульптура Франции Германии Англии Италии Готическая живопись и миниатюра Италия Франция и Север Поздняя готика Архитектура
Скульптура Живопись Сквозные темы. Античность и средние века Византия и средние века
Возрождение и средние века
1.2 ВВЕДЕНИЕ. Определение средневековья. Происхождение термина и его современное значение. Историография искусства средневековья. Основные принципы исследования искусства средневековья. Периодизация истории и истории культуры средиземноморской цивилизации. Стилевая периодизация искусства. Античность и средневековье. Позднеантичное (3-6 век), раннесредневековое (7-9век), романское (10-12век), готическое (13-15 век) искусство. Общие и национальные периодизации, их соотношение. Конец средневековья, средневековье и Новое Время; эпоха Возрождения.
2.2 ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА.
2.1. ПОЗДНЕАНТИЧНОЕ И РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО. Римско-эллинистическая художественная культура первых двух веков нашей эры. Исторические процессы и их следствия в области искусства. Сложение новых религий. Изменение этнического и культурного облика средиземноморья. Эволюция римско-эллинистического искусства во времена начала упадка империи. Воздействие востока; Антиохия и Рим и проблема восточных основ средневекового искусства. Мозаики полов поздней античности. Дура-Европос: фрески синагоги и баптистерия, их иконография и стиль. Живопись катакомб. Раннехристианская пластика: саркофаги и мелкая пластика. Распад стилистического языка античного искусства и сложение нового, экспрессивного и декларативного стиля. Античное наследие в раннехристианской иконографии.
2.2.ИСКУССТВО 4-6 ВЕКОВ: "Age of Spirituality". Культура 4 - 6 веков как особенная переходная или формирующая эпоха, создающая основания средневекового сознания и искусства. Сложение символического языка христианской церкви; святоотеческая литература. Искусство христианизированнной империи. Формирование главных планировочных и объемно-пространственных типов в архитектуре 4-6 веков. Базилика и центрическое здание. Иконография христианского церковного строительства. Светские постройки. Иконографические принципы изобразительного искусства 6 века: мозаическая декорация и монументальная живопись в украшении храма. Санта Мария Маджоре и Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме и Сан Витале в Равенне. Искусство книжной миниатюры. Скульптура. Основные художественные центры искусства этого периода: Рима, Равенна, Милан, Константинополь, Сирия и Палестина. Постепеное расхождение западной и восточной традиций. Век Юстиниана в Византии и памятники западного искусства 6 столетия. Упадок Рима и конец античности.
3. 2ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
3.0.ВВЕДЕНИЕ. Великое переселение народов и вызванное им изменение этнической и культурной карты Европы. Сложение варварских государств. Их отношение к римско-античному прошлому, язык и культура. Соединительная роль церкви как хранителя языка и литературы Рима. Церковные школы и монастыри. Монастырская колонизация Западной Европы. Каролингская культура как первая самостоятельная и развитая культура средневековья.
3.1.ИСКУССТВО РИМА 7-9 ВЕКОВ. Распад античной традиции в римском искусстве 7-9 веков. Раннесредневековые постройки Рима. Деградация строительной техники и вырождение римско-античного понимания отношений конструкции и декора.
Мозаика в 6-9 веках. Постепенный переход ко все более плоскостной, линейной и схематической манере в 7 и 8 веках. Множественность и разнородность влияний. Начало иконоборчества в Византии и греческие мастера в Риме 8 века.
Пасхалиевский "ренессанс" и связанное с ним возобновление некоторых иконографических и стилистических приемов позднеантичного искусства.
3.2. ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 7-9 ВЕКОВ. Характеристика локальных школ и традиций. Эволюция искусства (по видам). Архитектура: распад типологической системы и выживание наиболее примитивных в архитектурном и наиболее важных в смысловом отношении типов. Базилика и баптистерий. Отношение конструкции и декора в новом их понимании. Неизменяемые остатки античности в архитектуре раннего средневековья. Памятники северной Испании начала 9 века как пример смешения разнородных влияний. Протороманские элементы в архитектуре северной Испании и проблема раннесредневековой истории базиликального храма. Скульптура: типологические изменения, новые жанры и места для скульптурной декорации. Общие свойства стиля: схематизм, линеарность, переход к объемному рисунку по камню. Скульптура малых форм как единственная область, относительно сохраняющая черты стиля 6 века.
Декоративные искусства: традиция варварских народов. Орнамент. Живопись: книжная миниатюра главнейших школ. Северная Италия, нортумбрийско-ирландская школа, меровингская Франция. Начало интеграции различных влияний в книжной миниатюре 8 века. Композиционно-иконографические схемы, сохраняющие черты позднеантичной традиции, и линейно-графическая культура, пришедшая с варварами и развитая нортумбрийско-ирландской школой. Итоги раннесредневековой художественной эволюции Европы.
