Раннехристианское и византийское искусство (Попова Ольга Сигизмундовна) - программа к курсу

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Попова Ольга Сигизмундовна


ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
“РАННЕХРИСТИАНСКОЕ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО”.

Введение в изучение искусства Средневековья.

Понятие “Средневековье”. Христианское вероучениpе и основные догматы. Специфика христианской культуры в отличие от культуры Древнего мира. Хронологические границы.

Две половины христианского мира: православный Восток и католический Запад. Разница исторических судеб. Две параллельные культуры; сходство их основ. Особенности средневекового искусства в целом. Содержание и типология образов. Иконография, ее символика, основные ее законы. Основы художественного языка, общие для искусства восточного и западного христианства.

Исторические особенности развития искусства в Византии и Западной Европе; роль античных традиций. Метод работы средневековых мастеров. Художественные артели. Роль канона в искусстве Византии и Западной Европы. Существенные различия искусства двух половин христианского мира.

Позднеантичное и раннехристианское искусство.

Введение

Понятие “раннехристианский период”; его хронологические границы. Постепенное обособление Западной и Восточной половин Римской империи. Основание Константинополя и его роль (330). Официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную (395). Общность архитектуры и искусства на территориях классического Средиземноморья, в западной и восточной половинах империи. Особенности процесса формирования здесь новой христианской культуры. Пути развития искусства в раннехристианский период на восточных окраинах Византийской империи в отличии от средиземноморского ареала.

Кризис античной культуры и раннехристианское искусство.

Кризис античной культуры и его проявления. Сдвиги в античном мировоззрении. Религиозные и философские течения поздней античности. Мистериальные культы, стоицизм, гностицизм, учение Плотина и неоплатонизм. Христианство.

Позднеантичное искусство.

Поздний фаюмский портрет (кон. II - III вв. ). Мозаики римских вилл. Мозаические полы на вилле Максимина Геркулия в Пьяцца Армерине (конец III - середина IV вв. ), в Северной Африке, Сирии. Отход от классических основ. Изменения образа и стиля во всех видах художественного творчества. Различные способы изменения классического стиля.

Позднеантичная скульптура.

Традиции римского скульптурного портрета и тенденции позднеантичной скульптуры. Портреты III - V вв. из Рима, Афин, Константинополя, Малой Азии, Египта. Погребальные портреты из Пальмиры. Статуи тетрархов из собора Сан-Марко в Венеции и Ватикана (кон. IIIв. ). Рельефы триумфальной арки Константина (315). Колосс Константина (320-егг. ). Портрет императора Аркадия из Стамбула (390-егг. ). Портрет магистрата из Эфеса (нач. V в. ). Саркофаги III - IV вв. ; новые сюжеты, новая выразительность. Консульские диптихи IV - У вв. "Языческое возрождение" в Риме в кон. IV - нач. V вв.

Раннехристианское искусство до официального признания христианства

Изменения в содержании и типологии образов по сравнению с современным позднеантичным искусством. Новые психологические и стилистические черты, обусловленные христианским мировоззрением.

Росписи синагоги и христианской церкви в Дура Европос (ок. 232).   Живопись катакомб (II - IV вв. ). Катакомбы Рима. История изучения искусства катакомб, различия в истолковании его (“христианская античность” или “новое искусство”). Труды Вильперта. Работа Дворжака. Связь с языческой декоративной живописью, отличия от нее. Античные и христианские мотивы. Символика и аллегория. Особенности стиля: традиционные черты и новые, неантичные принципы.

Раннехристианское искусство после официального признания христианства

Перелом в религиозной политике Римской империи в раннем IV в. , официальное признание христианства (313). Возникновение христианской архитектуры. Широкое строительство церквей начиная с IV в. , его интенсивность на протяжении всего раннехристианского периода.

Архитектура

Базилики IV - VI вв. План, конструкции, внешний вид, организация интерьера, символика его частей. Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальные отличия от нее. Новое понимание ритма, массы, пластики; особая роль внутреннего пространства.

Базилики Рима (Сан Джованни ин Латерано, Сан Паоло фуори ле муре, Сан Пьетро, Санта Мария Маджоре, Санта Сабина). Широкое распространение типа римской базилики в землях средиземноморской классической культуры и в Европе. Разнообразие вариантов. Базилики IV - VI вв. в Иерусалиме, Вифлееме, Фессалониках, Константинополе, в Западной Европе, в Северной Африке.

Базилики на христианском Востоке (Сирия, Армения, Малая Азия, Месопотамия, Египет), их отличия от римского базиликального типа. Сирийские базилики в Турманине, Тафке, Калб-Лузе, архитектурный ансамбль в Калат-Семане. Белый монастырь в Египте. Планы, строительный материал, конструкции, особенности внешнего вида и интерьера, композиции масс, организация пространства, образная выразительность.

Базилики Равенны VI в. (Сан Джованни, Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе). Особенности типологии; сочетание в них черт римской и сирийской архитектурных школ с элементами центризма столичной архитектуры.

Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв.

Символика центрического здания. Перспективы развития. Мартирии, мавзолеи, центрические церкви, баптистерии. Мавзолей Елены на Лабиканской дороге (320), мавзолей Константины (Санта Костанца) (IV в. ), церковь-ротонда Сан Стефано (Ув. ) в Риме, Сан Лоренцо (370) в Милане. Особенности конструкции, специфика пространства. Стилистическая общность с базиликами римского типа. Баптистерии Vв. в Равенне (крещальни православных и ариан), особенности архитектурного типа и его символика. Античные мотивы в декорации интерьера Баптистерия православных. Крестовые в плане сооружения (Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в. ). Центрические постройки на христианском Востоке (церкви в Эсре и Босре в Сирии, начало VI в. ), отличия от центрической архитектуры Италии и Константинополя, конструктивные новшества, стилистическое сходство с сирийскими базиликами.

Купольные базилики раннехристианского периода. Появление в V в. нового архитектурного типа - купольной базилики: Мериамлик и Алахан-манастир в Малой Азии. Проблема существования купола в базиликальном комплексе Калат-Семан. Причины, приведшие к переформированию базиликального сооружения в купольный тип. Особенности конструкции, ее трудности, способы их разрешения. Перспектива развития такого архитектурного типа.

Раннехристианское искусство IV - начала У вв.

Создание в IV в. мозаической декорации церковных стен. Задачи монументального церковного искусства. Первые программы живописных ансамблей церковных интерьеров. Главные идеи и темы. Вознесение. Теофания. Небесный Иерусалим. Учительные и проповеднические темы, их варианты (Христос - Добрый пастырь, Христос - судия с апостолами, Передача Закона (Traditio legis) и ключей, и др. ). Образы мучеников. Эсхатологические мотивы в декорации храмов (феникс, апокалиптические старцы, символические изображения семи церквей Апокалипсиса, Этимасия).

Формирование нового художественного языка в искусстве всех христианских стран. Различия вариантов этого процесса в искусстве на территориях классического Средиземноморья (Италия, Греция, Малая Азия) и в землях христианского Востока (Сирия, Палестина, Месопотамия, глубинные районы Малой Азии, Египет). Разница художественных традиций. Различия в понимании художественного образа.

Раннехристианские мозаики Сирии и Палестины. Пути развития христианского искусства в Италии и Греции. Приспособление наследия языческой культуры к потребностям христианства. Использование художественного стиля античного искусства. Вместе с этим - недоверие к возможности воплощения священного образа в антропоморфном облике. Иконоборческие настроения в первой половине IV в. (как пример - письмо Евсевия Кесарийского к Константине, дочери Константина Великого, об иконе Христа). Декоративные, буколические и аллегорические мотивы в римских мозаиках первой половины IV в. (мавзолей Санта Костанца; Баптистерий Сан Джованни ин Латерано).

