Примерная программа дисциплины - ИСКУССТВО ИСЛАМА

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примерная программа дисциплины

ПРОГРАММА КУРСА

ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА 

Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории искусства
Москва, 1998 г.

Составитель - доцент кафедры всеобщей истории искусства, кандидат искусствоведения Е.А.Сердюк

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Основные регионы мусульманского мира. Возникновение и распространение культуры ислама в средние века, Новое и Новейшее время.

Особенности искусства стран Аравийского полуострова, Сирии, Ирака и Палестины, Египта и стран Магриба. Мавританское искусство в Испании. Искусство Ирана, государств Средней Азии. Искусство Турции и сопредельных стран. Основные периоды развития. Место мусульманского искусства в мировой культуре. История взаимодействия искусства Европы с искусством Ближнего и среднего Востока. Культура России и культура стран ислама.

Особенности и специфика архитектуры и искусства ислама. Виды культовых построек (мечеть, минарет, медресе, мавзолей) и светских (замок, дворецараван-сарай и др.), их специфика. Иерархия видов и жанров искусства в мусульманской традиции. Проблема изобразительности; Коран и хадисы об антропоморфных образах. Особенности и роль искусства каллиграфии, ее взаимодействие с изображениями. Важнейшие канонические почерки арабского письма: куфи, ( включая его листвичные и цветочные формы), насх, сульс, насталик, дивани и др. Ибн Мукла и его роль в развитии каллиграфического искусства.

Особенности книжного искусства в странах ислама. Книга в контексте мусульманской культуры. Приемы оформления книжных обложек и страниц. Организация труда в миниатюрных мастерских. Проблемы авторства в миниатюре.

Крупнейшие мыслители Ближнего и Среднего Востока о художественном творчестве.

Основные этапы изучения искусства ислама в западно-европейской и отечественной науке. Иван Щукин как собиратель и исследователь миниатюры.

Взаимодействие принципов мусульманского искусства и архитектуры с другими культурными традициями Востока в Южной и Юго-восточной Азии.

Тенденции ориентализма и искусство Ближнего и Среднего востока.


ИСКУССТВО АРАБСКИХ СТРАН И ЕГИПТА

ВВЕДЕНИЕ. Древнейшие художественные традиции Аравии. Минейское и Сабейское царство, государство набатеев. Специфика культуры кочевых народов, роль устной литературной традиции. Древняя городская архитектура Южной Аравии (в частности, Йемена) и ее отображение в сохранившихся постройках в Сане (мечеть аль-Кабир (670-е гг) с барельефами предположительно из замка Гумдан 2-8 вв. и минаретами, жилая архитектура с ее традициями многоэтажности и полихромии фасадов, отделанных лепниной). Мечеть Джанадиа (632) близ Таиза и традиции древнего зодчества в ее решении.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.

Художественнпая культура в контексте возникновения ислама. Святыни Мекки. Святилище Каабы (608, отстроено после пожара в 684). Хиджра (622 г.). Дом Мохаммада в Медине как первое молитвенное помещение. Понятие о киблеее перенос из Иерусалима в Мекку. Зарождение архитектурной формы михраба.

ИСКУССТВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ОМЕЙЯДОВ (7-8 ВВ). Сирия, Ирак, Палестина.

Арабская экспансия 7-8 вв. Особенности развития арабской культуры на территории бывших византийских провинций.

 Мечеть Омейядов в Дамаске (706-715). Формы базилики и дворовой (колонной) мечети. Мозаики. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме (нач. 8 в.) . Мечеть Скалы (Купол Скалы) 687-691 в Иерусалиме как образец центрально-купольной постройки. Мозаики.

Архитектура, декор, монументальные росписи замков: Мшатта (первая пол 8 в.) в Иордании, Каср аль-Хайр (западный) (8 в.) близ Пальмиры (Сирия), Хирбат аль-Мафджар (сер. 8 в. ) близ Иерихона (Иордания), Куссейр Амра (первая четверть 8 в., Иордания) .

