[Материалы для студентов-искусствоведов]
О культуре Северной Индии середины 2-го - середины 1-го тыс. до н. э. позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в середине 1-го тыс. до н. э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны. Этот принцип расселения в городе сохранялся в Индии вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного сохранения в Индии художественных традиций было существование с глубокой древности цеховых строительных организаций-"шрени" (закрепленных кастовой системой) и единой системы канонов и правил строительного дела и прикладного искусства - "Шилпашастры".
Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья (4-2 вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов (дворец царя Ашоки в Паталипутре, 3 в. до н. э.) и других сооружений.
Распространение буддизма при Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое строительство храмов - чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие "вихару" (квадратный в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-стамбха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа Ї 1 в Санчи (3-2 вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченный в горах Барабара (3 в. до н. э.). Характерные памятники скульптуры эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель", около 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник; вероятно, 2 в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.
Во 2-1 вв. до н. э. наивысшего расцвета искусство Индии достигает в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере Индии К этому времени относятся крупные комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение - чайтья в Карли (1 в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей утверждения жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхархуте (2 в. до н. э.) и воротах ступы Ї 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н. э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные.
В первых веках н. э. на С.-З. Индии существовало Кушанское царство, с которым было связано искусство школы Матхуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений Будды.
С образованием в северном и центральном районах Индии мощного государства Гуптов (4-6 вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм Ї 17, 5 в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе - 5 в.).
Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 вв.; Раштракутов, 8-10 вв.), юга (Паллавов, расцвет в 7 в., существовало по 9 в.) и севера Индии (Харши, 7 в.). Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствовавших идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм.
Около 6 в. появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских. Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 в. до н. э. - 7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль.
Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики.
Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).
В 6-7 вв. определились 2 основных типа наземного храма: северный (индоарийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем завершение - "шикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных - шикхара параболических очертаний с диском-"амалака" наверху.
Принципы храмовой архитектуры Южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама.
В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы-"ратхи" - прототипы святилища и надвратной башни-"гопурам" южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры - гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (7 в.).
В Канчипураме был сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 в.), который лег в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для молящихся - "мантапам".
Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (середин. 8 в.). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.
Начиная с 10-11 вв., с укреплением феодализма в Индии, быстро растут города, развёртывается храмовое строительство. Градостроительство и архитектура этого времени развивались, следуя в основном принципам, изложенным в "Шилпашастре". Гражданские постройки не сохранились, так как они сооружались главным образом из недолговечных материалов - дерева, кирпича, тростника, глины и т. д. Архитектура храмов становится более пышной и декоративной, объёмно-пространственные композиции более сложными, планы более вычурными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимает декоративный характер.
В 10-13 вв. в столицах различных государств Индии возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архитектурных школ. Храмы Орпссы, ярко выраженного северного типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архитектурных объёмов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди которых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц, музыкантов у храма бога Солнца Шурья в Конараке, середина 13 в.).
Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к северному типу (Кандарья Махадео, около 1000), характерны: компактность композиции (достигнутая слиянием архитектурных объёмов), обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутренних поверхностей стен. Храмы Майсура (Ченна Кесава в Белуре, Хойсалешвара в Халебиде; оба - 12 в.), с сильно подчёркнутыми горизонтальными членениями, отличаются высоким качеством исполнения ювелирно-тонкого резного декора.
В Южной Индии в 10-11 вв. сооружались храмы [Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, 11 в.], в которых архитектурная композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в 8 в. в Канчипураме, получает своё завершение: шикхара обретает чёткость силуэта; декор, сдержанный и пластичный, строго подчиняется архитектонике здания.