3.3. "КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ".
Придворная культура времени Карла Великого. "Академия" Карла; антикизирующие тенденции и собирание памятников античной словесности и позднеантичного искусства при дворе. Образование во времена Карла и его преемников; словесность; начало философской мысли на Западе. Роль церковной и светской культуры; основные заказчики каролингского времени. Каролингская архитектура. Возобновление позднеантичных типологий в строительстве. Использование образцов Рима и Равенны, а также иных, например, вестготских традиций. Развитие базиликального церковного здания в монастырском строительстве придворного круга: новые планировочные и объемно-пространственные решения.
Сен-Рикье, Сен-Галлен, Фульда. Хор и вестверк, зарождение обхода, многобашенность. Отношение к ордеру. Устойчивые и неустойчивые формообразования в каролингской архитектуре. Каролингская живопись. Церковные постановления Запада в ответ на ересь иконоборчества и их воздействие на искусство. Сохранившиеся монументальные памятники. Книжная миниатюра: периодизация, основные школы. Придворная школа Карла Великого. Ее источники в позднеантичном, североитальянском, меровингском, островном искусствен раннего средневековья.
Постепенное нарастание антикизируюзих черт стиля и греческого влияния. Новые и старые иконографии. Смена стиля после смерти Карла и распада его придворной культуры. Школы Реймса и Тура в первой трети 9 века, своеобразное использование античных образцов и сложение более устойчивых собственных традиций. Памятники времени императора Лотаря и Карла Лысого, своеобразие позднекаролингских иконографий. Некоторые устойчивые черты стиля западноевропейской книжной миниатюры, складывающиеся в каролингском искусстве. Каролингская пластика и декоративно-прикладное искусство. Образцы 6 века в интерпретации каролингских мастеров. Античные и варварские мотивы; византийские влияния; сложение новых типов декора.
4. 2РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
4.0.ВВЕДЕНИЕ. Происхождение термина "романский" и его условность. Историческая и историко-культурная периодизация зрелого средневековья и место романской эпохи в этой схеме. Распад каролингского государства и его последствия для культурной истории Европы. Сложение нового значительного
центра в Саксонии. Оттоновская династия в Германии, ее историко-культурная ориентация. Другие значительные центры этого времени и их отношение к культуре оттоновского круга. Роль папства; развитие монастырских школ, основные свойства литературы этого периода, упрочение самостоятельной религиозной мысли, сложение орденов как предпосылки формирования романского искусства.
Историческая ситуация в середине 11 - середине 12 веков. Великая схизма, ее последствия для культуры; сложение самостоятельной средневековой культуры на Западе. Начало крестовых походов. Расцвет монастырских конгрегаций и монастырских школ; городские епископские школы и новая образованность конца 11-12 века. Интерес к античности и формирование самостоятельных философских систем. "Ренессанс" в латинской литературе 12 века. Начало схоластики. Периодизация искусства романики; особенности национального развития. Историография романского искусства.
4.1. ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНСКОГО ИСКУССТВА (950-1050 гг.). Архитектура. Проблема базиликального сводчатого здания как основная тема архитектурной истории в период формирования романского искусства. Ломбардская традиция в архитектуре раннего средневековья и ее распространение по Европе; остаточные элементы античного декора и ранние сводчатые решения ломбардских мастеров. Архитектурные школы 10-11 века, сложившиеся под влиянием Ломбардии. Оттоновская архитектура, ее планировочные особенности и декоративные принципы. Постепенное вытеснение позднеантичной и каролингской традиции храмового здания и сложение многосоставной, сложной сводчатой базилики с ордерным декором внутреннего пространства в немецкой архитектуре к середине 11 века. Франция: поиски нового решения восточной части здания в архитектуре 10-11 веков. История сложения хора с обходом: первоначальные и окончательные варианты этой системы. Сложение трехнефной сводчатой системы с цилиндрическим сводом в главном и крестовыми в боковых нефах. Изобразительное искусство. Монументальные памятники и книжная миниатюр "оттоновского возрождения". Нарастание византинизирующих тенденций в искусстве около 1000 года и их соотношение с каролингским наследием. Сложение новых иконографий по принципам, неизвестным позднеантичному и каролингскому искусству. Книжная миниатюра других школ: северной Франции, Италии, Англии, Испании. Особенности восприятия византийских влияний в различных школах и соотношения традиции иконографии и стиля. Признаки стилистического сближения различных школ искусства Западной Европы к середине 11 века и роль византийской традиции в этом процессе.
