Программа курса "Древнерусское искусство"

ISKUNSTvo

[Материалы для студентов-искусствоведов]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Э.С.Смирнова

 

Программа курса "Древнерусское искусство"

 

Введение. Содержание понятия. Русское искусство периода Средних веков. Значение принятия христианства для развития культуры. Искусство Древней Руси как своеобразная часть культуры византийского мира конца X-XV вв. и стран Восточной Европы XVI-XVII вв. Роль местных исторических особенностей, дохристианских традиций и художественных связей в сложении своебразия древнерусского искусства.

Виды древнерусского искусства. Храмовое зодчество, светские сооружения, оборонительное строительство. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Иконопись. Книжная миниатюра и орнамент. Литургическая утварь и храмовое убранство. Вопрос о светском искусстве.

Формы художественных связей с Византией: приезд греческих мастеров, поездки русских в Византию; привоз произведений; работа по образцам. Особенности восприятия византийских традиций на Руси. Роль Константинополя, Салоник, монастырей, в том числе Афона. Удаленность Руси от античного мира и своеобразие воспроятия ею античного наследия через посредство Византии.

Многообразие художественных контактов Древней Руси как закономерность культуры Средневековья. Культурные контакты со странами Западной Европы и Востока.

Вопрос о национальных художественных идеалах в древнерусском искусстве, постепенности их формирования. Идеи древнерусской письменности и образы искусства.Наследие дохристианской славянской культуры и его значение. Сохранение традиций вплоть до конца XVII в.

Периодизация истории древнерусского искусства. Ее особенности, зависимость от исторического развития Руси и от эволюции культуры византийско-славянского мира.

История изучения древнерусского искусства.

Взгляды историков первой половины - середины XIX в. на культуру русского средневековья. Западники и славянофилы. Собрание сведений и письменных источников и преданий, начало изучения памятников. Рабриы Д.А.Ровинского, И.П.Сахарова, И.М.Снегирева.

Труды Ф.И.Буслаева и их концептуальность.: историзм, интерес к традиции, внимание к изобразительной форме. Академическая наука второй половины - конца XIX в. Труды Н.А.Кондакова. Церковная археология (Н.В.Покровский, А.И.Успенский). Знаточество.

Изучение древнерусского искусства в начаде XX в. Развитие архитектуцрной реставрации и археологии, исследование памятников Киева и Новгорода. Открытие старообрядческих храмов после 1905 г. Московские коллекционеры икон. Выставка древнерусской иконописи 1913 г. и ее общественное значение. Академическая наука (Н.П.Кондаков, Д.В.Айналов, Н.П.Лихачев). Значение ее традиций для развития мировой медиевистики XX в. (труды Н.Л.Окунева и особенноА.Н.Грабара). Художественно-критический эссеизм, роль журналов "Русская икона", "София", "Светильник". Работы Н.Н.Пунина, Н.М.Щекотова, П.П.Муратова, А.В.Грищенко.

Историография после Октябрьской революции 1917 г. Отделение церкви от государства, закрытие храмов. Деятельность Наркомпроса и его Реставрационной комиссии. Экспедиции И.Э.Грабаря по собиранию произведений древнерусского искусства. Реставрация древнерусской живописи в Центральных государственных реставрационных мастерских. Выставка древнерусской иконописи 1929-1933 гг. в Германии, Австрии, Англии и СЩША, ее научное значение. Отечественная византинистика и медиевистика 1920-х - начала 1930-х годов. Работы М.В.Аопатова, Н.И.Брунова, Г.В.Жидкова, В.Н.Лазарева, И.Э.Грабаря, А.И.Анисимова. Лакуна 1930-х годов и книга А.И.Некрасова 1937 г.

Великая Отечественная война и возрождение науки о древнерусском искусстве. Значение трудов В.Н.Лазарева в послевоенный период. Первые 4 тома "Истории русского искусства" 1953-1959 гг.

Фундаментальные пубоикации музейных коллекций и изучение русских художественных центров начиная с 1960-х годов. Труды о Киеве (М.К.Каргер), об архитектуре Северо-Восточной Руси (Н.Н.Воронин), Москвы (М.А.Ильин), рукописной книге (Г.И.Вздорнов), каталог икон Третьяковской галереи (В.И.Антонова, Н.Е.Мнева).

Изучение исторических источников, реставрационные и архитектырно-археологические исследования. Труды П.А.Раппопорта, Г.М.Штендера, С.С.Подъяпольского, А.П.Булкина.

Проблематика художественного образа и иконографических традиций в науке 1960-х - 19990-х годов. Работы А.И.Комеча, О.С.Поповой. Серия "Центры художественной культуры средневековой Руси".

 

1. Искусство Киевской Руси. Конец X - середина XI в.

 

Традиции культуры восточнославянских племен и киевского государства IX-X вв. Принятие христианства в 988 г. Деятельность князя Владимира.

Зодчество Киева конца X в. Десятинная церковь 989-996 гг. и традиции византийской архитектуры Македонского периода.

Строительство времени князя Ярослава Мудрого. Спасский собор в Чернигове 1030-х годов. Традиция зодчества Константинополя и своеобразие храма. Софийский собор в Киеве, рсрбенности его композиции, определенные княжеским заказом. Другие храмы Киева того же времени. Крепостные сооружения города. Золотые ворота и надвратная церковь.

Софийский собор в Новгороде, 1045-1050 (1052) гг. Своеобразие его плана, пропорций, конструкции, объемно-пространственной композиции. Значение Новгородской Софии для послежующего развития новгородского зодчества.

Софийский собор в Полоцке, 1060- годы. проблема рекострукции его плана и архитектурного облика. Своеобразие архитектурного решения.

Монументальная живопись Киевской Руси. Сведения о росписи Десятинной церкви и фрагменты ее фресок. Ансамбль стенописей Киевской Софии: иконографическая программа и ее особенности, вопросы стилистической ориентации и художественного образа.