Бронзовые изделия и текстильное искусство эпохи Омейядов.

ИСКУССТВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ АББАСИДОВ ( 8-10 ВВ.) И РАЗВИТИ ЕГО ТРАДИЦИЙ В 11-14 ВВ.

Градостроительные характеристики Багдада (построен в 762-766) и Самарры (столица в 836-892). Дворец-замок Ухайдир (втор. пол. 8 в.) близ Кербелы. Дворец Балкувара (9в.) в Самарре. Декоративные стуковые панно, росписи. Формирование принципов мусульманской орнаментики. Понятие об арабеске. Проблема стилистической взаимосвязи с изобразительным искусством сасанидского Ирана. Мечеть Мутаваккиля  с минаретом аль-Мальвия.

 Распад арабского халифата в к. 9 в., как мировой державы и продолжение развития его курных традиций в 10-13 вв. в Ираке, Сирии, Месопотамии и других странах на бывших территориях халифата. Развитие городской среды Багдада и Дамаска. Ворота Талисмана в Багдаде (1221)

 Большая мечеть в Халебе (Алеппо) (осн. в 8 в.) с минаретом к.11в.

Мавзолеи в Дамаске (Нур ат-дина - 1167) и Багдаде (Зубайды -13 в и Омара ас-Сухраварди - 13 в). Развитие айванной композиции в архитектуре медресе.

 Крепостная архитектура. Цитадель в Алеппо (11-13 в). Эволюция архитектурного декора.

 Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи.

 Сирийская школа. Проблема взаимодействия с традициями византийской живописи. “Фармакология” Диоскорида 1229 , “Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего” (1я пол. 13 в.), “Калила и Димна” 1200-1220.

 Багдадская (иракская, арабо-месопотамская) школа. “Книга песен” 1218-1219, “Послания братьев чистоты” 1287, “Макамыаль-Харири из собраний Парижа (1237, художник Яхъя ибн Махмуда аль Васити) и из Санкт-Петербурга (1225-35).

 Джунайд ас-Султани (Багдади) и развитие пространственности в его миниатюрах к  в рукописи “Хамсэ” Низами 1396 г.

 Художественное ремесло Сирии и Ирака 9-13 вв. Развитие техники люстровой керамики и художественного стекла. Художественный металл.

 

 ЕГИПЕТ

Специфика развития средневекового арабского искусства в Африке. Коптские традиции. Мечеть Амра (641, расширена в 673г Фустате и Большая мечеть ибн-Тулуна 876-879 с минаретами как примеры развития колонного типа мечети в Египте.  Нилометр (сер. 9 в.) на острове Рода близ Фустата. Градостроительное решение Каира (осн. в 969). Дальнейшее усиление Каира как крупнейшей столицы мусульманского мира после разрушения Багдада в 13 в. монголами. Городские ворота 11 века: Баб ан-Наср, Баб аз-Зувайла. Архитектурный декор: резной деревянный фриз из дворца Фатимидов 11 в.

Мечеть аль-Азхар (970-972). Мечеть ал-Хакима(990-1113) с минаретами, перестроенными в 1010 г. Мечеть ал-Акмар (1125).

 Развитие архитектурной формы и декора в период господства мамлюкских династий в 13-14 вв. Мавзолей имама аш-Шафии. Комплекс мавзолея султана Калауна. Своеобразие формы минарета в Египте. Ансамбль мечети султана Хасана в Каире 1356-1363 как апофеоз айванного типа. Мечеть султана Баркука 1384-86.

Мечети в городской среде Каира 13-14 вв.

 Развитие типа небольшой центрической постройки в ансамбле мавзолеев Мамлюков под Каиром.

Миниатюра. Коран Аргун-шаха и миниатюры в рукописи “Макамов” аль Харири 1334 г.

Изделия из хрусталя.

Коптские традиции в текстильном искусстве.

Люстровая керамика. 