Пластика: роль мелкой пластики в искусстве 950-1050 гг. Монументальные памятники из бронзы (двери церкви св.Михаила в Хильдесхайме) и драгоценных металлов (алтарный антепендий и кафедра аахенской капеллы). Иконография и стиль раннероманского изобразительного искусства.
4.2. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Характеристика нового архитектурного языка. Технический и художественный смысл романской архитектурной системы: проблема сводчатой базилики как центральная для романики. Историческое происхождение романской базилики: античные, раннехристианские, сиромалоазийские истоки этой формы. Типологические и иконографические особенности романского храма. Романская архитектурная система как первая зрелая стилистическая система западноевропейской архитектуры; романская и византийская архитектура. Паломнические базилики, их планировочные, объемно-пространственные и декоративные принципы. Воздействие основных структурных элементов паломнических базилик на архитектурную традицию европейских школ и сложение новых национальных романских традиций. Монастырское и светское строительство в архитектуре 11-12 веков, их национальные особенности. Жилой дом и светские общественные постройки; градостроительные принципы.
4.2.1.Романская архитектура Франции. Историко-культурные основания развития искусства во Франции в 11-12 веках. Монастырские конгрегации и связанные с ними центры культуры. Клюнийский орден, формирование художественных принципов клюнийской школы. Базилика Клюни 3. Монастырские постройки Клюни. Другие памятники клюнийских мастеров. Распространение клюнийских принципов организации стены и сводчатых конструкций в бургундской школе и наложение их на более старые решения (Везеле). Овернская школа и связанные с нею упрощения бургундской романской системы. Западная Франция: Аквитания и Пуату. Купольные соборы этих мест и их особенности; зальные церкви школы Пуату. Особенности решения фасадов в архитектуре Западной Франции. Византийские и раннехристианские элементы в конструктивно-планировочных схемах. Нормандия: особенности восприятия архитектуры паломнических базилик в этом регионе: специфика нормандских сводов. Двубашенный фасад нормандских базилик и его значение для будущей эволюции. Романская традиция в Иль-де-Франс. Межрегиональные течения во французской романской архитектуре, связанные с монастырскими школами. Цистерцианский орден и его строительство: влияние клюнийской традиции и его переработка, сложение самостоятельной типологии монастырского собора у цистерцианцев и распространение цистерцианского стиля по Европе.
4.2.2. Романская архитектура Англии. Норманнское завоевание и первые памятники романской архитектуры в Англии. Особенности планировки, ярусного и декоративного построения; типологические особенности монастырского строительства 11-12 веков. Примитивизация французских влияний (Сент-Олбанс) и поиски новых конструктивных решений (Оксфордский собор). Даремский собор и его место в истории позднероманского архитектурного развития.
4.2.3. Архитектура романской эпохи в Италии. Исторические особенности развития Италии в 11-12 веках. Типология церковного, общественного и частного строительства. Периодизация и основные региональные школы. Ломбардия. Местная традиция раннесредневекового строительства и влияния Франции. Сант Амброджо в Милане. Типологические особенности романского соборного комплекса Ломбардии. Ломбардская базилика: планировка, система сводов, решение алтарной части, декор. Внешняя декорация стены и особенности архитектурного решения порталов. Ордер в ломбардской архитектуре. Венеция: Сан Марко и византийская архитектура в Венеции. Влияние центрической купольной схемы византийского типа на романское искусство Венеции и Венето. Тоскана: Пизанский соборный комплекс. Пизанская базилика и проблемы разнообразных влияний, в ней отразившихся. Особенности ордерного строения пизанских памятников. Баптистерий и колокольня. Другие памятники пизанской школы. Флоренция. Основные черты романской архитектуры во Флоренции и проблема античного и раннехристианского влияния в этой школе. Место ордера в декорации интерьера и фасада.
Понятие "проторенессанса" и его смысл для романской архитектуры Флоренции.
Рим: консерватизм романской архитектуры римской школы. Архитектура малых форм в римской традиции; работы мастеров Космати и Вассалетти. "Инкрустационный стиль". Южная Италия и Сицилия: византийские влияния в барийской базилике, арабские черты в смешении с византийскими в Палермо и Монтреале. Общее и особенное в региональных архитектурных школах Италии 11-12 веков.
4.2.4. Романская архитектура Германии. Сложение основных прниципов романской архитектуры Германии при Оттонах и первых императорах салической династии.
Консервативные тенденции школы Хирсау и их распространение в монастырском строительстве. Роль ломбардского влияния в дальнейшей эволюции; Шпайер и имперские соборы Рейна, их планировочные принципы, система сводов и декор. Национальные особенности немецкой романской архитектуры. Влияния имперских соборов Рейна на монастырское строительство. Кельнская школа: разнородные влияния, определившие ее специфику. Цистерцианское строительство в романской Германии.