Перелом в отношении к антропоморфному христианскому образу после середины IV в. , его причины и результат. Роль Никейского (325) и Константинопольского (381) (I и II Вселенских) соборов, осуждение арианства. Формулирование основных критериев и догматов христианской веры; ортодоксальный Символ веры. Значение их для утверждения антропоморфных христианских образов.

Искусство второй половины IV - раннего У вв. Широкое использование традиций античного искусства. Реконструкции декорации фасадов римских базилик (Сан Пьетро, Сан Паоло фуори ле муре и др. ). Мозаики в мавзолее Санта Костанца (вторая половина IV в. ), в базилике Санта Пуденциана (402 - 417) в Риме, в баптистерии Сан Джованни ин фонте в Неаполе (конец IV - начало У вв), в капелле Сан Аквилино при церкви Сан Лоренцо в Милане (начало V в. ). Мозаики Ротонды св. Георгия в Фессалониках (около 400 или 430); реконструкция иконографической программы. Образы мучеников в раннехристианской иконографии, их место в художественных ансамблях храмов IV - начала VI вв.

Характеристика образа и стиля мозаик IV - начала У вв. Античный художественный язык и первые попытки найти новые, неантичные средства выразительности.

Искусство V в.

Церковная борьба в V в. Эфесский (431) и Халкидонский (451) (III и IV Вселенские) соборы, осудившие несторианство. Церковный раскол в результате Халкидонского собора, учение монофизитов, церковное обособление Сирии, Египта, Армении. Христианское учение о единстве двух природ во Христе, божественной и человеческой.  Значение этого догмата для развития искусства, для формирования христианского образа и стиля.

Создание новых иконографических программ мозаических декораций храмов. Иллюстративно-историческая тематика. Эпические циклы. Наставительные, поучительные мотивы. Прообразовательная тематика. Большие параллельные циклы композиций на темы Ветхого и Нового Заветов в мозаиках базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Символическая тематика. Композиции: Христос - Добрый пастырь, Тraditio legis, Церковь и Синагога, Небесный Иерусалим и др.

Декорации погребальных капелл (Сан Аквилино в Милане) и капелл, посвященных свв. мученикам (Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Дальнейшее развитие в Византии и в Средневековой Европе этих иконографических тем (исторической, символической, прообразовательной).

Иконографические программы мозаик V в. в базиликах Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, в мавзолее Галлы Плацидии, в Баптистериях православном и арианском в Равенне, в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Роль античной аллегории и новые христианские аллегории и символы. Характер образов и особенности стиля в искусстве Ув. Привязанность к античному наследию и необходимость выразить аскетическое содержание христианского образа. Различные способы преодоления этого противоречия. Роль восточных элементов в сложении стиля христианского искусства Греции и Италии. Синтез эллинистических, римских и восточных традиций.

Эволюция искусства на протяжении V в. Близость к античным понятиям и вкусам в первой трети века (мозаики базилик Санта Мария Маджоре, Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, баптистерия православных и мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. капеллы Сан Аквилино в Милане, ротонды св. Георгия в Фессалониках).

Изменение характера искусства во второй половине Ув и особенно в конце V в. Перелом около середины V в. (мозаики капеллы Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Мозаики позднего V в. в Равенне (Арианский баптистерий, Архиепископская капелла). Проблема датировки мозаик в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Новое содержание образов и новые свойства художественного языка в мозаиках второй половины Ув. Отход от принципов античной классики. Элементы стилизации и аскетизации; акцент на духовном содержании образа.

Локальные черты мозаик V в. в Фессалониках, Риме, Милане, Равенне. Разница мозаик Греции и Италии. Различные пути и способы отхода от классической основы; различия самой классической основы.

Различия между мозаическими мастерскими Италии: в Риме, Милане, Равенне. Раннехристианское искусство Рима, его наибольшая приверженность античным традициям; роль Рима в утверждении и распространении иконографических формул. Генезис стиля равеннских мозаик (история вопроса). Проблема восточных влияний (Сирия). Роль греческих мастеров. Византийский экзархат в Равенне. Равенна - очаг византийского искусства в Италии на протяжении последующих веков, вплоть до конца ХII в. Мозаики Равенны позднего V в. как произведения ранневизантийского искусства; сложение в них основных черт византийского стиля.

Искусство христианского Востока в V в.

Сирия, Палестина, коптский Египет. Напольные мозаики, рельефы, мелкая пластика, ткани.

Скульптура раннехристианского периода.

Виды и типы скульптуры, функциональное назначение. Большие и малые формы. Языческие и христианские мотивы. Светская тематика. Колонна императора Феодосия (379-395) на ипподроме в Константинополе. Императорские портреты V - начала VI в. Христианские сюжеты и образы. Сложение христианской иконографии в круглой пластике и рельефе (Христос - Добрый Пастырь, евангельские сцены, христианские символы). Использование традиционных типов и форм античной пластики: статуя в рост ("Добрый Пастырь"), поясной портрет ("Евангелист" из Археологического музея в Стамбуле), рельеф. Христианские саркофаги, иконография рельефов на их сторонах. Надгробные стеллы.

Малые формы пластики. Резьба по слоновой кости. Диптихи константинопольские и римские, их назначение и тематика (портреты императоров и консулов, цирковые представления, языческая мифология, христианские сюжеты). Ампулы из Святой земли, их назначение, тематика сцен, иконография. Блюда и пиксиды со сценами на античные, библейские и евангельские темы. Серебряные блюда (Мисориум с изображением Феодосия Великого с сыновьями из Мадридского музея). Проблема "византийской античности".

Стиль раннехристианской пластики, его эволюция на протяжении IV - начала VI вв. Перспективы развития пластических искусств на протяжении Средневековья. Отмирание монументальной скульптуры в Византии, причины этого явления. Процветание малых форм пластики в Византии. Роль монументальной скульптуры в средневековом искусстве Западной Европы.

Византийское искусство

Вступление.

Византийская империя, ее территории, входящие в ее состав народы. Хронологические границы. Периодизация византийского искусства. Особенности византийского общества и византийской культуры. Государство и Церковь. Роль города. Характер образования. Элитарная городская культура.

Православный монастырь, тип монастырской жизни и сознания. Понятия аскезы и духовного созерцания, исихия. Значение этих понятий для византийского искусства.

Два полюса византийской жизни: “империя и пустыня”, город и монастырь, культура и аскеза, их частое взаимопроникновение и его результаты.

Константинополь и периферия. Понятие “восточно-христианское искусство". Роль местных школ в разные периоды. Восточные регионы: Армения, Грузия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Месопотамия, коптский мир. Славянские страны: Болгария, Сербия, Русь. Работы греческих мастеров в разных странах византийской ориентации и на латинском Западе.

Идейные и эстетические основы византийского искусства. Роль античных культурных традиций. Изучение античности в системе византийского образования. Значение античности для искусства Византии на протяжении всей его истории. Специфика использования в Византии классического культурного наследства. Периоды повышенного интереса к эллинскому художественному наследию, его причины, проблема византийских “ренессансов”.

Иконография византийского искусства. Устойчивость иконографических типов. Идея идентичности образа с “божественным прототипом”. Сложение иконографии отдельных образов, сцен и ансамблей росписей храмов. Иконография знаменитых чудотворных икон Христа и Богоматери, варианты этих иконографических типов. Античные прототипы христианской иконографии. Роль искусства христианского Востока в процессе создания иконографических схем.

Понятие византийского стиля. Этапы высшей его зрелости. Классическая его основа. Способы видоизменения классических черт в целях спиритуализации образа и дематериализации форм. Эллинистические и восточные черты стиля, их синтез. Символика черт византийского стиля.

Византийское искусство VI - VII веков

Империя Юстиниана, ее территории, масштаб. "Симфония" Юстиниана; централизация власти, Церкви, культуры. Константинополь - центр византийской культуры. Реставраторские тенденции культуры юстиниановского периода. Ориентация на древний Рим. Вместе с тем - оформление византийского стиля, соответствующего спиритуалистическому характеру христианского образа.