 СТРАНЫ МАГРИБА И МАВРИТАНСКАЯ ИСПАНИЯ

Алжир, Тунис и Марокко в составе арабского халифата; предшествующие художественные традиции на территории стран Северной Африки.

 Мечеть Сиди-Окбы (9 в.) в Кайруане; своеобразие трактовки колонного типа мечети в Магрибе. Характерная трактовка формы арки в Магрибе. Мечеть Хасана в Рабате (к.12 в.). Мечеть Кутубия в Марракеше (12 в.).

 Сложение типа небольшого медресе в Марокко. Медресе Аттарин и медресе Бу Ананиа в Фесе (оба 14 в.).

Городские ворота Рабата.

 Дворцовые и крепостные постройки. Дворец Каср аль-Кадим  (нач. 9 в.лиз Кайруана. Дворец в Седрате (10-11 вв.)

Сведения о миниатюрной живописи в странах Магриба. Магрибинские модификации в каллиграфии.

Декоративно-прикладное искусство: изделия из металла, резьба по дереву, керамика.

 ИСПАНИЯ. Присоединение Испании в 711 г. к Багдадскому халифату и основание в сер. 8 в. Кордовского эмирата. Характеристика городской культуры Кордовы. Соборная мечеть в Кордове ( осн. в 785, закончена в 10 в.)

 Новая волна арабских завоеваний Пиренейского полуострова в сер. 12 в. Минарет Ла Хиральда в Севилье (12 в.) Воздействие традиций мавританской архитектуры на постройки других конфессий (синагога Санта Мария ла Бланка в Толедо 13 в., башня замка Сан Сальвадор 13 в.).

 Культура Гранадского эмирата. Архитектурный ансамбль Гранады и замок Альгамбра (13-15 вв., осн. сооружения - 14 в).

Расцвет художественных ремесел. Альгамбрские вазы. Валенсийские фаянсы. Мавританские ткани.

Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого и формирование стиля мудехар , его перспективы в истории архитектуры. 

ИСКУССТВО МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ИНДИИ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ВОСТОКА.

   Индийское искусство 13-15 вв. Делийский султанат; туглакиды и их архитектура. Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). Туглакабад и его мавзолеи ( в частн., гробница Рияз-ат-дина Туглака (ок. 1325)).

Специфика индийского искусства эпохи великих Моголов. Мавзолеи Шер-шаха (1540-45), Хумаюна (1572).

 Градостроительный ансамбль Агры . Агра-форт, Тадж-махал(1629) Жемчужная мечеть(1648) в Агре и мавзолей Итимад ут-Дауда(1622-28). Градостроительный ансамбль Фатехпур Сикри (1569-72) и его постройки. Красный форт и Джума-мечеть в Дели. Особенности трактовки архитектурной формы и декора в мусульманской Индии.

 Миниатюрная живопись при могольском дворе. Бабур-намэ и Акбар-намэ (обе- к.16 в.). Развитие портрета в миниатюре. Миниатюра на слоновой кости.

 Декоративно-прикладное искусство. Инкрустации, резной камень, ювелирное искусство, текстиль. Проблема автохтонных традиций и мусульманских канонов в костюме. Кашмирские шали и история их имитации в Европе.


ИСКУССТВО ИРАНА

И ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

ИСКУССТВО 7-15 ВВ.

 Древнеперсидское наследие и культура Ирана средних веков. Традиции культуры Ахеменидов, Селевкидов, Парфянского царства и Сасанидов (3-7 вв. н.э.). Завоевание Ирана в 7 в. арабами и его культура в составе культуры арабского халифата.

 Мусульманская культура в государстве Буидов. Персидская культура и государство Саманидов со столицей в Бухаре. Территории Ирана в составе государства Сельджукидов и проблема  дальнейших взаимодействий с культурой Турции. Монгольское вторжение и культура Персии.

 Градостроительство; типы шахристана и рабада.