4.2.5. Романская архитектура в других странах. Общая роль ломбардских артелей в распространении основных принципов романской архитектурной системы.
Романское строительство в Испании. Особенности развития романской архитектуры в регионах, подверженных арабскому и византийскому воздействию. Романская архитектура в странах Скандинавии и Восточной Европы и ее соединение с элементами византийской ориентации. Романские черты в архитектуре Древней Руси, в первую очередь в галицких и владимирских памятниках. Романское искусство и искусство византийской провинции и стран Малой Азии и Кавказа.
4.3. РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА. Изобразительное искуссство Западной Европы около 1000 года. Византия и Запад: античная традиция и ее значение для иконографии и художественного языка средневековья. Византийские образцы и пути их проникновения на Запад. Множественность национальных школ, основные центры и их отношение к Византии. Особенности периодизации романского изобразительного искусства; проблемы 13 века. Иконографические принципы зрелого романского искусства и их отражение в монументальной живописи и книжной миниатюре.
Скульптура в раннесредневековом, каролингском и предроманском искусстве. Византийская пластика и ее влияние на европейскую скульптуру; декоративно-прикладное искусство и мелкая пластика как основной источник влияний. Алтарная преграда, декорация престола, кафедры, капителей, надгробий и портала как основные места для монументальной скульптурной декорации в романское время. Первые памятники монументальной пластики в раннероманский период и их зависимость от книжной миниатюры и ювелирного искусства. Алтарная преграда Сен Сернен в Тулузе. Сложение романской иконографии портала во Франции.
Основные памятники портальной скульптуры во Франции: темы и стилистика. Порталы Тулузы и Клюни 3, рельефы клуатра в Муассаке. Бургундская школа, Клюни, Отен, Везле. Экспрессивный стиль клюнийской школы. Порталы Муассака и Конка как примеры развитого протала зрелой и поздней фазы романского стиля во Франции. Иконография портала в Муассаке как наиболее полная программа французского романского портала. Западная Франция: скульптурная декорация Ангулемского собора и Нотр Дам де ла Гранд в Пуатье. Особенность южнофранцузской школы с ее антикизирующим стилем. Сен Жиль дю Гар. Античное, византийское и романское в Сен Жиль. Итальянская скульптура романской эпохи. Ломбардия: начало романской скульптуры. Киворий Сант Амброджо в Милане. Особенности размещения скульптуры на фасадах церквей. Моденский собор и его фасад. Романский скульпутурный портал Северной Италии: Верона, Парма. Работы Бенедетто Антелами и его мастерской в Парме и Фиденце; античное в романской скульпьуре Северной Италии. Скульптурная декорация алтарной преграды и кафедры. Романские кафедры Тосканы. Бронзовые двери итальянских церквей и проблемы византийских влияний на романскую пластику Италии 12 века. Германия: надгробия романского времени. Мелкая пластика и ювелирное искусство.
Византийское, античное и собственно романское в романской пластике 12 века.
4.4. РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. Книжная миниатюра. Структура книги в каролингском искусстве и ее развитие в 10-11 веках. Основные типы иллюминированных рукописей в романское время. Маргинальные иллюстрации, инициалы, заставки, листовые иллюстрации. Византийские влияния и сложение новых иконографий в первой половине 12 века. Принципы романских догматических и повествовательных иконографий в искусстве книжной иллюстрации и аналогичные принципы в монументальной скульптуре. Эволюция романских иконографических схем к середине 12 века. Особенности национальных школ в восприятии византийских стилистических влияний. Монументальная живопись. Памятники монументальной живописи, сохранившиеся от каролингского времени. Возобновление искусства фрески под
византийскими влияниями в оттоновской Германии. Определяющее влияние Византии до 1200 года как основной фактор, направляющий стилистическое и отчасти иконографическое развитие. Основные национальные школы. Фрески Сен Савен сюр Гартамп, Ламбаха и Сант Анджело ин Формис как крайние стилистические варианты искусства второй половины 11 века. Стилистическая эволюция первой половины 12 века. Проблемы провинциальных и столичных стилей в византийском искусстве и их отражение в романской живописи. Примитив и его художественный язык. Испания: фрески Каталонии и Леона. Фрески круга клюнийских мастеров.
Романская скульптура и романская живопись во Франции 12 века: сравнительная характеристика. Стилистические и иконографические особености, несводимые ни к одной форме византийских влияний. Италия. Римская традиция, фрески Сан Клементе. Мозаики абсиды Сан Клементе в Риме и искусство второй половины 12 века. Нарастание византийских влияний как общеевропейская тенденция. Мозаики византийского происхождения в Сицилии и Венеции и их влияние на местных мастеров. Maniera byzantina в итальянской живописи первой половины 13 века; пизанские иконы. Фрески Сегены в Испании и роспись потолка церкви св. Михаила в Хильдесхайме как образцы стиля первой половины 13 века. Иконография Хильдесхаймских фресок и начало готики.