Архитектура VI в.

Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания. Оформление христианской литургии. Роль восточных традиций в архитектуре VI в. Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в. ). Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения в отличие от западно-христианского и соответствующего ему базиликального архитектурного типа.

Центрическая архитектура. Церковь свв. Сергия и Вакха в Константинополе. Сходство типологии с центрической архитектурой Сирии (церковь св. Георгия в Эзре) и принципиальные отличия от нее. Соотношение пространства и массы. Особенности пространственной композиции. Способы “дематериализации” стен. Церковь Сан Витале в Равенне. Сходство типологии с церковью свв. Сергия и Вакха. Видоизменение константинопольского образца в Италии; различия в плане, конструкциях, в стиле и образной выразительности.

София Константинопольская. Время и история строительства. Архитекторы. План. Уникальность типологии. Конструктивные особенности. Материал. Организация внутреннего пространства, его образная выразительность и символика. Оформление внутреннего пространства, опоры, стены и внутренние перегородки. Колонны, их тектоническая и ритмическая роль в центральном нефе и на галереях. Использование мотивов светского дворцового зодчества. Особенности стиля. Эстетическая выразительность. Идейное содержание архитектурного образа Софии.

Купольная базилика - основной тип зодчества VI в. Видоизменение принципов купольной базилики V в. Идейный смысл этого процесса. Конструктивные трудности. Базилика “В” в Македонии, ее конструктивная несостоятельность и гибель. Церковь св. Ирины в Константинополе, история постройки, перестройка в VIII в. , реконструкция её облика VI в.

Купольные базилики центрического типа. Храмы свв. Апостолов в Константинополе и св. Иоанна в Эфесе, соединение базилики, крестообразных и купольных зданий.

Тип компактной купольной базилики. Дворцовая церковь в Каср-ибн-Вардане (Сирия) и церковь Марии в Эфесе. Оригинальность конструкции, черты ее сходства с конструкцией Софии Константинопольской. Приближение к крестово-купольной системе. Перспектива развития.

Вариант купольной базилики типа церкви св. Тита в Гортине (Крит).

Архитектура VI в. в Армении и Грузии. Центрические постройки. Типология. Сходство с архитектурой Сирии и отличия от нее. Местный стиль.

Общие черты церковного зодчества юстиниановской эпохи.

Светское дворцовое строительство. Раскопки Большого императорского дворца в Константинополе.

Живопись VI в.

Окончательное оформление всех черт византийского художественного образа и стиля. Спиритуалистическое содержание образа. Создание особого стиля, такому содержанию адекватного. Завершение процесса, начавшегося во второй половине V в. и усилившегося к концу V в. (мозаики Арианского баптистерия и Архиепископской капеллы в Равенне).

Мозаики первой половины VI в. в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе), в монастыре св. Екатерины на Синае, на Кипре (церковь Панагии Канакарии), в Паренцо (базилика св. Евфрасия). Проблема мастеров. Роль Константинополя. Императорские заказы.

Мозаики в базиликах свв. Косьмы и Дамиана и в Сан Теодоро в Риме. Близость византийскому искусству. Особенности римских мастерских.

Символический характер иконографических программ. Отказ от повествовательных исторических циклов. Теофания. Прообразовательная символика. Тема Страшного Суда и Небесного Иерусалима. Тема жертвы. Литургический аспект. Роль и место образов мучеников. Патрональные и донаторские темы.

Несохранившиеся мозаики VI в. в храме Софии и в церкви свв. Апостолов в Константинополе. Их описания и символика.

Художественное единство образов и стиля в мозаиках VI в. Типология образов, их содержание. Идеалы восточного христианского монашества и отшельничества в Египте, Сирии, Палестине. Понятие аскезы и духовного восхождения. Влияние “пустыни” на искусство Империи. Имперский компонент в византийском искусстве VI в. , его риторичность, триумфальность, роскошь. Столичное происхождение такого искусства.

Генезис стиля мозаик VI в. Роль восточно-христианских и римских традиций, переосмысление каждого из них, оригинальный результат. Аскетический характер такого стиля. Неоднократная реставрация его в разные периоды жизни византийского искусства. Причины таких реставраций. Отражение в нём важнейших сторон византинизма.

Искусство христианского Востока в VI в.  Малая Азия, Сирия, Палестина, Каппадокия, Армения, коптский Египет.

Мозаики полов христианских базилик VI в. на территориях Турции, Ливана, Сирии, Ирака, Иордании, Израиля. Темы и сюжеты. Христианские символы и античные аллегории. Тематика Рая. Сцены борьбы тварей (животных, птиц)-аллюзии на тему Страшного Суда. Сцены охоты и игры. Орнаменты.

Миниатюры иллюстрированных рукописей Сирии, Малой Азии, Армении. Евангелие Раббулы, Россанский кодекс, Синопский фрагмент, Венский Генезис, Эчмиадзинское евангелие. Принципы художественного оформления кодекса с текстами четвероевангелия и евангельских чтений (евангелия-апракос). Таблицы канонов Евсевия Кессарийского. Листовые и маргинальные миниатюры. Подробные циклы иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам. Разработанность иконографии, ее особенности. Особенности стиля. Эллинистические традиции и местные черты восточно-христианского искусства.

Отличия живописи восточно-христианского круга от основного потока искусства VI в. типа синайских, равеннских, римских и кипрских мозаик.

Коптское искусство

Копты; особенности исторического пути, культуры и искусства. Фрески в монастыре Бауит VI в. ; особенности иконографической программы и стиля. Коптские иконы ("Христос и св. Мина", "апа Авраам" и др. ). Коптские ткани, изделия из кости и металла, резьба по дереву. Иконография и стиль. Античные мотивы в искусстве коптов. Общность с искусством всего восточно-христианского круга.

Искусство VII - нач. VIII вв. , до иконоборчества

Богатство и сложность искусства VII в. Разнообразие в поисках стиля, подходящего для выражения спиритуалистического содержания образа. Два основные направления. Одно из них - продолжение традиций искусства VI в. типа мозаик Равенны и Синая: мозаики первой половине VII в. в базилике св. Димитрия в Фессалониках и в церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре. Иконографические программы. Изменения образа и стиля по сравнению с моделями VI в.

Второе направление в искусстве VII в. - утонченное, аристократическое, связанное с элитарной столичной культурой. Мозаика из церкви св. Николая в Фанаре в Константинополе, второй половины VII в. ; мозаики в церкви Успения в Никее, возможно, конца VII в. (датировка спорная; другая точка зрения - середина IХ в. ); фрески в базилике Санта Мария Антиква в Риме (первый слой) конца VII в. ; фрески в церкви Санта Мария фуори ле мура в Кастельсеприо, возможно, конца VII - начала VIII вв. (датировка спорная; другая точка зрения - вторая половина IХ - первая половина Х вв. ); фрески в церкви Богородицы на о. Наксосе. Проблема атрибуции мозаик в Никее и фресок в Кастельсеприо. Вопрос о работе греческих мастеров.

Общие черты в искусстве всех этих ансамблей. Традиционализм художественных вкусов. Эллинистические основы стиля.  Способы спиритуализации античного образа и классического художественного языка. Продолжение традиций раннехристианской и ранневизантийской живописи (типа миниатюр Венского Диоскорида начала VI в. ), имеющей эллинистические корни. Вопрос о работах греческих мастеров в Италии в конце VII - начале VIII вв.

Мозаические мастерские Рима. Мозаики в ротонде Сан Стефано (642 - 649), в базилике Санта Аньезе фуори ле мура (ок. 625), в капелле Сан Венанцио в Латеранском баптистерии (VII в. ), в церкви Сан Пьетро ин Винколи (ок. 680), в Оратории папы Иоанна VII (нач. VIII в. ). Характер образов, особенности стиля, их сложный генезис. Художественные традиции Рима и Равенны VI в. , влияния византийского искусства VII-начала VIII вв. Греческие монастыри в Риме. Вопрос о влияниях восточно-христианского, сиро-палестинского искусства на римское.