Древнейшие иконы Новгородского Софийского собора -"Спас Златая риза", "Апостолы Павел и Петр". Двусторонняя икона "Богоматерь Одигитрия" - "Св.Георгий", вопрос датировки. Идейная насыщенность иконографических программ ранних русских икон.

Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. епе древнейший памятник книжного искусства средневековой Руси.

Культура Киевского государства как основа для развития культуры Украины, Белоруссии и России. Роль Киевского художественного наследия.

 

2. Искусство русских земель второй половины XI - XII вв.

 

Распад Киевского государства и постепенное формирование местных художественных школ.

Южная и юго-западная Русь.Архитектура Киева второй половины XI - первой трети XII в. Новые особенности архитектуры, изменения в поановом решении, сложение типа храма с позакомарным покрытием. Соборы Выдубицкого монастыря, Успенская церковь Киево-Печерской лавры, собор Михайловского Златоверхого монастыря, Роль киевской традиции в развитии русского зодчества домонгольского периода.

Архитектура южной и юго-западной Руси середины - второй половины XII в. Тип храма с позакомарным покрытием, конструктивные и эстетические особенности построек. Сохранившиеся памятники Киева, Чернигова, Владимира Волынского. Вариации храма в местных центрах (Смоленск, Гродно).

Искусство Галицкой Руси. Белокаменная строительная техника и ее происхождение. Разнообразие типов храмов, их декор. Местное своеобразие. Церковь Пантелеймона в Галиче, ее плановые, конструктивные и художественные особенности.

Появление новой "башнеобразной" композиции храмов в середине XII в. Роль Полоцка и Смоленска. Церкви Спаса в Полоцке, Параскевы Пятницы в Чернигове, Михаила Архангела в Смоленске. Генезис типа, его роль для последующего развития русского зодчества.

Живопись Киева второй половины XI - начала XII в. Михайловские мозаики около 1112 г., фрески Выдубицкого монастыря, церкви Спаса на Берестове.

Византийская икона "Богоматерь Владимирская", ее привоз в Киев. ее историческая судьба и значение для русской культуры.

Киевская миниатюра второй половины XI в.: Изборник Святослова 1073 г., русские миниатюры Трирской Псалтири.

Монументальная живопись и миниатюра южной и юго-западной Руси XII в. Фрески Спасского собора в Полоцке, Кирилловской церкви в Киеве, росписи Смоленска. Роль комниновской традиции и местные особенности.

Новгород. Архитектура Новгорода первой трети XII в. Киевские и местные традиции, своеобразие художественного решения. Благовещенская церковь, 1103 г., Никольский собор на Дворище, 1113 г., Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119 г., собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, 1117 г. Два направления в новгородском зодчестве . Храм Ивановского монастыря во Пскове - повторение новгородского типа, местная интерпретация.

Архитектура Новгорода и Пскова второй трети - конца XII в. Строительство епископа Нифонта. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и его особенности, выделение купола, центрального креста, пониженные угловые членения. Своеобразие византийской архитектурной традиции. Новгородские сооружения второй половины века, упрощение типов храма. Значение социальной среды, заказчиков. Церкви Благовещения на Мячине ("в Аркажах"), 1179 г., Спаса на Нередице, 1198 г.

Живопись Новгорода XII в. Периодизация. Фрески первой трети века: Софийского собора, 1108-1109 гг., Никольского собора, храма Рождества Богородицы Антониева монастыря, 1125 г., башни в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, около 1128-1130 гг. Связь со столичными и провинциальными течениями комниновского искусства.Самостоятельная интерпретация византийской традиции.

Икона "Благовещение" , ее иконография и стиль. Константинопольские традиции и местные черты. "Св.Георгий" - храмовая иконаГеоргиевского собора Юрьева монастыря. Вопрос сохранности ее живописи.

Миниатюры Мстиславова Евангелия 1103-1117 гг. Их отношение к миниатюрам Остромирова Евангелия и особенности стиля XII в.

Новгородская живопись второй трети- конца XII в. Роспись собора Мирожского монастыря, около 1140-х годов, ее иконографическая программа и художественная система, отражение богословских споров, интерпретация комниновских традиций. Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге, вопрос их датировки. Росписи церкви Благовещения на Мячине, 1189 г., Спаса на Нередице, 1199 г. Вопрос о" монастырском" направлении и "динамическом стиле"в живописи византийского круга XII в., их своеобразное преломление в русской живописи.

Новгородская иконопись середины - второй половины XII в. Преобладание классицистической ориентации. Двусторонняя чудотворная икона "Богоматерь Знамение" с "Иоакимом и Анной", 1130-е годы, "Спас Нерукотворный" с "Поклонением Кресту", "Богоматерь с младенцем" в Успенском соборе Московского Кремля, "Св.Николай", около 1200 г., "Успение" из Дессятинного монастыря (начало XIII в.). "Ангел Златые власы", проблема происхождения и датировки.

Новгородская миниатюра XII в. Пантелеймоново Евангелие.

Особенности художественного образа в новгородской живописи, его героическая интонация. значение местной общественной и культурной ситуации. Трактовка киевских и византийских традиций.

Искусство Владимиро-Суздальской Руси. Княжеский характер местной культуры. Роль народных традиций. Исключительное значение владимиро-суздальского для формирования русской национальной культуры.

Истоки местногоь искуства. Сведения о строительстве Владимира Мономаха. Белокаменные постройки времени князя Юрия Долгорукого:Спасский собор в Переславле Залесском, 1152 г., церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1150-х годов. Типология русского храма, белокаменная строительная техника, ее романское происхождение. Роль строительной артели из Галича.