5. 2ИСКУССТВО ГОТИКИ
5.0. ВВВЕДЕНИЕ. Историческая ситуация в Европе 12-15 столетий. Основные этапы историко-культурной периодизации зрелого и позднего средневековья; содержание данного периода как одновременно и высшего проявления средневековой культуры, и конца средневековья. 12-13 и 14-15 века как два разных периода в истории культуры. Термин "готика". Общая периодизация искусства готики во французской и немецкой историографии. Историко-культурная характеристика первой половины рассматриваемого периода: окончание крестовых походов; основные государства этого времени, их взаимоотношения и роль городов и придворной культуры. Триумф папства в начале 13 века и изменение роли католической церкви в европейской культуре 13 века. Завоевание Конастантинополя и его значение для латинской культуры. Изменения в характере религиозности: св. Франциск Ассизский и францисканство. Новые ордена, их роль в распространении готического искусства в Европе. Философия: зрелая схоластика. Характеристика схоластического мышления. Образование: расцвет университетов и светской словесности. Отношение к античной литературе. Система литературных жанров 13 века. Культура и быт; место искусства в человеческой жизни 12-13 веков. Особенности национального развития готического искусства в 12-13 веках и национальные периодизации.
5.1. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Готический собор. Византийские церкви, романский храм, готический собор как высшие архитектурные явления христианского средневековья. Готический собор как художественно-символический целостный ансамбль. Архитектура, скульптура живопись и декоративные искусства в соборе. Рождение готической архитектурной системы в постройке аббата Сугерия в Сен-Дени. Конструктивные основы готической архитектуры. Нервюрный крестовый свод, его предистория в романской архитектуре. Нормандский вариант романских сводчатых покрытий и его отношение к готике. Ярусное построение готического собора. Способы достижения равновесия в ранней и зрелой готике; система контрфорсов и аркбутанов. Типология готического церковного строительства.
Проблема готического церковного фасада. Национальные особенности конструктивного решения готических храмов. Изменение других типов построек средневековья под воздействием конструктивных систем готики. Монастырское и светское строительство; типология готического жилого дома и общественного здания.
5.1.1. Готическая архитектура Франции. Сен-Денийская базилика и ее следствия в архитектуре второй половины 12 века. Сложение главных компонентов планировочной, объемно-пространственной и декоративной системы французского готического собора. Эволюция французской готики во второй половине 12 века: движение от трехъярусной романской стены к четырехъярусной и опять к трехъярусной в Нотр-Дам де Пари. История сводов и опор в ранний период. Эволюция ордерного декора; соотношение романского и готического понимания ордера.
Фасады. Значение Нотр Дам в истории собора ранней готики во Франции. Вторая фаза готической архитектуры во Франции: строительство крупнейших городских соборов. Шартр. Переход к четырехчастным сводам; изменение планировочной системы; сложение нового типа опоры; особенности ордерной системы. Реймс и Амьен: дальнейшая эволюция принятой в Шартре системы. Развитие вертикализма и упрощение ярусной структуры. Особенности построения трифория. Ордерные решения. Собор в Бовэ как последний представитель данной группы; предел конструктивных возможностей готического собора. Вторая, параллельная линия в истории великих готических соборов Франции: Бурж и Ле Ман. Пространственная система Буржа и особенности его ордера. Результаты развития, произошедшего в 1190-1230 годах: сложение каркасного понимания готической конструкции, достижение предела прозрачности стены, совершенствование приемов зрительной дематериализации ордера. Новое поколение французской готики, исходящее из этих оснований: Пьер де Монтро и его постройки. Неф Сен-Дени и смысл этой новой системы; трансепты Нотр-Дам. Постройки за пределами Иль-де-Франс; особенности бургундской готики. Южнофранцузская готика. Интернациональные черты французской готики второй половины 13 века. Роль этого варианта стиля для европейской архитектуры. Стилистика французской готики 14 века; хор церкви Сент-Уан в Руане. Утрата Францией первенствующего положения в эволюции стиля.
5.1.2. Готическая архитектура Германии. Начало готики в Германии. Наумбургский собор: позднероманская инерция и начало изменений в немецкой готике под воздействием Франции в Магдебурге и Хальберштадте. Отношение к стене в ранней немецкой готике. Первые верные копии французской готической системы и их отличия от образца. Конструктивные и декоративные приемы, складывающиеся во втором поколении немецкой готической архитектуры; запаздывание развития немецкой готики по сравнению с Францией. Воздействие архитектуры великих готических соборов Франции на Германию и роль Кельнского собора в этом процессе. Памятники, связанные со следующей волной французских влияний, поколения архитектуры Пьера де Монтро. Сложение самостоятельных черт немецкой готики: зальные церкви 13-начала 14 века. Кирпичная готика северной Германии в 14 веке и ее отношение к зрелой готике других национальных школ.