На юге Индии в 10-12 вв. распространяется бронзовая пластика. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы в виде многорукого Натараджана - бога танца.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ПЕРИОД
Завоевание Северной Индии в конце 12 - начале 13 вв. мусульманскими феодалами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока; господствующей религией стал ислам. В Индии утвердились иные конструктивные элементы (арки, купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло строительство дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры н живописи, так как религиозные требования ислама препятствовали изображению живых существ. В декоративно-прикладном искусстве стали развиваться преимущественно растительные и геометрические орнаменты. В период укрепления Делийского султаната (начало 13 - середина 14 вв.) были возведены мечеть Кувват-уль-Ислам (начата в 1193) с минаретом Кутб-Минар в Дели, сохранившим черты индийского зодчества (пластичность архитектурных масс, использование традиционного местного орнамента), а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все - 14 в.), ныне на территории Дели, Даулатабад (14 в.) в Декане. С распадом Делийского султаната художественные силы страны рассредоточились по отдельным феодальным государствам. В султанате Гуджарат на основе местных традиций деревянного гражданского и каменного храмового зодчества были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, около 1515). В Бенгалии возникли своеобразные постройки, в которых использовался опыт кирпичного и бамбукового зодчества с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандуе, около 1360).
В государствах Декана в 14-17 вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инженерные достижения мусульманской архитектуры с местными архитектурными традициями (мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре).
С образованием империи Великих Моголов (1526) искусство Индии переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при Акбаре. Во времена его правления (1556-1605) были созданы замечательные образцы градостроительного и фортификационного искусства: крепость в Агре, город-крепость Фатих-пур-Сикри (1569-84), сохранившийся в том виде, в котором был задуман; форты в Аджмере (1570) и Аллахабаде (Илахабад). Складывается классический тип центрально-купольного мавзолея, окруженного регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели, 1565). При Шах-Джахане (17 в.) в архитектуре нарастает декоративность, усиливается стремление к роскоши, излюбленным материалом становится мрамор, нередко инкрустированный самоцветами. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре.
Чертами наступившего упадка (безвкусица, отсутствие новых творческих замыслов) отмечены могольские постройки 18 в. (гробница Сафдарджанга в Дели, 1745-53). На высоком уровне продолжало развиваться искусство Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт каменного крепостного строительства сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, 16 в.; Датии, 17 в.; Удайпура, 16-18 вв., и др.), для которых характерен контраст массивных нижних этажей и "ажурных" верхних, с павильончиками, куполами и шпилями. Столица Раджастхана Джайпур(основана в 1728) с регулярной планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Главное средство достижения художественной цельности застройки Джайпура - применение одних и тех же форм карниза, арки, купола, эркера. В городах Раджастхана на фасадах и в интерьерах домов встречаются росписи (нередко минеральными красками по сухой штукатурке) с изображениями бытовых мотивов и сцен сражений.
В период господства мусульманских феодалов в Северной Индии традиционные храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем Ю., где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с надвратными башнями - "гопурам", покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город, включавший дворы с многоколонными открытыми галереями - мантапам и бассейнами для омовений (храмовые комплексы в Чидамбараме, Рамешвараме, Мадураи и др.). К колоннам в мантапам нередко пристраивали огромные изваяния вздыбленных коней и фантастических фигур.
В средневековый период в Индии развитие получила миниатюрная живопись. Среди ранних школ индийской миниатюры известна гуджаратская школа (11-16 вв.). Будучи главным образом иллюстрациями религиозных книг джайнов, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным, стилизованным изображением человеческих фигур, локальными красками.
В 16 в. возникла могольская школа миниатюры, в которой проявилось стремление к достоверности изображения, контрастирующее с традиционной плоскостностью и декоративизмом; распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры. Многие традиции могольской школы миниатюры восприняла деканская школа, процветавшая в 16-17 вв.
С середины 16 в. развивается школа миниатюры Раджастхана, а позже школа Пахари (условно объединяемые некоторыми исследователями в раджпутскую школу миниатюры). Религиозно-мифологические по тематике миниатюры обеих школ (более условные, чем могольские) отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирической проникновенностью.
В период английского колониального господства (18 в. - 1947) в Индию проникает влияние европейской культуры, а национальная приходит в упадок. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с 17 в. англичане воздвигали свои форты, доки и христианские церкви. Возникают новые города - центры развивающейся промышленности, а с ними и новые для Индии типы сооружений: заводы, ж.-д. вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы: европейские - благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и индийские - с хаотической застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства колониального периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.), геометрически правильно распланированные улицы которого застроены главным образом особняками и правительственными зданиями.