 Мечеть Тарик-ханэ(775) в Дамгане, мечеть в Наине (960); особенности трактовки арабского дворового(колонного) типа в персидской архитектуре мечетей. Особенности трактовки айванного типа (“мечеть-айван”, напр. мечеть в Нейризе 10 в и четырехайванная мечеть) и наследие конструкции зороастрийского чортака в “мечетях-киосках”. Джума-мечеть (9 в., перестройки 11-12 и 14-16 вв.) в Исфахане - айванный тип с колонными залами. Купольные мечети 12 в. Мечети в Верамине (первая четв. 14 в.), Кермане (1349).

   Тип персидского минарета 11 и 12 вв., особенности его декорации. Минареты в Бистаме, Йезде, Исфахане. Развитие типа пиштака.

 Персидские мавзолеи, разработка этого архитектурного типа в свете культа имамов. Шиизм и суннизм; их проблематика в контексте истории материальной культуры. Основные типы мавзолеев - башенные и купольные. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (14 в) и Серахсе. Версии происхождения башенного типа. Башня Кабуса близ Горгана (1006-1007). Мавзолей в Рее (12-н.13 в.). Шатровые мавзолеи 13-14 вв в Куме. Мавзолеи в Бистаме и Радкане.

 Архитектурный декор: резьба по стуку и распространение цветной изразцовой облицовки с 14 в. Стуковые панно из мавзолея в Хамадане 14 в. Резные алебастровые михрабы 13-14 вв. Постройки 13-14 вв. в Йезде.

 Мавзолей Олджейту(1305-1313) в Султание (мастер Ходжи Али Шах из Тебриза). Гробница имама Резы в Мешхеде (15 в.). Мечеть Гаухар-Шад нач.15 в. Взаимодействие архитектуры Персии с образцами зодчества и градостроительства Самарканда и др. городов Средней Азии.

 Архитектура Бухары. Мавзолей Саманидов 10 в.

 Архитектурные памятники Хивы.

 Мавзолеи 11-12 вв. в Ургенче.

 Образование государства Тимура со столицей в Самарканде. Градостроительное решение Самарканда при Тимуре. Площадь Регистан и медресе Улуг-бека. Соборная мечеть Биби-Ханум(1399-1404) и мавзолей Гур-Эмир(1405). Ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде (14-16 вв.). Эволюция архитектуры и изразцового декора. 

 Стуковые рельефы и монументальная живопись. Археологические находки из Нишапура 9-10 вв. Резное стуковое панно из музея искусств в Филадельфии 12 в. и панно из Рея 12 в. Стуковые горельефные изображения знатных воинов 12-13 вв. Фриз из Савы 12-13 вв. Проблема соотношения антропоморфных, эпиграфических и декоративно-геометрических мотивов. Рельефы и настенная живопись 11 в. из дворца Газневидов в Лашкар-и-Базаре.

Письменные источники о росписях дворцовых и жилых покоев в Иране и Средней Азии.

 Композиционные принципы иранских изразцов. Изразцовые михрабы и поверхности в декоративной композиции мечети, минарета, мавзолея, дворцового помещения. Орнаментально-геометрические и сюжетные изразцы; области их применения. Люстр в изразцах.

 РАЗВИТИЕ МИНИАТЮРЫ ДО СЕФЕВИДСКОГО ВРЕМЕНИ.

Сведения о наиболее ранних памятниках персидской миниатюры. “Книга изображения постоянных созвездий” Абд-ар-Рахмана ас-Суфи к. 11 в.

ТЕБРИЗ. Хулагуиды и “монгольский стиль” при Ильхане Ахмаде (1282-84) и его преемниках в к. 13 - нач. 14 вв.. “Бестиарий” ибн-Бактишу 1298, “Всеобщая история” Рашид ад-Дина 1314 г., “История древних народов” Бируни (1307-1308), “Калила и Димна” 1360-1374. Так наз. демоттовский экземпляр “Шах-намэ” 1330-1336 гг. Проблема взаимодействия с китайским наследием.