Древнейшие иконы.

Происхождение иконы, роль моленного образа. Теологическая концепция иконы. Мистическая идентичность образа с божественным прототипом. Черты сходства с фаюмским портретом и существенные отличия от него. Техника древних икон. Эллинистические и восточно-христианские черты в ранних византийских иконах. Стилистические группы среди икон VII-VII вв. , их связь с художественными направлениями монументальной живописи.

Монастырь св. Екатерины на Синае - хранилище древнейших икон (иконы Христа Пантократора, апостола Петра, Богоматери со свв. Федором и Георгием и др. ). Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, находящиеся в Киеве (иконы: свв. Сергия и Вакха, мученика и мученицы, Иоанна Предтечи, Богоматери с младенцем).

Иконы Рима конца VII - начала VIII вв. Икона Богоматери Одигитрии в базилике Санта Мария Нуова (Санта Франческа). Вопрос о происхождении (греческое, римское или палестинское). Икона Богоматери - Царицы небесной (Мария Регина) в базилике Санта Мария ин Трастевере. Сходство и различия с византийским образцом.

Светское искусство VI - VII вв.

Мозаики полов Большого императорского дворца в Константинополе. Темы, сюжеты. Мифологические и пасторальные мотивы, аллегории, сцены охоты, и др. Связь с античной традицией (мозаики полов римских дворцов и вилл).

Художественные предметы светского назначения. Предметы из золота, серебра, слоновой кости. Расцвет в Константинополе ювелирного искусства и "прикладных" художеств.

Искусство эпохи иконоборчества (726 - 842)

Иконоборчество и его догматическая программа. Причины его возникновения, история, социальная природа. Аргументация иконоборцев. Гипотезы о восточном происхождении иконоборчества (истоки в иудаизме, исламе, павликианстве и др. ). Гипотеза о воздействии позднеантичного неоплатонизма на идеологию иконоборчества (см. “Жизнь Плотина”Порфирия; апокрифические “Деяния апостолов” - II в. , Малая Азия, письмо Евсевия Кесарийского к Константине об иконе Христа).

Облик интерьера храма эпохи иконоборчества по описаниям современников. Развитие декорации, орнамента. Мотивы украшения храмов - кресты, символические композиции (“Поместные соборы” в церкви Рождества в Вифлееме), буколические мотивы.

Культивирование светского искусства. Тематика дворцовых росписей. Образцы для мастеров иконоборческого времени - произведения светского искусства доиконоборческой эпохи (мозаики полов во дворцах и виллах, серебряные изделия, пиксиды, диптихи из слоновой кости и др. ).

Искусство эпохи иконоборчества. Мозаики мечети Омейядов в Дамаске и мечети Омара (храма Скалы) в Иерусалиме. Мотивы и стиль. Соединение традиций эллинизма и Востока.

Памятники христианского искусства на Востоке (Сирия, Палестина, Каппадокия, Египет) в период иконоборчества.

Искусство эпохи иконоборчества в Риме. Церковная и художественная жизнь Рима в VIII - первой половине IХ вв. Греческие монастыри. Роль греческих мастеров. Продолжение художественных традиций искусства римских мозаик и фресок VI - VII - начала VIII вв. Значение для римской мозаической школы искусства Равенны VI в. Вопрос о влиянии искусства христианского Востока. Римские мозаики периода понтификата папы Пасхалия, 817-824 (базилики Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника , Санта Чечилия) и папы Григория IV, 827-844 (базилика Сан Марко). Фрески 2-ой половины VIII в. в базилике Санта Мария Антиква. Римские иконы VIII в.

Оппозиция иконопочитателей. Богословское обоснование возможности и необходимости иконы. Первая победа иконопочитателей в 787 г. Мозаика в церкви Успения в Никее. Окончательная победа иконопочитателей в 842 г.

Искусство Византии в первые годы после победы иконопочитания. Разработка новых иконографических схем. Роль искусства восточно-христианского региона. Иллюстрированные псалтири “монастырской” редакции (Хлудовская, Парижская, монастыря Пантократора на Афоне).

Архитектура VII - середины IХ вв. Сложение крестово-купольного типа храма.

Нашествие арабов, потеря территорий, упадок городов, обеднение жизни в VII - VIII вв. Резкое сокращение строительства. Малочисленность построек. Утрата масштаба юстиниановского зодчества.  Разбросанность сохранившихся построек по различным провинциальным территориям. Вопрос о потере Константинополем приоритета в рождении архитектурных идей. Трудности прослеживания эволюции архитектурного типа. Основная проблематика эпохи - появление крестово-купольного храма. Перспективы существования этого типа в дальнейшем зодчестве Византии.

Основное церковное строительство этого времени:

а). Перестройки старых юстиниановских купольных базилик (церковь св. Ирины, ок. 740). Характер изменений.

б). Сохранение традиций юстиниановского зодчества. Воспроизведение типа купольной базилики VI в. Связь с “компактными” купольными базиликами типа Каср ибн Вардан: церковь в Дере-Ази - начало IХ в. , церковь св. Николая в Миррах Ликийских - VIII в. Изменения типологии храма VI в. , сближение с крестово-купольным типом.

в). Первые крестово-купольные сооружения: церкви Успения в Никее (кон. VII - нач. VIII вв. ) и Софии в Фессалониках (нач. VIII в. ). Их план, конструкция, внешний облик, развитие центрального пространства и усложнение алтаря, их стены и опоры, характер интерьера, дифференциация пространственных зон, образная выразительность. Существенные отличия как от юстиниановской архитектуры, так и от храмов типа базилики в Дере-Ази. Удачность конструктивного решения для купольного типа здания. Идеальное соответствие требованиям литургии.

Дискуссии вокруг вопроса о происхождении крестово-купольного храма. Теории Вульфа, Брунова, Краутхаймера. Вопросы о времени и пути сложения крестово-купольной системы. Ранние постройки крестового плана (Гераса, V в. ), крестово-купольного типа, но несводчатые (Куманин-Джами, VI в. ) и полностью крестово-купольные (Осиос Давид в Фессалониках, V в. ). Теория постепенной эволюции, её критика. Одновременное существование в ранней архитектуре У - VI вв. разных архитектурных типов. Купольная базилика - не единственный, хотя и преобладающий вид юстиниановского зодчества. Существование крестово-купольного архитектурного типа (здания малого масштаба) на периферии уже в ранние века. Причины повышенного интереса к этому типу начиная с VIIIв. и полного преобладания его начиная с IХ в.

Архитектура и искусство средневизантийского периода

(вторая половина IХ - ХII вв. ).

Общие черты культуры и искусства средневизантийского этапа. Полное оформление всех принципов “византинизма”. Наивысшая духовная насыщенность образов византийского искусства и наибольшая отточенность его стиля. Широта экспансии византийского искусства во все православные страны и в Италию. Периодизация искусства этих столетий: македонский период (середина IХ - середина ХI вв. ) и комниновский период (середина ХI - конец ХII вв. ).

Архитектура IX - XII вв.

Константинополь.

Возникновение в столице особого вида крестово-купольного храма - так называемого “храма типа вписанного креста”, или “храма на четырех колоннах”. Его отличия от основной крестово-купольной архитектуры. Зальный характер. Колонна как основной тектонический и эстетический элемент. Изменения в интерьере, отпадение хор.

Первая сохранившаяся постройка нового типа - северная церковь монастыря Липса (908). План. Реконструкция Миго, ее обоснование. Архитектурная композиция. Внешний облик. Внутреннее пространство. Элементы декора. Идейное осмысление.