Эпоха князя Андрея Боголюбского. Идейное содержание его кулььтурной политики, прославление Владимироской земли, тема покровительства Богоматери. Перевоз иконы Богоматери Владимирской из Вышгорода во Владимир. Строительство Успенского собора 1158-1160 г. Боголюбовский дворец и храм Рождества Богородицы. Вопрос об участии немецких мастеров. Церковь Покрова на Нерли, 1165 г. , специфика поланового и объемного решения как основа ее художественного своеобразия.

Строительство князя Всеволода III Большое гнездо. Пероестройка и расширение Успенского собора в 1185-1189 гг. Строительство Дмитриевского собора, 1190-е годы. Развитие программы скульптурного декора фасадов. Тема Давида-псалмопевца и рая, триумфальные сюжеты из античной мифологии, прославление княжеской власти, тема христианских мучеников.

Живопись Владимиро-Суздальской Руси XII в. Фрески Успенского собора (два периода), роспись Дмитриевского собора.Работа византийских мастеров. Ориентация владимирского искусства на классицистическое направление византийской живописи. Привоз реликвий из базилики св.Димитрия и вопрос о связях с Константинополем и Салониками.

Иконопись Владимиро-Суздальской Руси. Преломление духовных идеалов комниновской культуры. "Чин с Эммануилом и двумя архангелами", "Деисусный чин с Богоматерью и Предтечей". Традиции византийской классики и их роль в форомировании русской национальной традиции.

Декоративно-прикладное искусство XI-XII вв. Неточность термина. Содержание понятия: а)литургическая утварь и храмовое убранство; б)светское искусство символически оформляющее важнейшие ситувции и ритуалы.

Литургические сосуды. Малый и Большой сионы ("иерусалимы") Софийского собора в Новгороде.Их функция и символика образа Гроба Господня. Разнообразие техники, совершенство исполнения, характер византийской традиции, уникальные особенности.Кратиры - сосуды для причастия, из Софийского собора в Новгороде. Типология, традиция, характер формы и рельефов. "Потир Юрия Долгорукого", около 1200 г. Типология и традиции.Гравированные изображения и одухотворенность их образов, аналогии в изобразительном искусстве.

Древнейшие оклады русских икон. Серебряная бьасма "Апостолов Павла и Петра", XI в. Оклад "Богоматери Корсунской" из Софийского собора в Новгороде, XII в. Разнообразие убранства икон: венцы, цаты, колты, подвески. Данные письменных источников, живописных изображений.

Изделия с перегородчатой эмалью, разнообразие их назначения (светское и церковное). Художественные изделия из золота и серебра, техника скани (филиграни), зерни, черни.

Церковные врата. Их семантика. "Корсунские врата" XI в. в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде. Символика "процветших крестов". Магдебургские врата" того же собора.

Мелкая пластика. Изделия из камня. дерева. Литье. Почти полное отсутствие изделий из кости. Своеобразие произведение русской мелкой пластики. Особенности образа, символики, функции, техники.

Древнейшие памятники русского шитья, их назначение: "Распятие", поручи Варлаама Хутынского.

Произведения светского назначения. Княжеский убор. Диадемы, ожерелья, обручи. Славянские и византийское традиции. Проблема крестьянского искусства. Роль археологических находок в Киеве, Новгороде и других областях. Вопрос о скандинавских контактах северных областей Руси. Восточно-славянские племена дохристианского периода и разнообразие их художественного наследия.

 

3. Русское искусство XIII в.

 

Поворотный характер эпохи в истории всех стран византийской культурной ориентации. Культура XIII века в отечественной и зарубежной историографии. Выявление самостоятельных особенностей культуры XIII в. как отдельного периода на протяжении последних десятилетий.

Политическая ситуация на Руси в XIII в. Татаро-монгольское нашествие 1230-х - 1240-х годов. Разорение русских земель, гибель памятников искусства, исчезновение мастеров. Борьба Новгорода и Пскова с крестоносцами. Ослабление контактов с Византией вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. и образования Латинской империи, вплоть до 1261 г.

Резкое расхождение путей развития с одной стороны, южных и западных областей доионгольской Руси, включая Киев, оказавшихся с середины века в зоне западного политического и культурного воздействия, а с другой стороны, северо-восточных и северных областей. Проблема киевского наследия.Его значение для последующего развития послемонгольской северной и северо-восточной Руси.

Усиление местных, национальных особенностей русской культуры уже в первой трети XIII в., то есть в конце домонгольского периода, в результате подъема национального самосознания. укрепления русской культуры, усвоения и переработки византийского наследия. Сохранение культурного потенциала Руси во второй половине века, несмотря на трагизм военно-политической ситуации.

Архитектура первой трети XIII в. Переработка конструкции храма типа вписанного креста. Формирование ступенчатой башнеобразной композиции в архитектуре Новгорода и Владимиро-Суздальской земли, под впечатлением полоцко-смоленского зодчества. Новгородская церковь Параскевы Пятницы на Торгу, смоленское проихождение ее строителей.Церкви Рождества Богородицы в Перынском скиту, собор Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве Польском. Новая трактовка образа и силуэта, народные черты в скульптурном декоре храмов.

Возрождение каменного строительства с конце XIII в. в Ростове, Твери и Новгороде. Церковь св.Николы на Липне бдиз Новгорда, 1292 г., доионгольское наследие и новые особенности ее архитектуры. Творческий характер русского зодчества XIII в.

Формирование героического монументального образа в русской живописи XIII в.Росписи собора Рождества Богородицы в Суздале, 1233 г. Иконопись первой половины века. "Богоматерь Влахернитисса" ("Оранта") из Ярославля, около 1224 г., "Димитрий Солунский на престоле" из Дмитрова, около 1212 г. Медные врата, расписанные в технике золотой наводки, в соборе Рождества Богородицы в Суздале. "Христос Пантократор" из Успенского собора в Ярославле и его стилистические и образные особенности. Значение национального художественного наследия в русской живописи XIII в.