ШИРАЗ. 14 в.: наследие древне-персидских традиций. Взаимосвязь стилистики стенописей и рельефов с художественным языком ширазских миниатюр. Рукописи “Шах-намэ” Фирдоуси 1330 г. из музея Топкапы в Стамбуле, 1333 г. из библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и фрагменты манускрипта “Научная антология” Мохаммада Бадра Джаджарни (1341).

“Калила и Димна” 1333 г. Иллюстрации к рукописям “Шах-намэ” Фирдоуси 1341 г.,1325-35, 1370, 1393. Эволюция выбора и трактовки классического корпуса сюжетов. “Шашиншах-намэ” 1397. Пейзажные илюстрации к “Антологии поэзии” 1398 г. и концепция пейзажа в мусульманском искусстве. “ХамсэАмира Хусрау Дихлави к. 14 в. (Ташкент). “Антология” Искандар-Султана 1410-1411 из Британского музея. Миниатюрная живопись при Тимуридах на юге Ирана: “Антология” Искандар-Султана 1410 из Лиссабона, “Шах-намэ” султана Ибрахима (между 1425 и 1435 г.), “Антология” Байсонкура 1420 г., “Калила и Димна” 1410-1420. “Шах-намэ” султана Ибрагима ок.1435. “Шах-намэок. 1444 (Кливленд), “Кавар-намэибн-Хуссейна (ок.1480), “Шах-намэ” 15 в. из библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

 Вхождение Шираза в 1460-х-1502 г состав государства Ак-Коюнлу. Западно-иранский (“туркменский”) стиль того времени. “Хамсэ” Низами 1450-60 гг., “Шах-намэ” 1486 г. (Британский музей), “Хавар-намэ” 1476-87гг. и феномен антропоморфного воплощения персонажей мусульманского пантеона.

ГЕРАТ. Расцвет живописи в столичном тимуридском Герате в 15 в. “Шахнамэ”1430 Байсонкура. “Хамсэ” Низами 1431 из Эрмитажа. “Шах-намэ” 1440 (частное собрание, Лондон) и “Шах-намэ” 1444 (Кливленд, музей искусства). “Калила и ДимнаБайсонкура 1430 г. из музея Топкапы в Стамбуле. 

 Камал ат-Дин Бехзад и его иллюстрации в “Бустане” Саади (Каир), “Хамсэ” Низами (Британский музей, ок. 1493), “Хамсэ” Низами (1494), “Зафар-намэ” (Балтимор), “Лейла и МеджнунАмира Хусрау Дихлави, портреты (портрет султана Байсонкура).

 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛЯ ИЗ МЕТАЛЛА. “Пост-сасанидское серебро”. Бронзовые изделия 11-13 вв. Центры: Герат, Мерв, Нишапур, Систан. Эпиграфические и зооморфные мотивы. Т. наз. “котелок Бобринского”.

КЕРАМИКА. Нишапурская керамика 9-10 вв и аналогии с керамикой Афрасиаба (близ Самарканда). Расцвет керамики в 11-13 вв. (сельджукидский период); керамика “монгольского стиля” и сине-белая. Китайские технологии и декоративные принципы в Персии. Распространение люстровых роосписей. Сложение типа керамики минаи”.  Центры керамического производства в Рее, Кашане, Султанабаде. 

ТКАНИ. Орнаментика, изобразительные мотивы. Воздействие на текстильное искусство Запада. Центры: Йезд, Керман.

ИСКУССТВО 16-17 вв.

Характеристика культурной жизни при Сефевидах.

 Архитектура и градостроительство. Застройка Исфахана. Площадь Майдан-и-шах: Большая шахская мечеть, мечеть Лутфаллы (обе - нач. 17 в), дворец Али-Капу и базары. Дворец Чихиль-Сутун (1590), его декоративное оформление. Скульптура фонтана. Медресе Мадар-и-шах (начало 18 в.). Мосты Исфахана сефевидского времени. Крепостная архитектура Йезда и других средневековых иранских городов.