Другие константинопольские постройки этого периода: Мирелейон (Будрум - Джами, 930 -е гг. ); церковь Христа Всевидящего (Эски Имарет Джами, ок. 1087); церковь св. Федора (Килиссе Джами, ок. 1100); Календер Джами (начало ХII в. ); церкви монастыря Пантократора (Дзейрек Джами, ХII в. ). Общие черты стиля столичной архитектурной школы. Индивидуальные особенности каждой из построек. Эволюция константинопольской архитектуры на протяжении Х-ХII вв.

Тип крестово-купольного октогонального храма на тромпах.

г). Собор монастыря Неа Мони на Хиосе. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Церковь Успения в монастыре Дафни.

Архитектура Греции средневизантийского периода.

Эволюция архитектурных форм на протяжении ХI - ХII вв. Афины: церковь свв. Апостолов, церковь свв. Федоров, Капникарея, Малая Митрополия. Фессалоники: церковь Панагии тон Халкеон. Территория Греции: церковь Богоматери в монастыре Осиос Лукас в Фокиде, церковь в Мербаке, церковь в Элисе (Гастунь). Общие особенности архитектуры Греции в отличие от Константинополя.

Архитектура в Малой Азии, Армении, Грузии.

Особенности крестово-купольного типа, строительных материалов и архитектурного стиля в каждом из этих регионов.

Византийская архитектура в Италии.

Венеция, собор Сан Марко. История постройки. Её прототипы. Особенности плана, типологии, конструкций, внутреннего пространства. Оригинальность архитектурных задач и их решения. Сицилия. Соединение романских, византийских и арабских элементов. Собор в Чефалу. Строительство в Палермо: церковь Санта Мария дель Амиральо (Марторана), Палатинская капелла, церковь Сан Катальдо, собор в Монреале.

Искусство Македонского периода (середина IХ - середина ХI вв. ).

Византийское искусство после победы иконопочитания. Антропоморфные принципы в церковном искусстве, возобладание классических традиций.

Монументальная живопись македонского периода.

Иконография. Изменения в росписях церквей по сравнению с доиконоборческой эпохой. Сложение системы декорации крестово-купольного храма. Основные моменты иконографии такой системы и их смысл. Символика росписи. Иерархия размещения образов и сцен. Связь с учением Псевдо-Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. Экфрасис патриарха Фотия на освящение Новой церкви (“Неа”) Василия I. Символика росписи. Литургический аспект.

Важнейшие темы росписи православного храма: христианского Космоса, Церкви, икономии или Домостроительства Спасения, искупительной Жертвы, Страшного Суда и Небесного Иерусалима. Различные иконографические варианта образа Христа и Богоматери, их символика. Тема христианского миссионерства. Роль апостолов. Образы святых и их место в храмовой декорации. Пространственные зоны и символическая топография храма. Принципы прочтения программы росписи в различных направлениях: вертикальном, горизонтальном, крестообразном, объединяющем сцены в важнейших сакральных местах храма (например, в рукавах креста), и др.

 Мозаики и фрески IХ - Х вв. Мозаики Софии Константинопольской середины IХ в. (апсида и вима). Образы и стиль. Эллинистические основы, их трансформация. Классицизм в искусстве послеиконоборческого периода. Мозаики Софии Константинопольской второй половины IХ в. в нартексе (Лев VI, коленопреклонённый перед Христом) и на северной стене (святители). Реконструкция программы мозаической декорации Софии Константинопольской. Изменения в характере образов и стиля по отношению к мозаикам сер. IХ в.

Мозаики в куполе храма Софии в Фессалониках второй половины IХв. Возвращение к традициям искусства VI в. Различие направлений в византийском послеиконоборческом искусстве IХ в. Вопрос о влиянии восточно-христианского искусства.

Мозаики Х в.  в Софии Константинопольской (Константин и Юстиниан с дарами у трона Богоматери). Фрески Х в. в Малой Азии и Каппадокии.

Мозаики и фрески первой половины ХI в.

Мозаики и фрески в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде, в Софии Киевской, в монастыре Неа Мони на Хиосе, в соборе св. Софии в Фессалониках, в соборе Софии в Охриде. Иконографические программы, их сложность, масштабность, их общие, типовые черты и оригинальные темы в каждой из них. Стиль мозаик и фресок первой половины ХI в. Художественные приёмы. Принципиальные отличия от искусства Х в. Доминирующий в искусстве этого периода образ, его духовное содержание. Отражение в нём особенностей византийского религиозного сознания. Понятия духовного созерцания, умозрения, аскезы. Церковная и монастырская жизнь этого периода. Учение Симеона Нового Богослова (+1022).

Эволюция византийского искусства на протяжении македонского периода. Классицистические его основы в начале послеиконоборческого пути и спиритуалистическая его сущность в последней фазе этого периода.

Миниатюры македонского периода

Понятие “Македонский ренессанс”. Копирование эллинистических и раннехристианских образцов. Деятельность придворного скриптория во второй половине IХ в. и в первой половине Х в. Личность Константина Порфирородного и его роль в византийской культуре первой половины X в. Иллюстрированные рукописи этого времени. Литургические книги. Манускрипты для частного пользования. Принципы иллюстрирования Четвероевангелия и Евангелия-апракос, Псалтири, различных книг Ветхого Завета, проповеднических сочинений (Слова Григория Назианзина, Слова Иоанна Златоуста), богословских и исторических трактатов (Sacra parallela, сочинения Косьмы Индикоплова и др. ). Иконографический состав миниатюр к этим кодексам.  Стиль миниатюр периода Македонского Ренессанса.

Перелом в искусстве миниатюры во второй половине X в. Иллюстрированные Минологии. Миниатюры в рукописях второй половины Х - первой половины ХI вв. Отход от принципов классицизма, новая стилистика, ее характерные черты. Процесс спиритуализации образа и стиля. Использование иных, чем в искусстве мозаики и фрески, приемов для достижения новой выразительности.

Иконы Македонского периода (Х - первой половины ХI вв. ).

Изменение техники иконописания. Темпера. Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае. Период "Македонского ренессанса": Четырехчастная икона с изображением Истории царя Авгаря; "Омовение ног". Вторая половина X в. : "Апостол Фома", "Свв. Николай Чудотворец и Зосима". Конец X - начало XI в. : "Св. Николай Чудотворец". Появление типологии большого храмового образа с изображениями на полях.

Художественные ремесла Македонского периода. Расцвет искусства резьбы по слоновой кости. Глиптика. Эмали. Предметы церковного и светского назначения.

Искусство христианского Востока в Македонский период

Фрески пещерных храмов Каппадокии Х в. (Токкале Килиссе, Эль Назар, Агиос Евстатиос, Чауш Ин и др. ). Чуждость константинопольскому классицизму. Архаичность. Старые восточно-христианские традиции. Отголоски столичных художественных норм (Кушлук в Келеджларе, капелла св. Варвары в Сонгале и др. ).

Живопись IХ - Х вв. в Грузии (фрески в Давид Гареджи) и в Армении (миниатюры иллюстрированных манускриптов). Общее с искусством Каппадокии и особенности локальных школ.

Искусство Комниновского периода (середина ХI - ХII вв. )

Общая характеристика культуры Комниновского периода. Отточенность всех категорий византийского искусства, иконографии, образа и стиля. Масштаб понятия “искусство византийского круга”. Включение в него искусства православных славянских стран и стран кавказского региона. Очаги византийского искусства в Италии. Многосоставность искусства этого периода, сложность процессов. Национальные школы. Константинополь и периферия. Многообразие художественных направлений. Эволюция искусства и ее фазы. Главные тенденции.

Искусство раннекомниновского периода. Вторая половина ХI в.

Перемены в искусстве Византии в середине ХI в. Схизма 1054 г. и вопрос о её роли в истории византийской культуры. Начало правления комниновской династии. Новые установки в сравнении с аскетическим направлением первой половины (особенно второй четверти) ХI в. Роль классической модели. Соотношение христианского спиритуализма и классической гармонии. Период наибольшего равновесия этих понятий в византийском искусстве. Отличия от классицизма Македонского ренессанса.