Иконопись Новгорода первой половины века. "Богоматерь Умиление" из Белозерска, двусторонняя икона "Богоматерь Знамение" и "Неизвестная мученица" из собрания П.Д.Корина. Активность художественного образа новгородских произведений, яркость цветового решения.

Миниатюра первой половины века. Служебник Варлаама Хутынского, около 1224 г., Апостол 1220 г., Спасское Евангелие.

Живопись второй половины XIII в. Непрерывность художественной жизни Новгорода. Местные иконы середины - конца XIII в. Монументальные образы "Св.Николы" из Духова монастыря, "Св.Николы" 1294 г. Экспрессивное направление в иконописи и минатюре Новгорода: "Свв.Иоанн Лествичник, Георгий и Власий", "Спас на престоле" с избранными святыми. Миниатюры Симоновского Евангелия 1270 г.

Своеобразие псковской иконописи; "Илья пророк в пустыне" из погоста Выбуты.

Иконопись Ростова и Ярославля второй половины - конца XIII в. "Богоматерь на престоле" из Толгского монастыря, "Собор архангелов" из Великого Устюга, "Свв.Евстафий и Фекла", "Архангел Михаил" около 1300 г., "Спас Нерукотворный" из Ростова. Сложение местной художественной школы и ее особенности. Традиции домонгольского и новые качества.ё

Роль митрополичьей кафедры в развитии искусства. Икона "Богоматерь Максимовская", около 1299 г., ее иконография, программа, элементы пространственности и объема в формальном решении.

Памятники из южных и западных областей. "Богоматерь Свенская", Галицкое Евангелие в ГТГ.

Место русской живописи в искусстве стран православного круга XIII в. Аналогия с культурой византийских провинций, не затронутых, как и Русь, возрождением эллинистических традиций.

 

4. Искусство возвышающейся Москвы и русских земель. XIV-XV вв.

 

Интенсивное возрождение экономической и культурной жизни Руси. Восстановление и укрепление связей с Византией. Интенсивное развитие мечтных художественных школ. Интерпретация палеологовского искусства и роль местных традиций.

Искусство первой половины - середины XIV в. Возвышение Москвы. Деятельность князя Ивана Калиты и митрополита Петра. Строительство каменного Успенского собора 1326-1327 гг. Сведения о других каменных постройках Кремля и монастырей. Московская живопись. "Греки митрополита Феогноста" и их русские ученики. Сведения о росписи храмов в 1330-х - 1340-х годах. Вопрос о сохранности и атрибуции икон. Провизантийские и местные тенденции."Спас оплечный", "Спас Ярое око", проблема местной традиции. "Троица" Успенского собора, "Борис и Глеб" из собрания Н.П.Лихачева, миниатюры Сийского Евангелия 1339-1340 гг. Особенности преломления традиций палеологовского искусства.

Живопись Ростова и Ярославля. Нарастание элементов провинциальности, по сравнению с искусством Москвы. "Богоматерь Толгская" из ГРМ. Федоровское Евангелие. Искусство северных областей, входивших в Ростовскую епархию. Древняя иконопись Вологды.

Живопись Новгорода. Традиция XIII в. и ее значение для новгородской иконописи. Живопись XIV в. на иконе "Св.Георгий". Праздничный ряд Новгородской Софии 1341 г. Миниатюры Хлудовской Псалтири и Евангелия Хлуд.30. Медные "Лихачевские врата" с золотой наводкой. Своеобразие новгородской интерпретации стиля XIV в.иконопись народного круга: "св.Никола" с житием из погоста Озерёво, "Чудо Георгия о змие" из собрания Н.П.Погодина. Особенности их иконографии и стиля.

Живопись Пскова. Сложение местных художественных особенностей, пр сходстве общественного строя с новгородским. Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Иконы из церкви св.Николы от Кож.

Искусство Твери и вопрос сохранности ее памятников. Миниатюры Хроники Георгия Амартола.

Архитектура Новгорода XIV-XV вв. Первая половина - середина столетия как время разнообразия, экспериментов, сложения типа и образа новгородского храма и трехлопастным завершением фасадов. Церковь св.Николы Белого, 1312-1313 гг., Спаса на Ковалеве, 1345 г., Успения на Волотовом поле, 1352 г. Основные памятники Новгорода второй половины столетия - высшая точка эволюции новгородского зодчества. Цнокви Федора Стратилата на Ручью, 1360 г., Спаса Преображения на Ильине улице, 1374 г., их особенности. Роль фасадного декора и характер интерьера

.Видоизменение типа в XV в. Церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г. Появление миниатюрных храмов с восьмискатным покрытием: церкви Двенадцати апостолов на Пропастех, Иоанна Богослова на Витке (в Радоковицах), Симеона Богоприимца в Зверине монастыре. Строительство архиепископа Евфимия II. Историзм его культурной политики, постройки "на старой основе". Строительство архиепископского дворца, роль западных мастеров. Грановитая палата. Появление новых типов построек: церковь Иоанна Милостивого на Мячине, с трапезной, 1421 г.

Повторение старых архитектурных типов в зрдчестве XVI в. Цнокви свв.Власия, Климента, Димитрия Солунского.

Архитектура Пскова XIV-XV вв. Форомирование и эволюция местной архитектурной школы. Ее новгородские истоки. Специфика оттенков псковской культуры, роль народных основ, меньшее значение аристократических вкусов. Собор Снетогорского монастыря, 1310-1311 г., как реплика Мирожского собора, отличие пропорций и трактовки интерьера. Храмы Михаила Архангела, 1339 г., Никольская церковь в Изборске, 1341-1349 гг., как местная вариация новгородского храма. Троицкий собор 1365-1367 гг. Элементы новгородской традиции и новые местные особенности в пропорциях и решении верха. Памятники XV в., их камерность (церкви Успения в Мелетове, Козьмы и Демьяна с Примостья, Георгия во Взвоза, Богоявления с Запсковья). Псковские памятники XVI в как закрепление местной традиции.