5.1.3. Готическая архитектура Англии. Дерхемский собор и его место в истории формирования английской готики. Влияние позднероманской архитектуры Нормандии и ранней готики Иль-де-Франс на Англию во второй половине 12 века. Сложение английской версии раннеготического стиля и ее особенности в Уэльсе и Солсбери. Конструктивные, планировочные и декоративные особенности ранней готики в Англии и их варианты в первой половине 13 века. Типологические особенности готического соборного комплекса в Англии; залы капитулов. Французские влияния в первой половине столетия; Солсбери и Вестминистер. Продолжение иной, более самостоятельной линии в английской готике 13 века; Линкольн, Или, Эксетер. Формирование зрелого стиля в английской готике после 1230 года. Сложные своды и их значение для английской школы; особенности понимания массы и стены; специфика английского готического ордера. Соотношение этих качеств с влиянием французской готики в ее варианте после Пьера де Монтро. Йоркский собор. Основные черты так называемого декоративного стиля, складывающегося после 1290 года. Восточная часть собора в Уэльсе как образец этого стиля; развитие одновременно с ним перпендикулярной готики и ее триумф в архитектуре после 1330 года. Хор собора в Глостере и неф Кентербери. Результаты эволюции к середине 14 века. Отличительные черты зрелой готики Англии и ее особое значение для архитектуры поздней готики.
5.1.4. Готическая архитектура Италии. Начало готики в Италии под влиянием Франции: Сан Франческо в Ассизи. Самостоятельность готического развития в Италии 13 -14 веков и специфика региональных стилей. Продолжение французских влияний: Сан Фортунато в Тоди. Сьенский собор: особенности понимания пространства, массы, ордера. Фасадная декорация и проблема готического фасада в Италии. Собор Орвьето. Готическая архитектура Тосканы 13 века. Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и художественные особенности зрелой тосканской готики. Светская архитектура готики в Тоскане. Проблема общественного здания. Готическая архитектура Венеции. Сан Джованни э Паоло и Санта Мария Глориоза деи Фрари; особенности конструктивного и декоративного решения. Светская архитектура готики в Венеции; готический палаццо. Эмилия и ее школа от Сан Франческо до Сан Петронио. Отсутствие ярусно-иерархического понимания массы и ордера в итальянской готике. Романская и готическая архитектура Италии: черты преемственности. Нарастание французских влияний в итальянской готике второй половины 14 века: Сан Петронио в Болонье и Миланский собор. Несовершенство итальянского варианта французской готической конструкции в Миланском соборе и устойчивость ломбардской традиции.
5.1.5. Готическая архитектура в других странах. Интернациональное и национальное в готической архитектурной системе. Роль французской готики в распространении готических конструкций и стиля: магистральные и региональные явления в этом процессе. Смешанные и сложные варианты стилей: Страсбург, Нидерланды, Чехия. Способы упрощения готической архитектурной системы. Южные школы готической архитектуры: юг Франции, Испания. Северная готика: северная Германия, Скандинавия, балтийская готика. Периодизация истории готического стиля в провинциальных школах.
5.2. ГОТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА. Синтез искусств в готике. Общая характеристика готики как стиля в изобразительном искусстве. Проблема романской и византийской отстраненности от зрительного способа изображения и проблема готического натурализма. Изобразительное искусство готики: типология и общая иконографическая характеристика. Типологическая характеристика готической скульптуры: готический собор и возможные места для скульптурной декорации в соборе в зависимости от национальной школы. Другие виды скульптуры; мелкая пластика.
5.2.1. Готическая скульптура Франции. Романская традиция Бургундии и северной Франции в середине 12 века. Расширение иконографических программ и сложение композиции портала с фигурами на откосах. Королевский портал Шартра.
Характеристика основных стилистических групп больших статуй на откосах портала. Стиль главных фигур и стиль повествовательных композиций; натурализм в отдельном изображении и натурализм действия, сцены. Иконографическая программа Королевского портала. Ближайшие стилистические аналогии Шартра. Сенлис и Лан; старые части западного портала собора Нотр Дам. Начало зрелого стиля в готической скульптуре 13 века во Франции. Византийские влияния. Иконографический и стилистический анализ порталов трансепта Шартра; история развития зрелой готики на примере двух групп фигур на порталах трансепта. Иконографическое расширение программ зрелой готики: Амьен. Фасад Амьена как иконографическое целое. Стиль Амьена. Реймс: иконография и варианты стилистики. Античные влияния и "стандарт" готического натурализма. Развитие стиля в середине-второй половине 13 века: порталы Буржа и трансепта Нотр Дам. Поздняя группа скульптур в Реймсе. Скульптура раннего 14 века: готический натурализм и условность куртуазного стиля. Алтарная преграда Нотр Дам и порталы собора в Осерре. Мелкая пластика 14 века.