Монументальная живопись. Мозаики в церкви Успения в Никее, Софии Константинопольской, в монастыре Дафни. Фрески в монастыре Бачково в Болгарии и проблема их датировки.

Иллюстрированные рукописи. Расцвет искусства миниатюры во второй половине ХI в. Столичные мастерские. Скрипторий при императорском дворце. Скрипторий Студийского монастыря. Типология иллюстрирования манускрипта этого периода. Миниатюры листовые, на полях (маргинальные) и среди текста. Орнаменты, их типы и стиль, их символика. Иллюстрирование Евангелий, Псалтири, книг Ветхого Завета, Минологиев, Сборников Слов и поучений и др. Миниатюры: Слова Иоанна Златоуста, Париж. Нац. б-ка, gr. 79 (I078 г. ); Евангелие Афинской Нац. б-ки, 57; Евангелие из Гос. Ист. Музея, Син. 5I8; Новый Завет с Псалтирью из Б-ки МГУ (1072 г. ).

Комниновское искусство ХII века.

Основная тенденция в искусстве ХII в. - все большая спиритуализация образа и стиля. Постепенность этого процесса в первой половине ХII в. и активность его во второй половине ХII в. Различные методы и приемы мастеров, возникавшие для достижения этой цели.

Первая половина ХII в. Основные художественные направления.

1). Классические принципы в искусстве и способы их трансформации. Мозаики в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, в церкви Митрополии в Серрах.

2). Ориентация на искусство первой половины Х1 века типа мозаик в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Причины использования таких образцов. Фрески на Кипре (в Асину, в Амасгу); мозаики в Италии (капелла Зен в соборе Сан Марко в Венеции, базилика св. Урсиана в Равенне, собор в Триесте); фрески в Новгороде (София Новгородская, Николо-Дворищенский собор, Антониев монастырь). Существование таких традиций также и в искусстве второй половины ХI века, в период уже полного приоритета развитого комниновского стиля. Мозаики в соборе Сан Марко в Венеции (главный портал и алтарь) и в церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло. Фрески в церкви св. Леонтия в Водоче и в кафоликоне монастыря Елеусы в Велюсе. Фрески в нартексе собора св. Софии в Фессалониках.

3). Поиски новой выразительности образа и стиля. Напряженность и экспрессия. Иллюстрированные кодексы: сочинение Евфимия Зигавина “Догматическое всеоружие” в Ватикане (gr. 666), Евангелие 1112 г. в Ватикане (cod. Urb. 2), Евангелие 1133 г. (лист в музее Каннелопулоса в Афинах) и др. Группа рукописей с миниатюрами типа двух кодексов Омилий Иакова Кокинавафского в Париж. Нац. б-ке и в Ватиканской б-ке.

Середина и вторая половина ХII века.

Продолжение, вплоть до конца ХII века, классического направления византийской живописи. Работы константинопольских мастеров в 1140-50-х гг. в Сицилии. Мозаики собора в Чефалу, Палатинской капеллы и церкви Санта Мария дель Амиральо (Мартораны) в Палермо. Фрески в церкви Осиос Давид в Фессалониках (1180-е) и Димитровского собора во Владимире (ок. 1195). Классические принципы и их небольшие видоизменения. Эволюция образа и стиля в искусстве такого типа на протяжении ХII века.

Другие художественные направления второй половины ХIIв. :

“Динамический”, или “экспрессивный” стиль. Роль света. Линейная стилизация. Экспрессия образов и всех форм. Росписи церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164). Иконографическая программа, ее символика. Многоаспектный характер росписи. Различные типы образов, их содержание; стилистические новации. Ключевой памятник эпохи второй половины ХII в. Другие ансамбли “динамического” стиля: фрески в монастырях Рабдуху и Ватопед на Афоне, в монастыре св. Неофита на Кипре, в церкви Джурджеви Ступови (Столпы св. Георгия) в Расе в Сербии, в церквях Новгорода (Аркажи, Нередица) и в Старой Ладоге, в базиликах Италии (фрески в Аквилее, мозаики собора в Монреале).

"Маньеристический" стиль, или так называемый “позднекомниновский маньеризм” (фрески в церквах: Свв. врачей, Св. Стефана и св. Николая Касници в Кастории, св. Георгия в Курбинове, Панагии ту Лагудера на Кипре).

Особое направление искусства позднего ХII века - фрески в монастыре св. Иоанна на Патмосе. Монументализация. Вновь обращение к традициям искусства первой половины ХI в. , однако без аскетических установок последнего. Формирование понятий, которые будут свойственны искусству ХIII в.

Иконы комниновской эпохи

Собрания икон в монастырях Афона, Синая, Патмоса. Размеры и назначение. Алтарные и храмовые образы. Двусторонние иконы. Чины с двунадесятыми праздниками, страстным циклом. Иконы -минологии. Иконы с образами Христа и Богоматери. Иконографические типы. Прославленные и чудотворные иконы. Мозаические и темперные иконы. Технические средства и стилистические приемы. Отражение в иконописи тех же процессов, что в настенной живописи.

Иконы конца ХI - первой половины ХII вв. Идеальный византийский образ и стиль. Икона Владимирской Богоматери Елеусы (Умиление).   Другие иконы такого содержания и стилистического круга. Мозаическая икона Богоматери Одигитрии из греческого патриархата в Стамбуле и другие образы такого типа.

Иконы середины и второй половины ХII века. Наиболее классическое направление искусства этого периода. "Св. Георгий" и "Св. Дмитрий", в рост - две мозаические иконы из монастыря Ватопед на Афоне; "Христос Пантократор" -две мозаические иконы (Берлин и Флоренция); "Лествица", "Чудо архангела Михаила в Хонах" и другие иконы из монастыря св. Екатерины на Синае; икона св. Григория Чудотворца из Эрмитажа, и др. Иконы наиболее классического направления комниновского искусства.

Иконы экспрессивного стиля позднего ХII в. "Праздники" из монастыря св. Екатерины на Синае. "Маньеристический" вариант искусства такого типа. Икона "Благовещение" (Синай).

Антепендиумы. Венецианская Pala d'oro; византийские эмали. Малый иконостас или антепендиум. Алтарные преграды, размещение в них икон.

Искусство христианского Востока комниновского периода.

Палестина. Королевство крестоносцев в Иерусалиме. Иллюстрированные рукописи (Псалтирь Мелисанды и др. ). Византийская иконография. Особый стиль: соединение византийских черт с чертами романского искусства.

Ливан и Сирия. Фрески (ХII - ХIII вв. ) в Амьюне, Кусбе, Хамматуре, Мармусе. Оживление христианского искусства при крестоносцах. Отличия от романской европейской живописи. Сохранение традиций местного христианского искусства доарабского периода.

Каппадокия. Росписи пещерных храмов Караба-Килиссе, Каранлик-Килиссе, св. Варвары и др. Особенности иконографии. Комниновский стиль и его переработка.

Грузия. Мозаики храма в Гелати. Фрески храма в Атени. Грузинские рукописи.

Сванетия. Росписи “царского” мастера Теодора (Ипрари, Лагурка).

Армения. Иллюстрированные рукописи.

Византийское искусство в Италии

Фрески греческого мастера конца ХII в. в базилике Сант Анджело ин Формис.

Работы греческих мозаичистов в Сицилии при дворе норманнских королей Сицилии. I период работ (при короле Рожере II, 1140-50-е гг. ) - в Палермо (Палатинская капелла, Марторана) и в Чефалу (кафедральный собор). II период работ (при короле Вильгельме I, 1150-60-е гг. ) - Палатинская капелла, собор в Чефалу. III период работ (при королях Вильгельме II и Танкреде, 1180-90) - собор в Монреале.