Русская живопись второй половины XIV в. Выдающееся значение русских памятников в системе культуры византийского круга позднепалеологовского времени. Идеи исихазма, их глубокое восприятие на Руси, своеобразное преломление.

Живопись Новгорода второй половины XIV в. Монументальная живопись, ее памятники, этапы и направления. "Экспрессивное" направление. Фрески Волотова, проблемы их датировки. Первый слой росписи, предположительно 1352 г. , его связь с традициями живописи первой половины столетия. Основной слой росписи, 1363 г. Своеобразие иконографической программы, темы Богоматери, Божественной Премудрости, ее творящей силы. Особенности стиля, проблема его истоков.

Феофан Грек. Сведения о его биографии и творчестве. Фрески церкви Спаса на Ильине, 1378 г. - его единственное документированное произведение. Программа росписи, тематика спасения человеческого рода, теофании, аскетического опыта. Титанические образы фресок. Связь творчества Феофана с ведущими течениями позднепалеологовской живописи. Своеобразие его творческой манеры.

Роспись церкви Федора Стратилата, ее отношение к фрескам церквей Успения в Волотове и Спаса на Ильине. Тема духовного совершенствования, нравственного очищения, внутренней сосредоточенности.

"Классическое" направление. Роспись церкви Спаса на Ковалеве, 1380 г. Гибель храма во время Великой Отечественной войны, реставрационные работы и восстановление росписи под руководством А.П. и В.Б.Грековых. Скульптурный характер фигур, спокойное величие форм. Своеобразие и суровость образа. Вопрос об истоках стиля.

Фрески церкви Рождества Христова на Кладбище, 1390-х годов. Система росписи, ее новые особенности. Лирический характер образов.

Погибшие росписи церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, около 1400 г. Изысканность форм, музыкальность ритма, плавность линий, тонкость ликов как стилистическая параллель творчеству Андрея Рублева.

Иконопись Новгорода второй половины XIV в., многообразие течений. Монументальный классицизм ("Благовещение", "Борис и Глеб на конях", отчасти "Отечество"), лирическое направление ("Покров" около 1399 г., "Спас Вседержитель" из церкви Федора Стратилата), "Апостол Фома" как местная интерпретация стиля фресок Сковородского монастыря.

Новгородская миниатюра второй половины XIV в. как отражение большого стиля, ведущих течений в живописи.. Музейское Евангелие ГИМ - выдающийся памятник палеологовской миниатюры. Иллюстрации Псалтири Ивана Грозного, Сильвестровского сборника, Пролога 1400 г. из Хутынского монастыря.

Иконопись Пскова второй половины XIV в. Решающая роль экспрессивного направления. зависимость стиля и образной концепции от новгородских фресок, местные особенности. Иконы "Собор Богоматери", "Свв.Параскева, Варвара и Ульяна", "Деисусный чин с Варварой и Параскевой". Проблема датировки псковских икон.

Искусство Москвы второй половины XIV - XV вв.

Москва как центр объединения русских земель. Московская архитектура XIV - первой трети XV в. Ранний период, Успенский собор 1326-1327 гг., традиции домонгольской архитектуры в плановом решении. Сведения о строительстве 1360--х - 1370-х годов. Белокаменные укрепления Московского Кремля. Строительство монастырей вокруг Москвы. Основание Чудова монастыря в 1365 г. Каменное строительство в Коломне и Серпухове в конце XIV в.

Церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, 1393 г. Ее конструктивное и плановое решение. Удаление от домонгольской традиции. Изысканность декора, формы ниш и проемов. Отличие белокаменной техники от домонгольского строительства .Успенский собор на Городке в Звенигороде, около 1399-1400 гг. Конструктивные новшества, своеобразие пропорций, подчеркнутый вертикализм, трактовка интерьера. Сходство с деталей с деталями церкви Рождества Богородицы. Близость строительных артелей, работавших по заказу великокняжеской семьи. Церковь Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Проблема датировки. Особенности архитектурного решения. Резные пояса раннемосковской архитектуры, их отличие от аркатурных поясов владимиро-суздальской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря, динамический характер архитектурного образа, специфика конструктивного решения.

"Монастырское" направление в раннемосковской архитектуре. Никольская церковь в селе Каменском. Тип храма с угловыми пристенными опорами. Созерцательность, молитвенная сосредоточенность, создающаяся в интерьерах таких храмов. Троикий собор Троице-Сергиева монастыря. 1422 г. Особенности плана, тонкие столбы, развитая западная часть. Характер стен и завершения. Интерьер, сохранность иконостаса.

Традиции раннемосковского зодчества. Их отголоски в ростовском и белозерском зодчестве XV в.

Московская живопись второй половины - конца XIV в. Основы расцвета. Подъем духовной культуры Руси, ведущая роль Москвы после Куликовской победы, деятельность преподобного Сергия Радонежского, стремление к духовному очищению и нравственному совершенствованию,

роль аскетических идеалов. Преобладание классицистических художественных традиций. Деисусный чин Благовещенского собора - центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в. Вопрос о его происхождении и авторстве. Соответствие византийским традициям и русские особенности в трактовке формы и силуэта. "Богоматерь Донская" с "Успением" на обороте, стилистические параллели. "Преображением" из Переславля Залесского, около 1403 г. "Иоанн Предтеча" из Коломны, 1390-х годов.

Произведения с лирическим характером образа: "Свв.Борис и Глеб на конях", "Свв.Борис и Глеб с житием" из Коломны, "Сошествие во ад" из Коломны. Особенности иконографии. Черты московской живописи в художественном решении.

Памятники московской миниатюры. Переславское Евангелие. Киевская Псалтирь 1397 г.