 

 Мииатюра. Взаимодействие миниатюры сефевидов, османской Турции, Великих Моголов и ханства узбеков Шебайни.

 Центры сефевидской миниатюры.

 ТЕБРИЗСКАЯ ШКОЛА и деятельность в ней Бехзада и других крупных художников: Мир-Сайид-Али, Султана Мухаммада. “Хамсэ” Низами 1539-1543 гг. “Хамсэ “ Низами 1525 и 1584.”Жизнь Тимура” 1529. “Диван” Алишера Навои 1526 г.

 Перенос столицы в Казвин в 1548 г. Развитие казвинской и мешхедской школы.

 КАЗВИН. “Антология “ Джами ок. 1570 г., “Диван” Хафиза с живописью Сам Мирзы (ок. 1533). Низами. “Хосров и Ширин” ок. 1540. Развитие однофигурных портретных композиций на отдельных листах.

 МЕШХЕД. Расцвет мешхедской школы в середине 16 в. при Ибрахиме-мирзе. Джами: “Семь престолов” 1556-65 гг. и “Золотая цепь” (Музей искусства Востока, Москва).

 ШИРАЗ. “Хамсэ” Низами 1532-42гг. (Эрмитаж) и 1543 г. (Ленинграское отдление ИВАН), 1548 г. (галерея Фрир, Вашингтон). “Шах-намэнач. 16 в. (Москва, Музей искусства Востока). “Хамсэ” Низами 1560 из Национальной библиотеки в Париже. Джами: “Юсуф и Зулейха( 50-60 гг. 16 в.). “Жизнь животных” Газвини (1545, Дублин). Сочинения Хусайна Байкара 1560 г.(Национальная Библиотека , Париж) и 1552 г. (Оксфорд). Произведения Саади 1568 г. (Париж). “Хамсэ” Низами. 1584, Филадельфия, музей Пенсильванского университета.

Шах-намэ” Фирдоуси 1590-95 гг. и 1604 г. Проблема развития стиля в сефевидской миниатюре Шираза.

 ИСФАХАН. Перенос столицы Аббасом I в Исфахан в 1598 г. и сложение исфаханской школы миниатюры. Творчество Риза -Аббаси (раб.в 1593- 1635 гг.) и развитие портрета.

БУХАРА и провинциальные школы.

 

 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Текстильное искусство. Центры: Исфахан, Кашан, Йезд. Орнаментика и техника персидской парчи. Ковры. Их эволюция, основые композиционные типы: медальонные, вазовые; сюжетные разновидности: садовые, охотничьи, звериные и т.д. Молельные ковры.

 Керамика.

 Лаковая живопись по дереву и папье-маше.

 


  

   ИСКУССТВО ТУРЦИИ

 Общая характеристика искусства тюркского круга. Традиции других регионов мусульманской культуры в османской Турции. Взаимодействие материальной и духовной культуры Турции с культурой Восточной Европы и, в частности, России.

 Традиции древней культуры на территории Турции.

 ИСКУССТВО ТУРОК-СЕЛЬДЖУКОВ В 11-14 ВВ.(1077-1307).Территории распространения сельджукской культуры: Анатолия (ныне терр. Румынии) со столицей Эрзерум, районы Персии, Месопотамии, берега Черного моря.

 Купольные гробницы в Эрзеруме 11-12 вв. и традиции кочевой архитектуры в них.

 Мосты и крепостные сооружения сельджуков. Крепость Зазадин-хан в Конъе.

 ИСКУССТВО КОНЦА 14 -КОНЦА 15 вв. Традиции кочевой культуры, сельджукское наследие и проникновение элементов арабской и персидской культуры к османскому двору. Образование османского государства в 1299 г. и проблема взаимодействия с античными и византийскими памятниками на территории бывших византийских провинций в городах Изнике, Бурсе и др.