5.2.2. Готическая скульптура Германии. Изобразительное искусство Германии около 1200 года: византийские влияния, их роль в различных видах искусств.
Николай Верденский и работы мастеров его круга. Проникновение византинизмов в монументальную пластику: Хальберштадт и связанные с ним памятники. Византинизмы и антикизация на переходе от романского к готическому в Германии.
Ранние памятники немецкой готики в скульптур: Магдебург, Фрайберг. Программы скульптур Бамберга. Бамбергский леттнер как памятник переходного типа. Другие скульптуры Бамберга: проблема французских влияний и антикизации для немецкой готической скультптуры. Наумбургская пластика. Программы леттнера и хора. Стилистика: наумбургский мастер и проблема готического натурализма для немецкой скульптуры. Проблема портрета; повествовательный и физиогномический натурализм. Портальные программы ранней готики в Германии и их расширение под воздействием Франции. Иконографическая программа Страсбурга; особенное положение Эльзаса. Стилистическая эволюция последней четверти 13 века: Эрфурт и Страсбург. Движение и аффект как главные цели стиля. Готический натурализм и готическая условность в экспрессивной манере мастеров первой половины 14 века.
5.2.4. Готическая скульптура Англии. Романская традиция скульптуры в Англии и ее отношение к Франции. Ранняя готика в английской скульптуре. Скульптура собора в Уэльсе. Отражение высшей фазы готического стиля французской скульптуры в английской. Английские надгробия второй половины 13-14 веков от Дорчестерского рыцаря до королевских надгробий: история типологии и стилистики.
Скульптурная декорация собора в Эксетере и проблема иконографии западного фасада английского готического собора в 14 веке.
5.3. ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ. Общая характеристика искусства живописи в эпоху готики. Проблема стилистической эволюции искусства готики в ее отношении к живописи. Византийская условность, романский экспрессивный схематизм и готический натурализм. Иконографические свойства готической живописи; место живописи в готическом соборе; новые места для живописи в системе искусства готики. Типология готической живописи (миниатюра, алтарь, икона и станковая живопись, витраж, монументальная живопись) и ее зависимость от национальных школ; типологические изменения в искусстве живописи в ходе развития готики.
Проблема готического алтаря; створчатый алтарь как специфическое искусство готики, соединяющее работу скульптора и живописца. Вопросы синтеза искусств вготике в их отношении к живописи. Периодизация истории готичнской живописи.
Национальные школы в эпоху готики. Италия и Север: сравнительная характеристика развития живописи в 13 веке. Искусство готики за Альпами, искусство проторенессанса в Италии. Италия: нарастание византинизмов в итальянской живописи 13 века. Maniera byzantina. Общая характеристика итальянской живописи второй трети 13 века. Чимабуэ и Дуччо. Готика и византийская манера в искусстве Рима конца 13 века. Каваллини: проблема византийского, проторенессансного и готического в его искусстве. Джотто. Иконография и стиля капеллы делль Арена. Искусство Джотто (общая стилистическая характеристика).
Общая характеристика итальянской живописи первой половины 14 века; сиенская школа. Север: искусство витража. Иконография и стилистика раннеготического витража во Франции. Витражи Сен-Дени и их отношение к искусству времени аббата Сугерия. Книжная миниатюра и витраф во второй половине 12 века. Ранние витражи Шартра: иконография скульптурного фасада и иконография витража. Витражи Лана и Буржа. Витражи Сен-Шапель как характерный памятник середины 13 века. Эволюция искусства витража во второй половине 13 - начале 14 века: монументализация изображений и упрощение иконографии. Витражи Осерра и Эвре.
Книжная миниатюра Франции 13 века. Основные типы иллюстрированных рукописей. Новые принципы оформления листа и новые тексты для иллюстрирования. Программы иллюстрирования традиционных и новых текстов. Листовая миниатюра и инициал; маргинальные иллюстрации. Стилистическая характеристика. Движение от "византинизирующей" манеры начала 13 века к стилю зрелой готики. Изменения в стиле в начале 14 века. Итальянские влияния в искусстве Франции 14 века: значение открытий Джотто и Сиенского искусства для Севера. Авиньонская школа. Стилизация и натурализм как основы живописной манеры первой четверти 14 века; изменение их соотношения. Темы и сюжеты иллюстраций 14 века; иллюстрации к светской литературе: хронике, античным авторам, роману. Парижская школа во второй половине 14 века. Освобождение композиционных схем из-под канона византийской и раннеготической иконографии. Элементы портрета и пейзажа.