Андрей Рублев и его школа. Сведения письменных источников и предания о о его биографии и творчестве. Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени. Тематика нравственного очищения, духовного совершенствования, грядущего спасения и райского блаженства, внутренняя гармония.Новые особенности художественной формы. Своеобразие пространственного решения, роль линии, силуэта, характер колорита. Вопрос об отношении к эллинистической традиции. Роль византийского художественного наследия, русских памятников XII в.

Ранние проявления нового стиля. Икона "Архангел Михаил, с деяниями", около 1399 г., в Архангельском соборе Московского Кремля, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде, около 1400 г., миниатюры Евангелия Хитрово. Звенигородский чин.

Роспись Успенского собора во Владимире, 1408 г. Копия "Богоматери ВладимирскоЙ" из Успенского собора во Владимире. Икона "Троица" как идеальное воплощение православной концепции. Особенности художественного воплощения. Вопрос датировки.

Живописные ансамбли круга Андрея Рублева. Праздники Благовещенского собора, своеобразие живописных приемов и композиционного решения. Иконостас Успенского собора во Владимире. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Московская миниатюра первой трети XV в. Евангелие Успенского собора, Апостол из Кирилло-Белозерского монастыря, до 1424 г., Евангелие из Спасо-Андроникова монастыря, Аникиево Евангелие.

Московская живопись середины - второй половины XV в. и творчество Дионисия. Преемственность художественной эволюции и новые качества искусства в условиях утраты роли Константинополя как центра общеправославной культуры. Московская школа живописи XV в. как целостное явление, своеобразие этапов развития.

Малое число сохранившихся произведений середины века. "Иоанн Предтеча" из Песношского монастыря.

Сведения письменных источников о биографии и творчестве Дионисия. Московское происхождение его стиля. Евангелие из библиотеки МГУ, 1470-х годов, близкое к творчеству Дионисия. Фрески алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля,1480 г., возможное участие Дионисия. Роспись Похвальского придела там же, проблема датировки. "Богоматерь Одигитрия" из Вознесенского монастыря, с живописью Дионисия 1482 г.

Фрески собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг. Программа и система росписи. Тема прославления Богородицы.Роль гимнографических сюжетов, композиций на темы Акафиста. Художественные особенности ансамбля.

Иконы Дионисия и мастеров его круга. "Распятие" из Павлова-Обнорского монастыря, два"Успения" - оттуда же и из Дмитрова . Иконные портреты русских иноков; "Кирилл Белозерский", "Димитрий Прилуцкий с житием". Иконы русских митрополитов св.Петра и св.Алексея, проблема датировки. Значение творчества Дионисия в истории русской живописи.

Местные школы живописи XV в.

Искусство Новгорода и основы его специфики. Роль народных вкусов, отсутствие элитарной княжеской придворной культуры. Экспрессивность новгородской живописи, мажорный характер образа, тема духовного подвига, триумфа святых мучеников. Ведущая роль иконописи. Этапы эволюции, отражение общих закономерностей в истории русской живописи. Своеобразие иконографических решений, редкие изводы ("Чудо от иконы Богородицы", "Свв.Власий и Спиридон", и др.). Иконы с изображением отдельных и "избранных" святых, символика образов.Произведения новгородских иконописцев, выполненные за пределами Новгорода (иконы в иконостасе Успенкого собора Кирилло-Белозерского монастыря). Софийские таблетки.

Новгородские фрески XV в.: в церкви Сергия Радонежского в Детинце, в церкви Симеона Зверина монастыря, погибшие росписи Никольской церкви в Гостинополье.

Новгородская миниатюра XV в. и ее значение. Евангелие из Рогожского собрания, Евангелие ГИМ, Муз.364, Евангелие 1468 г., Гостинопольский Служебник 1475 г., Валаамское Евангелие 1495 г.

Живопись Пскова. Фрески Успенской церкви в Мелетове, 1465 г., архаические особенности стиля, своеобразие иконографии. Псковская иконопись, местное наследие и общерусские особенности.

Искусство Твери, Ростова Великого, Вологды. "Северные письма".

Вопрос о местных школах в отечественной историографии. Первенствующее значение общерусской художественной эволюции.

Архитектура Москвы конца XV - начала XVI в. Строительство Московского Кремля.

Завершение процесса объединения Русского государства вокруг Москвы, присоединение Новгорода (1478г.) и Твери (1485 г.). Потребность в новой идеологии, архитектурном оформлении новой политической ситуации. Москва как опора всего православного мира. Теория "Москва третий Рим".

Строительство Успенского собора Неудача сооружения 1472-1474 гг. Приглашение Аристотеля Фиораванти, его строительство 1475-1479 гг. типология русского пятиглавого храма. с ориентацией на Успенский собор во Владимире. Кардинальные изменения традиции, зальный характер интрьера, особенности сводов и пропорций. Своеобразие итальянских ренессансных традиций в творчестве Аристотеля, его рационализм, при отсутствии ордерности и античных мотивов. Значение Успенского собора для истории русского зодчества.

Строительство стен и башен Кремля.

Большой Кремлевский дворец, его Грановитая палата, мастеров Марко и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491 гг. Другие сохранившиеся фрагменты дворца, работы итальянских архитекторов, его подклетные части.

Архангельский собор, 1505-1508 гг. по проекту венецианского зодчего Алевиза Нового. Особенности творчества Алевиза. Сведения о его биографии, ранние работы. Постройки врат Бахчисарайского дворца.Типологические особенности Архангельского собора и черты венецианской архитектуры.

Колокольня Кремля с церковью Иоанна Лествичника ("ИванВеликий"). Постройка Бона Фрязина, 1505 - 1508 гг. Происхождение мастера из области Венето в Северной Италии (исследования С.С.Подъяпольского). Итальянские параллели. Традиция русских звонниц и рождение новой традиции башнеобразных колоколен, ее значение для русской архитектуры и образа русских городов и монастырей.