Характеристика стиля каждого из этих периодов. Высокое качество работ греческих мозаичистов. Столичные мастера. Вопрос о местных сицилийских мозаичистах Смешанные артели. Работа сицилийских художников вместе с греческими в Монреале.

Иконографические программы сицилийских храмов. Изменения в византийской программе из-за базиликальной формы архитектуры. Включение в программы черт западной иконографии.

Работы греческих мозаичистов во второй половине ХI - ХII вв. на севере Италии: в Венеции, Торчелло, Равенне, Триесте. Собор Сан Марко в Венеции. Разные этапы работ: вторая половина ХI в. , нач. ХII в. и конец ХII в. Образы и стиль мозаик каждого из этапов. Общая иконографическая программа конца ХII в. Венецианская школа мозаики и роль греческих мастеров.

Искусство ХIII в.

Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. Сожжение и разграбление города. Гибель памятников и художественных мастерских. Последствия для всей последующей византийской культуры.

Латинская империя на территории Византии. Образование самостоятельных греческих государств (Эпир, Фессалия, Морея, Никейская и Трапезундская империи) на свободных от латинской оккупации территориях. Роль Никеи, атмосфера её культуры.

Эмиграция греческих мастеров. Широкое проникновение византийского искусства в славянские страны и на Запад. Роль местных художественных школ. Особое значение сербской школы.

Архитектура ХIII в.

Отсутствие церковного строительства в Византии в период Латинской империи. Расцвет архитектуры в Сербии. Начало сербской архитектурной школы: возведение церкви Богоматери (Великой церкви) в монастыре Студеница при Стефане Немани (1183). Оригинальность типологии, отличия от византийского крестово-купольного храма, элементы базиликальной архитектуры, черты европейской романской архитектуры во внешней декорации фасадов, порталов и окон. Типология храмов Рашской школы. Церкви в Милешеве, Градаце, Сопочанах. Типология византийской архитектуры в Эпире. Церковь Богоматери Перигоритиссы в Арте и проблема влияний романской архитектуры; оригинальность архитектурного облика и организации внутреннего пространства. Традиционный тип крестово-купольного храма на Балканах в ХIII в. Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде.

Живопись ХIII в.

Проблематика искусства ХIII в. Греческое искусство на оккупированных землях. Византийское искусство на чужой, негреческой почве. Инициативность искусства ХIII в. , его цельность. Обращение к эллинистическим традициям и его причины. Работа греческих мастеров на латинских заказчиков. Мастерские крестоносцев. Процесс сложения нового, палеологовского стиля к концу ХIII - началу ХIV в. Вопрос о месте сложения нового стиля. Различные интерпретации искусства ХIII в. Концепции К. Вайцмана, В. Н. Лазарева, О. Демуса, Св. Радойчича.

Основные черты искусства ХIII в. Монументальность, классический стержень, новый тип образа, его отличия от всего предшествующего византийского искусства.

Периодизация искусства ХIII в. , особенности разных его фаз. События 126I г. Перелом в судьбах Византии, вновь ведущая роль Константинополя.

Первый этап. Искусство первой четверти ХIII в.

Фрески в церкви Богоматери монастыря Студеница. Архиепископ Савва, его роль в сербской церковной жизни и культуре; приглашение им греческих мастеров. Иконографические особенности ансамбля. Старые, позднекомниновские, и новые особенности в типологии образов и в чертах стиля. Фрески Студеницы как памятник, стоящий у истоков новых путей развития искусства в ХIII в.

Иконы начала ХIII в. Понятие "искусство около 1200 г. ". Иконы на Кипре и в монастыре св. Екатерины на Синае.

Иллюстрированные рукописи первой четверти ХIII в. Евангелия ГРБ, cod. gr. 9, Евангелия cod. Iviron 55, и др. Традиции позднекомниновского маньеризма, их видоизменение под влиянием новых принципов искусства ХIII в.

Второй этап. Искусство второй четверти ХIII в.

Фрески в монастыре Милешево. Особенности иконографии. Донаторская композиция. Портреты персон сербской династии Неманичей. Особенности стиля фресок Милешева, его генезис. Общевизантийские черты, характерные для раннего этапа классики ХIII в. Местные элементы.

Третий этап. Искусство 60х-70х гг. ХIII в.

Отвоевание Константинополя в 126I г. Новая, палеологовская династия. Особенности атмосферы культуры при Михаиле Палеологе.

Полная зрелость классического стиля ХIII в. Отличия от понимания классики во всех предшествующих периодах византийского искусства.

Фрески в монастыре Сопочаны - высшая точка в развитии искусства ХIII в. Фрески в церкви Апостолов в монастыре Печ. Сходство и различие с фресками Сопочан. Группа иллюстрированных кодексов типа Евангелия Paris gr. 54, Iviron 5, Athen 118, и др. Проблемы их датировки. Общее с живописью Сопочан.

Последний, четвёртый этап. Искусство 80-90х гг. ХIII в.

Мозаики в церкви Богородицы Перигоритиссы в Арте. Фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, иконографическая программа ансамбля, особенности иконографии в росписи нартекса; ветхозаветные прообразовательные сюжеты; гимнографические сюжеты. Художники Михаил и Евтихий из Фессалоник. Стиль их искусства. Приписываемые им иконы конца ХIII в. Другие иконы и иллюстрированные рукописи позднего ХIII в.

Специфические особенности искусства этого периода. Усложнение иконографических программ; новые темы, их истоки и символика, их корни в искусстве ХII в. и перспективы развития в поздней византийской живописи. Характер образа и стиля. Подражание образцам Македонского Ренессанса и одновременно поиски новой выразительности. Классицизм и повышенная монументальность. Ораторский пафос искусства позднего ХIII в. , его причины.

Искусство ХIV - первой половины ХV вв.

Искусство эпохи династии Палеологов (I261 - 1453)

Поздний период истории византийского государства, его особенности. Слабость Империи, экономический упадок, угроза турецкого завоевания. На этом фоне - последний и великий расцвет изобразительного искусства, его причины, его характер.

Архитектура Палеологовской эпохи.

Константинополь. Отсутствие крупного церковного строительства. Пристройки в первой четверти ХIV в. к старым ансамблям монастырей Паммакаристос и Хора, к церкви св. Фёдора. Камерный масштаб, традиционность конструкций, особенности декорации стен, колористические эффекты.

Фессалоники. Возведение в первой половине ХIVв. ряда крупных церквей: свв. Апостолов, Екатерины, Ильи пророка. Тип пятикупольного храма. План и типология церкви Ильи пророка. Традиции и новшества. Стилистические особенности фессалоникской архитектуры.

Мистра. Церкви: Митрополии, Богоматери Афендико, Перивлепты. Особенности планов. Базиликальные пространства, с куполами и хорами. Роль капелл и параклесионов, их типология.

Сербия. Особенности местной архитектурной традиции. Соединение крестово-купольной и базиликальной архитектуры, элементы романской и готической декорации стен, порталов, окон. Типология моравской архитектуры. Храмы в Раванице, Ресаве (Манасии), Калениче.

Болгария. Месемврия (Несебр). Постройки ХIVв.

Живопись Палеологовской эпохи

Первая четверть ХIV в.

Период Палеологовского Ренессанса. Император Андроник II Палеолог и круг палеологовских гуманистов. Патриарх Афанасий и круг византийских исихастов. Классицизм - главное направление в искусстве.  Другие тенденции. Аскетический образ и стиль.

Мозаики и фрески Константинополя (монастырь Паммакаристос - Фетие-Джами, монастырь Хора - Кахрие - Джами) и Фессалоник (церковь свв. Апостолов). Ансамбли церковных росписей в Сербии периода короля Милутина (Кральева церковь в Студенице, церковь Богородицы Левишки в Призрене, церковь св. Никиты под Скопье, церковь св. Георгия монастыря Старо Нагоричино, церковь Благовещения монастыря Грачаница). Особенности иконографических программ. Общие принципы стиля и особенности индивидуальных манер.