Зарождение портрета как самостоятельного жанра во второй половине 14 века.
Проблема искусства "интернациональной готики". Особенности национальных школ и общеевропейские стилистические тенденции во второй половине 14 века.
6. ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ.
6.0. ВВЕДЕНИЕ. Европейская культура 14-15 веков. Позднее средневековье: смысл термина и хронологические его границы для разных регионов. Средневековье и Возрождение в Италии, средневековье и 15 век как новая эпоха на севере. Историческая характеристика периода: главнейшие культурные центры, старые и новые. Церковь и папство, главные факты их позднесредневековой истории. Светская и церковная культура в образовании, философской мысли, в литературе этого времени. Образование: новые интересы, новые формы, отношение к античности. Философия: рационализм и мистика 14 века как две формы гибели высокой схоластики. Наука и философия на пороге Возрождения: начало гуманизма в Италии. Расхождение исторических путей Италии и севера: итальянский гуманизм и позднесредневековая философия и проповедническая культура Севера. Латинская литература 15 века и литература на новых языках. Самоосознание человека и выделение идеи личности из средневековой антропологии. Формы быта и стиль жизни позднего средневековья. Придворная культура. Пределы средневековья и категории, остающиеся от средневековья в будущем.
6.1. АРХИТЕКТУРА. Типология готического строительства в разных странах в середине 14-15 веках. Церковное строительство: планировочные, объемно-пространственные и декоративные решения поздней готики. Роль английской готики в сложении позднеготического архитектурного стиля. Английская готика "украшенного" стиля, начало перпендикулярной готики и "интернациональная готика".
Зальные церкви Германии. Позднеготическое отношение к стене и ордеру в Германии. Памятники 15 века: Ингольштадт, Аннаберг, Халле. Франция: памятники поздней готики в Руане и Иль-де Франсе. Переход к сложным сводам; капелла в Нуайоне как образец последнего стиля французской готики. Готика начала 16 века в Англии и Германии; "готика после готики". Готическое наследие в ренессансной и барочной архитектуре севера. Светская архитектура позднего средневековья: замок, общественное сооружение, частный дом. Вырождение готического стиля в набор декоративных приемов и сложение новой регулярной объемно-пространственной структуры в светском строительстве.
6.2. СКУЛЬПТУРА. Сближение различных национальных стилей после 1350 года: понятие "интернациональной готики" в изобразительном искусстве. Основные проблемы позднеготической скульптуры: отношение к человеческому телу и лицу, границы готического натурализма, характер движения, трактовка поверхности.
Виды и жанры позднеготической пластики, расцвет створчатого скульптурно-живописного алтаря, иконография готического надгробия. История стилей. Парлер и работы его круга. Слютер и бургундское искусство конца 14 - начала 15 века. "Колодец Моисея" в его иконографии и стиле. Поздняя готика в Бургундии и истоки "ars nova". Французская скульптура 15 века. Ганс Мульчер и немецкая скульптура этого времени. Поздняя готика в германских землях: Герхарт, Пахер, Штос, Рименшнайдер (общая характеристика). Готика, "ars nova", Ренессанс в 15 веке на севере.
6.3. ЖИВОПИСЬ. Старые и новые типы живописного произведения во второй половине 14 века. Проблема портрета; разрушение иконографического подхода к сюжету; утверждение самостоятельного интереса к жанровому началу, к пейзажу.
"Интернациональная готика" в европейской живописи около 1400 года. Стилистическая характеристика интернациональной готики; национальные школы. Позднеготическая книжная миниатюра: часослов маршала Бусико и "роскошный часослов герцога Беррийского" как лучшие образцы стиля. "Интернациональная готика" и будущее европейской живописи в Тоскане, северной Италии и за Альпами.
7. 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Искусство западноевропейского средневековья и античность.
Сложение средневековой культуры восточной и западной традиций на основе измененной, переосмысленной античной традиции. Специфика Запада; роль переселения народов. Античность для раннесредневековой культуры. Искусство западноевропейского средневековья и Византия. Постоянные обращения к античности начиная с каролингского искусства и роль Византии в этих поисках античного стиля. "Античные" и "византийские" ренессансы в средневековье: их хронология, их необходимость для средневековой традиции. Зрелое средневековье на Западе. Готика как высшая форма средневековья. Внутренняя двойственность и изменчивость готического стиля; последствия готики. Искусство западноевропейского средневековья и Возрождение. Наследие готики в искусстве Возрождения и нового времени.