 Развитие традиции дамасской мечети в мечети Диярбакра (1091) и в мечети в Дивриджи (1180). Мечеть Алаэддина в Конъе (1135-1220). Сложение и развитие центрического типа мечети с порталом и двумя минаретами. Мечети Дунайшира (1204) и Мардина (к. 12 в). Своеобразие трактовки центрического типа в Турции. Мечеть Арсланхана в Анкаре и ее михраб (ок. 1289). Медресе Джелаладдина Каратая 1251 г. в Конъе.

 Инже-минаре  (1258) в Конъе и поздне-сельджукские традиции в искусстве османской империи. Специфика резьбы по камню в Турции. Чифте минаре в Эрзеруме. Гёк медресе в СивасеКёшк медресе в Кайсери.

 Ешиль-Тюрбе (гробница Мехмеда I) 1413-24 в Бурсе; ее михраб и изразцовый декор.

 Мечеть Улу-Джами в Бурсе 1395.

 Взятие Константинополя Мехмедом II и судьбы культурного наследия. Переселение в Стамбул греческих, армянских и др. ремесленников. Отношение турок к сохранившимся античным и византийским памятникам. Проблема антропоморфных изображений.

 Градостроительные характеристики Стамбула. Дворцовый комплекс Топ-Капы на площади акрополя. Рынки, бани, караван-сараи.

 София Константинопольская и ее превращение в мечеть. Переделки ее интерьера. Минареты. Мечеть Фатих (1463-70) как первый пример османской мечети.

   Миниатюра. Собирание так наз. Стамбульских альбомов и их состав. Становление турецкой миниатюры в 15 в. Художник Синан-бей и его миниатюрный портрет Мехмеда II.

ИСКУССТВО 16 В. Расширение территории османской Турции. Рост городов. Мечеть Баязида II (1507).

 Творческий путь Синана (р. 1489). Мечети Шах-задэ (1548) и Сулеймание (1556) в Стамбуле, мечеть Селимие в Эдирне (1574). Мавзолей султана Сулеймана. Базар Тирьяки и бани Хассеки в Стамбуле. Рынок Али-паша в Эдирне.

 Миниатюра. Образование в 16 в. единой миниатюрной мастерской в Стамбуле и ее состав. Наследие Стамбульских альбомов. Развитие портрета: портрет Селима II. “Описание стоянок войны султана Сулеймана с Ираком” 1537 г. и сложение жанра “топографической” миниатюры. “Цветы истории” 1583. “Книга об искусстве” 1550-1590 с миниатюрами кисти Османа. Характеристика турецкой каллиграфии 16-17 вв. Каллиграф Касим Губари.

 

 ИСКУССТВО 17 В.

 Архитектура. Развитие традиций Синана. Творчество Мехмеда-ага (1540-1620). Ансамбль Голубой мечети (Ахмедие) (1609-1614). Мечети Ени-джами и Чинили-Джами. Продолжение строительства дворца Топ-капы.

 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

 Керамика. Развитие изникской школы в 16 в. Развитие колорита росписей сосудов и изразцов. Своеобразие турецкой орнаментики. Основные направления экспорта турецкой керамики и изразцов. Их эволюция в 17 в.

 Художественный металл, оружие и ювелирные изделия. Центры: Стамбул, Эрзерум, Трабзон.

 Текстиль.  Ткачество и ковроделие, их центры: Изник, Бурса, Стамбул, Ушак и др. Костюм османского времени. Турецкий ковер: звездчатая и медельонная схемы композиции. Колорит, особенности линеарного строя. Ковры типа “ладик”, “Гольбейн”.

 Развитие искусства Турции в 18 в. и европейские веяния.

 БИБЛИОГРАФИЯ ПО ИСКУССТВУ ИСЛАМА

1.      Акимушкин, О.Ф., Иванов А.А. Персидские миниатюры 14-17 вв. М., 1968.

2.      Альбом индийских и персидских миниатюр 16-18 вв. Вступительные статьи А.А.Иванова, Т.В.Грек и О.Ф. Акимушкина. М., 1962.