Портативные мозаические иконы. Темперные иконы, храмовые и портативные. Иллюстрированные рукописи раннего ХIV в.

Вторая четверть ХIV в.

Период церковных споров. Григорий Палама и Варлаам Калабрийский. Борьба паламитов и антипаламитов, её итоги. Церковные соборы 1341, 1347 и 1351 гг. Окончательная победа Григория Паламы. Сущность византийского исихазма, его традиционность, его основные идеи, его влияние на искусство.

Особенности искусства этого периода. Утрата идеалов палеологовского классицизма раннего ХIV в. , изменение многих элементов его стиля. Поиск нового образа. Черты экспрессии, экзальтации, мистической ориентации.

Иконы этого периода: "Христа Пантократора" - из Византийского музея в Афинах, "Христа Пантократора" кира Исаака Дука Керсака - из Охрида, "Иоанна Крестителя" - из Эрмитажа, "Благовещения" из ГМИИ им. А. С. Пушкина, иконостас в церкви Вознесения монастыря Дечаны.

Иллюстртрованные рукописи этого периода: Новый Завет с Псалтирью, Гос. Ист. Муз. , Син. гр. 407; Минологий деспота Фессалоник Димитрия, Бодлеанская б-ка, Оксфорд; Евангелие, Вена, гр. 300; кодекс Гиппократа, Париж. Нац. б-ка.

Искусство второй половины ХIV в.

Победа Григория Паламы на соборе 1351 г. Торжество исихастских идей, воздействие их на искусство. Новая атмосфера духовной и культурной жизни. Расцвет иконописания, приоритет его в искусстве. Различные функции икон. Увеличение размера икон. Византийский иконостас. Крупные деисусные чины (из монастырей Хиландара и Ватопеда на Афоне, Высоцкого монастыря в Серпухове, Звенигородский чин Андрея Рублева). Двусторонние иконы, их символика и функции. Храмовые иконы, их роль и характер.

Общие черты в искусстве второй половины ХIV в. Содержание образов и особенности стиля, сформированные определяющим для этого времени мировоззрением исихазма. Разные периоды в искуcстве этого времени: 60е - 70е гг. и 80е - 90е гг. Разные художественные направления, их истоки, их продолжительность, периоды их расцвета. Традиции классического искусства Палеологовского Ренессанса и способы их трансформации. Экспрессивное направление, задачи и приёмы выразительности. Искусство аскетического типа, его духовные основы, его генезис, особая специфика его стиля. Искусство мягкого лирического стиля. Живопись Моравской школы, её истоки, её формирование в 80х гг. ХIV в. и расцвет в первой четверти ХV в.

Художественные индивидуальности. Феофан Грек. Мануил Евгеник. Митрополит Иоанн.

Основные фресковые ансамбли этого периода, их иконографические программы, различия их образов и стиля: церковь Перивлепты в Мистре, церковь св. Георгия в Цаленджихе, Спасо-Преображенский собор в Новгороде, церковь св. Андрея на Треске, церковь монастыря Раваница.

Иллюстрированные рукописи второй половины ХIV в. : Слова Иоанна Кантакузина, Париж. Нац. б-ка, гр. 1242; Акафист Богоматери, Гос. Ист. Муз. , Син. гр. 429; Сочинения Дионисия Ареопагита, Лувр.

Искусство первой половины ХV в.

Последний период византийской истории и культуры. Общий характер искусства этого периода, его особые черты: светлая эмоциональная окрашенность, лиризм, внутренняя просветлённость образов, утончённость, камерность. Разветвлённость иконографических программ, многосоставность композиций, символическая усложнённость и одновременно - сценичность и зрелищность. Стиль живописи, его классические основы , внесённые в них изменения, новый результат.

Фрески монастыря Пантанасса в Мистре. Фрески Ресавы и Каленича в Сербии. Различия между греческим и сербским вариантами позднепалеологовсого искусства. Соотношение византийской и сербской живописи первой четверти ХV в. с искусством Древней Руси. Андрей Рублёв.

Искусство середины ХV в. , перед концом византийской истории. Стремление к реставрации больших идеалов прошлого. Поиск духовно значительного образа. Подражание искусству второй половины ХIV в. , содержанию его образов, монументальному его стилю. Художник Ангелос.

Падение Константинополя в 1453 г. и эмиграция греческих мастеров на Крит. Итало-критская школа живописи. Проблемы поствизантийского искусства.

Заключение

 Византийское искусство как идеальное отражение православной духовности и православного типа сознания. Его соотношение с искусством европейского Средневековья.


 

I. Часть I. Раннехристианская эпоха.

1.        Хронологические, национальные, территориальные проблемы раннехристианского искусства.

2.        Сложение иконографии христианского искусства.

3.        Основные понятия раннехристианского искусства.

4.        Позднеантичная и раннехристианская скульптура.

5.        Живопись катакомб.

6.        Базилики 1У-У1 веков в Италии, северной Африке и на христианском Востоке.

7.        Центрические здания доюстиниановской эпохи (мартирии, баптистерии, церкви-ротонды, ранние купольные базилики У в.)

8.        Сравнительная характеристика церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан Витале в Равенне

9.        Мозаики Рима, Равенны, Салоник 1У,У,нач,У1 века.

II. Часть II. Византия.

1.        Периодизация истории византийского искусства»

2.        Национальные и территориальные проблемы византийского искусства.

3.        Основные понятия византийского искусства.

4.        София Константинопольская.

5.        Купольные базилики У1 в.

6.        Мозаики Равенны и Синая У1 в. Сложение византийского стиля живописи. Основные направления этого стиля. Продолжение его в УН в. /мозаики в Салониках и на Кипре/.

7.        Монументальная живопись УН в. Мозаики в Никее и Константинополе, трески в Риме и Кастельсеприо. Основные черты этого стилистического направления. Его генезис /рукописи У1 в./,

8.        Иконы У1-УПВ.вв.

9.        Миниатюры восточно-христианских рукописей У1 в.

10.     Эпоха иконоборчества.

11.     Проблема возникновения крестово-купольных храмов.

12.     Архитектура Константинополя 1Х-ХП вв. Храм на 4-м колонках.

13.     Крестово-купольные храмы Греции 1Х-ХП вв.

14.     Крестово-купольные октогональные храмы на тромпах.

15.     Декорация фасадов храмов Константинополя и Греции 1Х-ХП вв.

16.     Основные стилистические категории византийской архитектуры 1Х-ХП вв.

17.     Византийские постройки Х1-ХП вв. в Италии.

18.     Тип 5-ти купольного храма в истории византийской архитектуры.

19.     Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.

20.     Монументальная живопись Македонского периода (сер.ГК-сер.Х! вв.)

21.     Миниатюра Македонского периода. Проблема "Македонского Ренессанса". Перелом в середине XI века.

22.     Иконопись Македонского периода.

23.     Монументальная живопись Комниновского периода. Столичная школа.

24.     Монументальная живопись периферий комниновского периода.

25.     Византийская живопись комниновского периода в Италии,

26.     Иконопись комниновского периода.

27.     Миниатюра комниновокого периода»

28.     Прикладное искусство Византии 1Х-ХП вв.

29.     Живопись первой половины XIII в, /до 60-х годов/.

30.     Живопись второй половины XIII в.

31.     Архитектура ВУ в. /Константинополь, Салоники, Болгария/.

32.     Эпоха Палеологовского Ренессанса. Основные черты искусства этого периода»

33.     Ансамбль Кархие-Джами. Архитектура и живопись.

34.     Живопись первой трети в середины Х1У в.

35.     Живопись второй половины Х1У в.

36.     Сербская архитектура ХП-Х1У веков.

37.     Основные особенности сербской школы живописи. Основные монументальные ансамбли и иконы.