Постройки русских мастеров в Московском Кремле. Благовещенский собор 1484-1489 гг. Его дворцовый характер, первоначальный облик. Особенности московской архитектуры и своеобразие работы псковских мастеров.

Церковь Положения ризы Богоматери на митрополичьем дворе, 1485-1486 гг. Своеобразие перекрытий, декора, сочетание признаков московской и псковской архитектуры.

Сведения о развитии московской архитектурной школы в середине - конце XV в. (исследования В.В.Выголова). Работа псковских мастеров в Москве.

Русское декоративно-прикладное искусство XIV-XV вв. Литургическая утварь и храмовое убранство. Основные особенности: а)усложнение символической интепретации; б)утончение формы, рассчитанной на более пристальное индивидуальное восприятие.

Типы предметов и виды искусства. Оклады напрестольных Евангелий, их символика и иконография.Евангелие боярина Федора Кошки. Евангелие Успенского собора, заказ митрополита Фотия. Евангелие РГБ, Муз.8655 и традиции искусства времени Андрея Рублева в силуэтном решении рельефа.

Литургические сосуды. Иерусалим Успенского собора 1486 г. Потир Ивана Фомина.

Ковчег-реликварий Дионисия Суздальского , 1383 г., его историческое и художественное значение.

Оклады икон: "Богоматери Владимирской", заказ митрополита Фотия, другие примеры.

Пластика и резьба. Иконы троицкого резчика Амвросия.

Особенности искусства в местных центрах. Новгород и его наследие. Изделия из меди с золотой наводкой. Васильевские врата 1336 г., их иконография и стиль. Каменный Алексеевский крест 1388 г. в Софийском соборе. Людогощенский крест 1359 г., особенности его сюжетов и пластики. Панагиар архиепископа Евфимия, 1435 г., русские и западноевропейские особенности.

Русское шитье XIV-XV вв. Символическое значение предметов. Особенности русского шитья, его отличие от византийского, южно-славянского, молдаво-влахийского. Роль силуэта, особенности цветового решения.

Саккосы русских митрополитов. Символика облачений и иконография изображений. Саккосы митрополитов Петра, Алексея, Большой и Малый саккосы Фотия.

Русские плащаницы. их иконографическая традиция. Плащаницы московские и новгородские, их стилистическое различие.

Другие разновидности шитых изделий. Воздух 1389 г. т его иконография. Вопрос о его литургическом назначении. Суздальский воздух. Шитые иконостасы. Новгородский деисусный чин круга архиепископа Евфимия.

 

5. Русское искусство эпохи позднего средневековья. XVI-XVII вв.

 

Новые задачи искусства в условиях Русского централизованного государства. Нарастание догматизма, пропаганда государственного начала. Снижение роли художественного образа как посредника в молитвенном общении с первообразом. Повышение декоративности, акцент на художественной форме в ущерб содержательности образа. Снижение роли эллинистической традиции вслеедствие падения Византии как посредника в ее передаче.Одновременно - увеличение роли народных традиций, разнообразие и изобретательность художественных решений, рост местных художественных центров, распространение искусства "вширь". Искусство XVI-XVII вв. в отечественной историографии.Неправомерность однозначного отношения к художественной культуре эпохи.

Архитектура XVI в. Ее исключительное значение в системе художественной культуры.

Шатровое зодчество. История изучения. Взгляды на происхождение шатра. Справедливость точки зрения И.Е.Забелина о зависимости каменных шатровых построек от прообразов в деревянной архитектуре. Летописное свидетельство, найденное М.Н.Тихомировым.Роль итальянских архитекторов в создании первых шатровых сооружений на Руси.

Церковь Вознесения в Коломенском. Ее плановое и объемно-пространственное решение. Своеобразие силуэта, характер интерьера. Архитектурные детали. Приемы римской архитектуры первой трети XVI в. Возможное авторство итальянского мастера Петрока Малого. Исследования В.А.Булкина и С.С.Подъяпольского.

Георгиевская церковь в Коломенском - ярусное сооружение "под колоколы", Соединение русской и итальянской традиции, упрощение итальянизирующих деталей.

Церковь Преображения в Острове. Вопрос датировки. Своеобразие архитектурного решения, вне зависимости от Вознесенской церкви в Коломенском. Другие шатровые постройки: церковь Петра Митропооита в Переславле, храмы в Городне и Старице.

Покровский собор на Рву. История постройки, связь с историческими событиями. Посвящение приделов. Сочетание шатровых и столпообразных построек. особенности архитектурного решения ансамбля. Храм как образ Небесного Иерусалима. Мамориальный характер сооружения.

Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и ее особенности.

Судьба шатрового зодчества в XVII в. Национальный характер русской шатровой архитектуры.

Разнообразие типологии построек в XVI в.

Бесстолпные храмы с крещатыми сводами. Их строительство в качестве посадских и вотчинных. Конструктивные особенности. Характер пропорций,декора, образа. Основные примеры: церкви в Юркина, Трифона в Напрудной слободе, Вознесения (Исидора Блаженного) в Ростове, Зачатия Анны "что в Углу".

Большие городские и монастырские соборы. Развитие городов и монастырей, необходимость возведения монументальных сооружений. Успенский и Архангельский соборы как обрвзцы для храмов XVI в. Интерпретация мотивов. Успенские соборы в Ростове и Дмитрове, Спасо-Преображенский собор Прилуцкого монастыря близ Вологды, Софийский собор в Вологде, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и другие сооружения этого типа.

Годуновское зодчество. (1590-е годы - 1604 г.) . Формирование цельной композиции храма с двумя приделами. Особенности декора. Церкви в Хорошеве, в Больших Вяземах. Политические идеи Бориса Годунова и попытки их воплощения в архитектуре.