3.      Ашрафи, Мукаддима. Миниатюры 16 века в списках произведений Джами из собраний СССР.., 1962.

4.      Бакланов, Н.Г. Герих. Геометрический орнамент средней Азии и методы его построения. “Советская археология”. Т.9, М.-Л., 1947Ю с.101-120.

5.      Веймарн, Б., Каптерева, Т., Подольский, А. Искусство арабских народов (средневековый период) М., 1960.

6.      Денике, Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л., 1939.

7.      Додхудоева Л.А. Каталог художественно оформленных восточных рукописей Академии наук Таджикской ССР. Душанбе, 1986.

8.      Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. 1596-97/1005. Введение, перевод и комментарии проф. Б.Н. Заходера. М.-Л., 1947.

9.      Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского.

10. Миллер, Ю. Искусство Турции. М.-Л., 1965.

11. Миллер, Ю. Художественная керамика Турции. Л., 1972.

12. Миниатюры к “Хамсэ” Низами. Сост. и автор предисловия Ф. Сулейманова. Ташкент, 1985.

13. Персидские миниатюры 14-17 вв. Вступ. Статья О.Ф.Акимушкина и А.А.Иванова. М., 1968.

14. Пугаченкова., Ремпель, Л.И. История искусства Узбекистана с древнейших времен до середины 19 века. М.,1965.

15. Ремпель, Л.И. Искусство Руси и Восток как историко-культурная и художественная проблема. Ташкент, 1969.

16. Сазонова, Н.В. Искусство Ирана. М.. 1994.

17. Среднеазиатские миниатюры 16-18 вв. Вступительная статья Н.В.Дьяконовой. М., 1964.

18. Каптерева, Т.П.. Искусство Магриба.

19. Шукуров, Ш.М. “Шах-намэ” Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М., 1983..

20. Шукуров, Ш.М. Искусство Ирана.

21. Arnold, Th.W. Painting in Islam. Oxford, 1928,2nd ed. New York, 1965.

22. Atil, E. The age of Sultan Suleiman the Magnificent. Washington, the National Gallery of Art, Washington, 1986.

23. Atil, E. “The Brush of the Masters”, Drawing from Iran and India. Freer Gallery of Art, Washington, 1978.

24. Barret, Douglas. Islamic Metalworks in the British Museum. London. 1949.

25. Brand, M., Lowry, G. Akbar’s India. London, 1986.

26. Creswell, K.A.C. A Bibliography of the Architecture, Arts and Crafts of Islam. Cairo, 1973.

27. Diez, E. Islamische Kunst. West Berlin, 1964.

28. Dilley, Arthur Urbane. Oriental Rugs and Carpets. Philadelphia - New York, 1959.

29. Erdmann, Kurt. Oriental carpets.New York, 1960.

30. Ettinghausen, Richard. Arabische Malerei. Skira, Geneva, 1962.

31. Gray, Basil. La penture Persane. Skira, Geneve, 1961.

32. Hill, Derek, Grabar, Oleg. Islamic architecture and its decoration, AD 800-150. Chicago, 1964.

33. Hillenbrand, Robert. Islamic architecture. Form, function and meaning.Edinburgh, 1994.

34. Kuhnel, E. Die Arbeske: Sinn and Wandlung eines Ornaments. Wiesbaden, 1948.

35. Lane, Arthur. Early islamic pottery, Late Islamic pottery. London, 1958, 1959.

36. May, Florence L. Silk Textiles of Spain (8 to 15th cent.).

37. Pugachenkova, G.A. The Art of Central Asia. Leningrad, 1988.

38. Robinson, B.W. Islamic Painting and the Art of the Book. London, 1976.

39. Stchoukine, Ivan. Les peintures des manuscrit Timurides. Paris, 1954.

40. Titley, N. Miniatutes from Persian Manuscripts, a Catalogue in the British Library and Museum. London, 1977.