Местные архитектурные школы:Новгород, Псков, Ростов, Белоозеро

Живопись XVI в. стремление государства к регламентации всех областей культуры. Деятельность митрополита Макария. составление Никоновской летописи, Четьих Миней, Книги степенной царского родословия. Соборы по канонизации русских святых. Составление иконописных подлинников. Лицевой летописный свод. Постановления Стоглавого собора.

Создание сложных иконных композиций на богословские темы. "Четырехчастная"икона Благовещенского собора, ее идейное содержание и художественные особенности.

"Благословенно воинство небесного царя...",с персонажами христианской истории.Сведения о росписях палат Большого Кремлевского дворца. Росписи Золотой Царицыной палаты, Грановитой палаты.

Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. Собирание икон и реликвий в Москву со всей Руси. Их реставрация, поновление, копирование.

Художественные особенности русской живописи XVI в. изменение композиции, колорита, образной характеристики. Фрески Благовещенского собора, около середины XVI в., Спасского собора в Ярославле. Ансамбли иконостасов.

Роль миниатюры. Иллюстрации Деяний архангела Михаиа из Егоровского сборника, Лицевого летописного свода. Распространение житийных икон, роль нарративного начала. Иконы-притчи.

Строгановская школа живописи как искусство московских кремлевских мастеров. Местные школы живописи.

 

Русская художественная культура XVII в.

Особенности эпохи. Новое в экономической, политической, культурной жизни страны. Средневековая типология культуры. Роль церкви, значение традиции.

Искусство XVII в. в отечественной историографии. Разнообразие оценок. Необходимость исторического подхода к явлению.Периодизация.

Архитектура XVII в. Первая четверть столетия. Продолжение традиций XVI в. после окончания Смуты. Огрубление старых приемов. Новые особенности. Церкви Покрова в Рубцове, Св.Николы Надеина в Ярославле, шатровая церковь в Медведкове.Надстройка башен Кремля.

Архитектура второй-третьей четверти века. Строительство гражданских сооружений. Теремной дворец Московского Кремля. Больничные палаты Троице-Сергиева монастыря и другие примеры.

"Узорочье" в московской архитектуре. Храмы Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках.

Местные центры. Архитектура Ярославля, одного из крупнейших русских художественных центров XVII в. Монументальный характер ярославского зодчества. Церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Богоявления.

Зодчество Ростова, строительство митрополита Ионы Сысоевича. Особенности ансамбля.

Строительство патриарха Никона. Смысле его культурной политики. Стремление перенести на Русь святыни христианского мира. Основание Валдайского Иверского, Онежского Крестного, Воскресенского Новоиерусалимского монастырей. Храм Воскресенского монастыря и его уникальные особенности.

Образы русских монастырей XVII в.

Нарышкинское барокко - новый этап в истории древнерусской архитектуры. Органичное слияние русской традиции с элементами западноевропейского зодчества. Проблема происхождения. Типы храмов. Центрические ярусные постройки и индивидуальное своеобразие сооружений. Роль заказчика.Анализ церквей Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Лыкове, Бориса и Глеба в Зюзине. Церковь Знамения в Дубровицах как памятник, стоящий на пороге нового этапа в истории русской архитектуры.

 

Живопись XVII в.

Повторение и развитие традиций предшествующего этапа в живописи первой половины XVII в., при усложнении композиций, силуэтов, нарастании нарративности и орнаментальности. Мажорность и красочность художественного образа как отражение благодати небесного мира. Традиции монументализма. Роспись Успенского собора Московского Кремля, фрески Кирилло-Белозерского монастыря, Николо-Надеинской церкви в Ярославле.

Иконописцы Оружейной палаты середины - второй половины века. Творчество Симона Ушакова и его последователей. Новшества мастеров, использование отдельных приемов европейской живописи. Аналогии в творчестве итало-критских художников , при различии европейских образцов. Сохранение средневековой художественной концепции. Укрупнение формы, стремление к монументальности и значительности образа, одновременно - утрата его содержательности. Повторение и копирование чтимых и чудотворных русских икон, реплики святынь православного мира. Историзм творчества Симона Ушакова. Его соответствие идеям патриарха Никона.

Выдающиеся мастера живописи второй половины столетия.Творчество Федора Зубова, Семена Спиридонова Колмогорца.

Фрески Ярославля и Костромы. Их высокий художественный уровень. Значение народных вкусов. Использование европейских гравюр для некоторых композиций. Преувеличение роли этого факта в историографии.

Отражение европейского стиля в работах иконописцев-ремесленников. Иконы Покровской церкви в Филях как некритическое восприятие художественных приемов европейской живописи.

Рождение портретной живописи. Парсуны "оплечные" и "в рост". Парсуны с изображением царя Ивана Грозного, боярина Скопина-Шуйского, царя Федора Иоанновича, парадный портрет Федора Алексеевича. Особенности парсунной живописи, роль иконной традиции, использование западноевропейских схем парадного портрета. Роль гравюры.

Традиции лучших образцов русской живописи XVII в. в русском искусстве нового времени.

 

Декоративно-прикладное искусство XVI-XVII вв. Повышенная роль декоративного искусства в оформлении храмового интерьера, а также фасадов зданий. Развитие орнаментальной резьбы и росписи. Значение традиций народного творчества.

"Царские"и "митрополичьи" места в храмах. Символика, сюжеты рельефов. Иконостасы XVI-XVII вв., их резьба и орнаментальная роспись. Традиционные орнаментальные мотивы, роль западноевропейских импульсов, мотивы барокко в конце XVII в.

Литургические сосуды и оклады богослужебных книг, новое в их оформлении. Усиленная роль цвета в художественном металле, развитие эмалей. Шитье XVI-XVII в., усиление декоративной насыщенности.

Древнерусские изразцы.

Роль древнерусского прикладного искусства в развитии русского крестьянского искусства и художественных промыслов Нового времени.

 

Заключение. Место древнерусского искусства в системе художественного культуры православных стран византийского и поствизантийского периодов. Судьба древнерусского наследия в истории русской культуры.